Воспитание детей в семье: чужой среди своих
Если родители осознают психическое своего ребенка и знают, как развить его из архетипичного зверька в человека реализованного, процесс воспитания будет увлекательной игрой, без потерь. Воспитание наугад или по принципу «как нас воспитывали» может привести к тяжелейшим последствиям.
Сколько бы ни говорили о кризисе семьи, семейное воспитание детей все еще является предпочтительным среди прочих видов воспитания человека. Именно в семье ребенок получает первый опыт социализации, начинает понимать роли людей в обществе, пытается найти свое место в человеческой стае. В семейной среде человек научается сотрудничеству и сопереживанию, получает первое представление о взаимозависимости каждого и всех. Если родители осознают психическое своего ребенка и знают, как развить его из архетипичного зверька в человека реализованного, процесс воспитания будет увлекательной игрой, где нет проигравших. Воспитание наугад или по принципу «как нас воспитывали» может привести к тяжелейшим последствиям.
Осознанное воспитание детей в семье без самообмана, необоснованных надежд и жестоких разочарований возможно. Необходимым условием для этого является системное мышление, которое получает на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» любой неравнодушный родитель или воспитатель, независимо от базового образования, возраста и пола. Представление о восьмимерной матрице психического дает возможность развивать малыша единственно правильным образом, наполняя истинные (векторальные) желания ребенка.
Воспитание как таковое является системой осознанных действий, направленных на развитие векторальных свойств личности.
Парадокс, но именно страстная любовь к своему ребенку все чаще становится причиной слома жизненного сценария «залюбленного» в детстве человека. Воспитание детей в семье в этом случае характеризуется:
-
полным освобождением ребенка от какой бы то ни было ответственности за свои поступки («Папа лучше знает!»);
-
традиционной российской опекой дитяти лет до сорока, пока родители не одряхлеют («Какая здесь тебе жена?! Тут твоя мама!»);
-
«авторитарным правлением», при котором ребенок обязан слепо выполнять родительскую волю и исполнять возложенные на него родителями обязанности достижения счастья («Пора тебе жениться, пора нам нянчить внуков!»).
Природная любовь к детям заставляет родителей растить и воспитывать их, передавать свой опыт. Роль родителей в воспитании детей видится нам в том, чтобы дети не повторяли наших ошибок, чтобы жили лучше нас, счастливее. Каждый человек, так или иначе, воспринимает мир через призму своего опыта, своего психического, своей личности. Здесь кроется главная опасность — стремление воспитать ребенка по образу и подобию своему, создать некую усовершенствованную модель себя для продвижения ее в более успешное будущее. Опасные миражи, результатом которых может быть слом уникального жизненного сценария ребенка, абсолютно не похожего на родителей векторально.
К субъективному желанию оградить дитя от ошибок своим проверенным годами опытом добавляется фактор объективный — стремительное обесценивание этого опыта на современном ландшафте. Нам нечего передать своим детям из рук в руки, они рождаются иными, чем мы, для иных условий жизни, к которым мы сами порой не можем адаптироваться в полной мере. Это прежде всего касается родителей, в векторальной матрице психического которых присутствует анальный вектор. Системное знание позволяет таким родителям объективно оценить свой опыт и избежать навязывания детям собственных обид на жизнь, закамуфлированных под гиперопеку и авторитаризм («У меня не получилось, значит, сын или дочь должны сделать это, додать мне недополученное в жизни»).
Есть и другая крайность. Хорошо адаптированные на современном ландшафте кожные родители предпочитают откупаться от ребенка дорогими подарками и карманными деньгами, нежели заниматься его воспитанием. Время — деньги, а времени на детей нет. С младенчества ребенок находится на попечении няни, гувернантки, а затем дорогого (самого лучшего!) учебного заведения. Такой ребенок — сирота при живых родителях, он привыкает получать не добиваясь, а значит, никогда не станет активным добытчиком, как его родители, оставаясь апатичным ленивым приматом с непомерными запросами и неизбежными разочарованиями. При кажущемся изобилии вокруг дитяти его истинные (векторальные) желания не наполняются, развития личности вопреки вложенным средствам не происходит.
Не впадая в крайности, следует признать, что чаще всего родители искренне не знают, как воспитывать своих детей. Не имея в своем психическом равных с ребенком свойств, правильно воспитать его до недавнего времени было невозможно. Общительная, активная, веселая и говорливая кожно-оральная мама звукового ребенка, как тебе понять, что малышу нужны тишина и одиночество, что они ему жизненно необходимы, а ты своим криком ввергаешь его в безумие? Честно проработавший 20 лет на одном месте папа кожного мальчишки, как тебе не вытянуть ремешком мельтешащего сынишку-воришку и осознать, что последствия твоего воспитания могут быть куда хуже, чем украденная в школьной раздевалке мелочь?
С недавних пор возможность «выйти из себя» (в хорошем смысле) существует. Системное знание полностью пересматривает психологию детско-родительских отношений, исходя из структуры психического бессознательного. На тренинге родители получают развернутую информацию о свойствах каждого вектора и законах их развития, реализации и взаимовлияния в восьмимерной матрице психического. Воспитание даже самого контрарного в свойствах ребенка превращается в увлекательную игру по законам природы.
Роль родителей в воспитании детей на современном ландшафте совершенно иная, чем была даже 30 лет назад. Полная смена ориентиров происходит за время в два-три раза короче жизни одного поколения. Потребность в адекватном ответе требованиям времени сумасшедшая. Природа отвечает этим требованиям, выталкивая на свет детей с уникальными свойствами психического. Им заданы неслыханные ранее возможности понимания мира, они стремительно овладевают информацией, перед объемом и сложностью которой пасуют старшие поколения. «Дети индиго» называют их взрослые, не понимающие, что происходит.
К трем годам современный ребенок уже пользуется компьютером, в начальной школе делает доклад-презентацию по актуальной тематике, например, «Создание движущейся модели» по предмету «Робототехника», в средней школе эти дети с удовольствием участвуют в международном проекте ЦЕРНа. Вундеркинды? — Нет. Обычныедети своего времени. Как воспитывать их, имея в своем психическом «устаревшую» модель прошлого поколения? Роль родителей в воспитании современных детей может быть по-настоящему осмыслена только через призму системного мышления. Видеть, понимать восьмимерный объем психики ребенка и на основе этого понимания выстраивать алгоритм развития только этого векторального набора по оптимальному сценарию — задача современного родителя-воспитателя.
Время, когда родители награждали ребенка, как переходящим вымпелом, своим бесценным опытом, прошло. Сегодня все, что могут и должны дать ребенку родители, – это возможность адаптации на стремительно усложняющемся ландшафте. Даже если они сами не обладают такими свойствами, сделать это теперь реально. Этому учат на тренингах Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Роль семьи в воспитании ребенка не уменьшается, но теперь перед семьей стоят другие воспитательные задачи, быть на уровне которых — условие успешного воспитания детей в семье.
Создавая те или иные условия для воспитания детей в семье, именно родители решают, будут ли их дети развиваться в соответствии с природной заданностью. Некоторые выбирают невмешательство, ограничиваясь кормлением, что приводит к недоразвитию психического, провалу в архетип и, в конечном счете, к негативному финалу. Требования современной нам реальности настолько высоки, что выжить, оставаясь на животном уровне, т.е. в архетипе, невозможно.
Природа дарит нам многовекторных детей, которых раньше не было. Воспитывать детей все сложнее. Уже в раннем детстве заметны верхние векторы (прежде всего, звуковой и зрительный), и многие родители из лучших побуждений стараются развивать их в ребенке с раннего возраста. Предложений сейчас очень много. Кожно-звуковые детишки показывают прекрасные результаты в шахматах, зрительные с увлечением посещают школы искусств. Шахматные клубы, музыкальные школы, бесчисленные кружки — хочется успеть всюду, и на общение со сверстниками времени совсем не остается. Можно ли этим общением пренебречь ради форсированного интеллектуального развития? Нет.
Без своевременного (с 4-5 лет) ранжирования в коллективе (системной стае) нижние вектора остаются без развития. Общение в стайке сверстников необходимо каждому ребенку, только так он может научиться различать свойства других и понимать свое место. Время ранжирования улицей прошло, наши дети практически не гуляют во дворе. Выбирая «клуб по интересам» для ребенка, этот фактор необходимо учитывать. Кожно-звуковой ребенок может не только сидеть за шахматами, но и участвовать в командной спортивной игре, заниматься в театральной или танцевальной студии. Анально-зрительная маленькая художница с удовольствием будет читать и обмениваться впечатлениями о прочитанном со сверстниками, такие дети с интересом постигают иностранные языки, занимаются коллекционированием. Чем бы ни занимался ребенок, важно, чтобы у него был круг общения, где он может проявить себя и почувствовать свою значимость для других.
Тяжелые депрессии молодых, воровство и проституция среди детей и подростков, неутешительные неврологические и психиатрические диагнозы, массовые самоубийства детей — все это последствия недоразвития векторальных свойств психического бессознательного вследствие родительской психологической неграмотности именно тогда, когда это только и возможно было сделать, т.е. до периода полового созревания. В этом смысле роль родителей в воспитании детей гораздо больше, чем принято думать. Только родители несут ответственность за развитие детей до пубертата. В дальнейшем реализуется лишь то, что развито, ничего «доразвить» уже не получится.
Все семьи счастливы одинаково, считал классик и был прав. Счастливая семья — это семья, где растут счастливые дети, развитые и реализованные люди нашего общего будущего. Каковы же законы воспитания детей в семье, и может ли семейное воспитание быть выстроено на каких-то раз и навсегда установленных правилах?
Любые правила, как и условия нашей жизни, меняются. Совсем недавно считалось, что для создания долговечного семейного союза необходимо найти уникального человека — свою «вторую половинку». Если же брак распадался, становилось ясно, что половинка была выбрана ошибочно. Современные системные исследования психического доказывают: мы можем быть счастливы со многими людьми, растить и воспитывать счастливых детей могут самые разные пары, если они системно осознают свое психическое и психическое своего ребенка. Зная правила сочетания векторов в паре, создать, а главное, сохранить семью несложно. Условия воспитания детей в такой семье на несколько порядков лучше, чем в семьях, где развитие ребенка предоставлено воле случая и родительскому наитию.
Значительные изменения коснулись и распределения ролей между матерью и отцом в семейном воспитании детей. Роль матери в воспитании детей была и остается первостепенной. У детей может вовсе не быть отца, но мать, обеспечивающая базовое чувство безопасности ребенка, должна быть обязательно. В современном мире женщины наравне с мужчинами занимаются обеспечением семей, матери добывают не меньше, а порой и больше иных отцов. А ведь женщина еще и несет ответственность за воспитание ребенка, более того, роль матери первостепенна для женщины, это ее природная роль.
Роль отца в семейном воспитании детей — обеспечение, алиментация. Подавляющее большинство отцов видят своих детей только вечером, и этого достаточно. Главное: установить авторитет отца в семье, дать понять детям, что, хотя папа и не возится с ними целыми днями, он выполняет очень важную рол — обеспечивает и защищает семью, решает большие проблемы. Даже те из отцов, что с видимым удовольствием занимаются детьми, лучшие анальные отцы-учителя, могут лишь научить ребенка определенным вещам, но воспитание и развитие в целом — задача матери. От отношения матери к отцу во многом зависит и отношение к нему детей. Если женщина при детях высказывает пренебрежение, недовольство их отцом, это пагубно влияет на его авторитет, а следовательно, и на процесс воспитания. Отцовство — прекрасный повод стать лучше для любого мужчины, развитый и реализованный отец дает детям достойный пример для подражания.
Нужно понимать, что семейные традиции в воспитании детей — не абсолют и должны уступить место точному и безошибочному воспитанию детей с учетом их врожденных психологических особенностей. На тренинге «Системно-векторная психология» многие женщины признаются, что им удалось разрешить совершенно тупиковые проблемы с детьми: капризный ребенок перестал истерить, «необучаемый» школьник начал учиться, «неуправляемый» перестал хамить и огрызаться, снимаются диагнозы СДВГ и аутизма, восстанавливаются отношения в семье.
Никакой мистики здесь нет. Осознавая себя, свое психическое, родители четко видят свои ошибки в воспитании ребенка, когда эти ошибки еще можно исправить. Жалеют на тренинге только об одном — что не получили этих знаний раньше. Скольких досадных ошибок можно было бы избежать, от каких невероятных сложностей удалось бы избавить себя и близких! Каждый находит ответ на свой больной вопрос: как наладить отношения с сыном, как заставить ребенка учиться, что делать, если дети воруют?
Воспитание детей в многодетной семье — тема для отдельного исследования. При условии соблюдения ряда системных правил, социализация ребенка в многодетной семье может проходить быстрее, дети из многодетных семей становятся более приспособленными к выживанию, научаются помогать младшим, нести ответственность за порученное дело, меньше зависят от родителей. Обеспечить вниманием каждого ребенка в такой семье непросто, но и здесь на помощь приходит знание системно-векторной психологии. Понимая, что за ребенок перед нами, мы ставим перед ним задачу, соответствующую его истинному (векторальному) желанию. Выполнение таких задач развивает векторальные свойства и готовит психику ребенка к мягкому и безболезненному вступлению в пубертат.
Отсутствие в широком доступе психологической помощи многодетным родителям — одна из причин, почему люди боятся заводить более двух детей. Одним материальным вспомоществованием тут не обойтись. На тренинге Юрия Бурлана мы получаем ключ к психическому любого ребенка, а также исчерпывающие рекомендации, как превратить первозданный хаос из нескольких детей разного возраста и темперамента в отлаженный механизм ранжирования и взаимопомощи на основе четко заданных ролей системной стаи.
Говоря о проблемах семейного воспитания, нельзя не затронуть и тему усыновления. Адаптация приемного ребенка в семье происходит по тем же правилам, что и воспитание родных детей. Системно-векторная психология дает возможность легко определять векторы любого человека, независимо от его возраста, пола, национальности, социального происхождения или вероисповедания. Системный взгляд в психическое нового члена семьи делает его понятным и предсказуемым, а его реакции на те или иные события ожидаемыми и объяснимыми. Понятно, что в таких условиях многих сложностей просто не возникает.
Корректор: Галина Ржанникова
"...более того, роль матери первостепенна для женщины, это её природная роль" - очень странно слышать это от системно мыслящего человека.
Что странного? Даже чистые Кз сейчас рожают и воспитывают детей, стремятся к этому по-своему. Большая тема. Женщина только осваивает свои векторальные видовые роли, изначально видовые роли все мужские, а женская роль - рожать детей, эта роль накладывает отпечаток колоссальный на женщину. Собственно, этим мы отличаемся от равных нам в векторальных свойствах мужчин.
Все верно, что вас смутило? Мужчина ходит на охоту и войну, реализуя свою видовую роль. Женщина видовой роли не имеет, природой на нее не возложена задача обеспечивать выживание, реализуя свои свойства подобно мужчине; женщина обеспечивает совсем другое - рождение, вскармливание и воспитание потомства. Исключение только кожно-зрительная женщина, она единственная имеет видовую роль и единственная женщина-нерожающая.
Хором получилось))
Статья очень интересная, спасибо! Вот только непонятно, если в ребенке сочетается несколько разных векторов, можно ведь запутаться, чтобы на проявление каждого из них реагировать по-своему?
Чтобы не запутаться, надо хорошо знать правила сочетаемости векторов. Это проходят на тренингах второго уровня. Человек может переключаться из одного вектора в другой и важно понимать, где он в данный конкретный момент находится, в коже или в анальности, например, в уретре или звуке.
Елена, это очень частый вопрос, почти у всех возникает и у всех пропадает :) Если четко освоить знания о всех векторах в отдельности, то путаница как отличить проявление одного от другого быстро пропадает. Тем более, что по мере прохождения тренинга также постепенно укладывается и информация об основных законах смешения векторов, о том, какие комплексы они могут образовывать и т.д. Главное - что уже с первых занятий мы начинаем постепенно узнавать те или иные свойства, и мало-помалу складывается и общая целостная картина.
Ничего нового, в принципе, кроме того, что теперь можно научить тому, чего сам не умеешь и не знаешь)
Очень ценная информация, спасибо... Для себя увидела полную картину, как и где растут проблемы воспитания детей и где есть решение. Системные знания бесценны для осознания самой сути, что такое мы и что такое дети и исходя из этой сути, четко видеть и делать все для получения жизни, полной счастья от исполнения своей роли в самом лучшем исполнении перед природой....
А ведь правда, стоит взглянуть системно, и проблема отцов и детей просто перестаёт существовать. Можно понимать любого человека, это ли не счастье, особенно, когда речь идёт о ребёнке...