Здравствуй, 1 сентября! Чего умному ребенку не хватает в школе
Даже если ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.
Впереди 1 сентября – долгожданный День знаний, начало нового учебного года, еще одного года удивительных открытий, еще одной ступеньки во взрослую жизнь!
Почему же на энергичный вопрос взрослых: «Ну что, соскучился по школе?» – нередко дети отводят глаза в сторону и корчат унылую мину? Может, они двоечники и просто не хотят учиться?
Слишком умный для школы
В том и беда, что среди детей, которые не любят школу, много одаренных и развитых. Эти дети считают время, проведенное в школе, потерянным. Они чувствуют себя умнее других ребят в своем классе. То, что класс узнает на уроке, этим ребятам известно давным-давно, им не надо по десять раз повторять одно и то же – новую информацию они усваивают с первого раза. Настоящая их жизнь и развитие начинаются после школьных уроков – кружки, спортивные секции, занятия английским, музыкой, программированием и многое-многое другое, чему не учат в современной школе. И часто получается парадоксальная ситуация, когда одаренный ребенок недогружен и откровенно скучает в школе и перегружен дополнительными занятиями вне школы.
Как правило, это дети, обладающие звуковым вектором или звуко-зрительной связкой векторов. Их возможности к познанию действительно выше, чем у большинства людей. Стандартная школьная программа им дается слишком легко, поэтому родителям нередко приходится ломать голову, когда очередной раз такой ребенок ставит вопрос:
«Зачем мне школа? Я и так это все знаю или могу выучить сам».
Продвинутые родители, видя «страдания» милых чад и заботясь об их полноценном интеллектуальном развитии, забирают таких детей из школы, чтобы перевести на домашнее обучение. Благо интернет сейчас изобилует обучающими программами и курсами на любую тему.
Но дома часто возникают новые трудности – без хорошей организации со стороны родителей домашнее обучение превращается в домашнее ничегонеделание, а именно в круглосуточное сидение за компьютером с перерывом на кружки и секции, интерес к которым слабеет, так как компьютер затягивает все больше и больше.
Но даже если это и не так, и ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.
«Они мне мешают!»
Лишить звукового ребенка орущих, бегающих, не очень умных, с его точки зрения, одноклассников – это именно то, чего он сознательно хочет. Его и раньше окружающие сверстники не очень-то устраивали в плане общения, а теперь они и вовсе кажутся ненужными. С детства ощущая свое интеллектуальное превосходство, звуко-зрительный ребенок может проявлять высокомерие по отношению к одноклассникам, и те, в свою очередь, тоже не остаются в долгу. Желание к общению пропадает, а вместе с этим теряется и без того хрупкое умение строить отношения.
Ребенок замыкается в своем мире. Эгоцентризм в звуковом векторе отделяет его от окружающего мира, создавая иллюзию собственной гениальности. Родители часто не понимают, что если не сломать эту скорлупу эгоцентризма до конца пубертата, то в будущем им придется столкнуться с более сложными проблемами, чем просто нежелание идти в школу – депрессией, компьютерной зависимостью, нежеланием и неспособностью взаимодействовать с другими людьми.
Поэтому каково бы ни было ваше решение относительно обучения, нужно приложить максимум усилий, чтобы возбудить в ребенке желание общаться и интерес к другим людям. Как это сделать, подробно разъясняется на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Почему она орет? Потому что ей плохо
Всякому поведению есть свои причины, и если их понимать, то места для неприязни не остается. Выстраивая доверительные отношения с ребенком, нужно объяснять ему причины поступков других людей, показывать отличия одних людей от других, вызывать сочувствие и сопереживание.
Например, как здесь:
– Тебе плохо в школе, потому что тебе кажется, что учительница все время орет? А как ты думаешь, почему она орет?
– Потому что дети не слушаются? И она не знает, что ей делать, как успокоить класс, да? Получается, что ей плохо. Люди часто орут, когда им плохо.
– Ты можешь пожалеть ее или как-то помочь ей, чтобы ей стало хорошо.
Звуковики любят думать и задуматься о причинах им будет интересно. И очень полезно. Тем более, если системно вы сможете подсказать им точные ответы о причинах поведения людей.
Понять – помочь…
Самому звуковому ребенку необходимо создать условия звуковой экологии дома, чтобы не было громких криков и шума, желательно, чтобы с детства он приучался вслушиваться в звуки классической музыки. Это будет приучать его мозг сосредотачиваться снаружи, на окружающем мире, а не концентрироваться на себе. И конечно, самое верное средство для отличной учебы любого ребенка – это сохранение у него чувства защищенности и безопасности.
При всех выдающихся способностях ребенка со звуковым вектором не стоит требовать от него отличных отметок по всем предметам. Звуковики обычно проявляют некую избирательность интересов: чему-то отдаются со всей страстью, а что-то просто не заставить учить.
Подойдите к учителю и попросите давать вашему ребенку дополнительные задания на уроках, чтобы у него не создавалось иллюзии собственной гениальности. Не старайтесь «отмазывать» его от школьных мероприятий – спартакиад, концертов, конкурсов. Возможно, смотр строя и песни вашему звуковику не понравится, зато кто лучше его защитит честь класса на конкурсе научных проектов и олимпиадах?
Важно, чтобы ребенок понимал, что он не «сам по себе мальчик», а часть чего-то большего – класса, города, страны. Что его достижения и заслуги не принадлежат только ему, что реализуя свои способности, он служит Родине, счастью и здоровью других людей.
Эти мысли могут показаться несколько утопичными. Но это единственный способ вырастить гения психически здоровым человеком. В обратном случае жизнь звукового ребенка или подростка оказывается под серьезной, не всегда осознаваемой угрозой депрессии и суицида. Печальных примеров много.
Очень важно понимать своего ребенка. Тогда вы будете знать, как его направить, не нарушая его самостоятельности и не противореча его природным желаниям, помогая развить то лучшее, что в нем заложено.
А ваш ребенок хочет в школу? Если нет, вы знаете, почему?
Какое счастье, что сумели раскрыть эти причины...а очень многим не повезло...
Татьяна, статья очень точная. Множество детей и родителей сталкиваются с этим. Мне дочь тоже говорила, что не хочет в школу. И не двоечница, наоборот. Говорила, что не может в этих "джунглях" находиться. Приходила с головной болью. Пока не начали разбираться, что же не так. Нам повезло, мы прошли тренинг с ней. И сейчас с удовольствием идет первый раз за 8 лет в школу.