Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Детские травмы: как их вычислить во взрослом возрасте

Травмой могут стать не только повторяющиеся события, но и однократное, очень мощное по силе воздействие. Каковы последствия детских травм во взрослой жизни? Неспособность испытывать радость от жизни. Неспособность построить счастливые отношения. Неспособность реализовать себя. Неспособность зарабатывать. Неспособность встроиться в социум. И еще много всяких НЕспособностей...

Пони бегает по кругу...

Третий брак Анны трещит по швам. Женщина хорошо выглядит, дома уютно, зарабатывает неплохо. Есть одно но... Ее мужья — как от одной мамы. Вечные придирки и оскорбления. Последний поднял на нее руку. Кажется, нужно опять разводиться. Ну где искать нормального?

Павел получил хорошее образование. Но с работой никак не везет. Сначала все идет хорошо. А потом... Павел делает какую-нибудь глупость. Сам. Спроси его потом, почему он так поступил, — не ответит. Не знает. Черт дернул. А работу снова искать надо.

У Иры со стороны жизнь выглядит прекрасной. Муж заботится, в семье достаток, и даже работа нравится. Только Ире ее жизнь не нравится. В таких случаях говорят: с жиру бесится. А Ире жить плохо, удовольствия нет. Невкусно ей жить.

Со стороны может показаться, что герои этих историй сами виноваты: одна выбирает в спутники жизни негодных мужчин, второй собственноручно совершает глупые поступки, третья... С ней вообще непонятно, мне бы такую жизнь.

На самом деле ни один человек не хочет себе плохой судьбы и несчастий.

Но люди из историй просто не могут поступить по-другому: они подчиняются негативному сценарию, который сформировался в детстве и был вытеснен в подсознание. И уже оттуда, никем не видимый и часто неосознаваемый, этот жестокий штурман с пустым равнодушием управляет судьбой человека всю его жизнь, делая ее подчас просто невыносимой.

Имя штурману — детская психотравма.

Детские травмы психология фото

Все мы родом из детства.

Детские психологические травмы формируются, когда ребенок сталкивается с некими событиями, с которыми его психика справиться не может. И тогда она эти события адаптирует — перемещает их в подсознание, как бы стирая причиняющие боль воспоминания из памяти ребенка. Образуется так называемый якорь, который продолжает работать из подсознания и пишет человеку сценарий его жизни.

Травмой могут стать не только повторяющиеся события, но и однократное, очень мощное по силе воздействие.

Каковы последствия детских травм во взрослой жизни?
Неспособность испытывать радость от жизни. Неспособность построить счастливые отношения. Неспособность реализовать себя. Неспособность зарабатывать. Неспособность встроиться в социум. И еще много всяких НЕспособностей.

Что может стать психотравмирующим событием для ребенка?
Каждый ребенок имеет врожденные психические свойства. И то, что является травмой для одного, может не иметь столь драматичных последствий для другого.

Существуют определенные паттерны губительного для детской судьбы поведения взрослых. Причем не все из них принято считать в обществе и даже в психологии причинами детских травм, хотя они имеют к ним самое прямое отношение.

Раз, два, три, четыре, пять… Боль, иду тебя искать!

  • Проблема: мазохистский сценарий жизни, сценарий на неудачу.

  • Как формируется: битьем. Шлепки по попе, подзатыльники — сюда же. Обзывания, ругань и оскорбления.

  • Последствия: неправильный выбор партнеров, социальный крах, постоянные неудачи по жизни, неспособность зарабатывать.

Когда ребенка бьют, особенно если бьет самый важный в его жизни на данный момент человек — мама, его психика отчаянно ищет спасения. У детей с определенными свойствами она находит его в адаптации к боли.

В ответ на физическую боль нейроны головного мозга вырабатывают природные обезболивающие вещества — эндорфины, естественные опиаты. Под действием регулярного битья у ребенка формируется мазохистский сценарий, то есть получение удовольствия от боли. Этот сценарий негативно влияет на всю последующую жизнь.

Ребенок переучивается и начинает получать скрытое удовольствие от физической боли или морального унижения, а не от достижения чего-либо. И уже во взрослой жизни он бессознательно продолжает искать источник своего «неправильного удовольствия».

Женщины притягивают мужей-абьюзеров — партнеров с определенными наклонностями, ведь подсознанию необходимо для удовольствия получать порцию боли, неважно как — словами или даже физическую. Выбор партнера очевиден, не правда ли? Причем женщина будет выбирать «не тех» снова и снова, потому что они на самом деле как раз те-кто-ей-нужен.

Мужчины испытывают неудачи в профессии, не способны зарабатывать.

Если на работе все идет хорошо, я сам устрою себе мою маленькую боль: стану регулярно опаздывать или работать спустя рукава, — должна же быть у руководства причина для ругани. А иначе как мне удовольствие получать?

По-другому говоря, битые в детстве люди бессознательно будут создавать себе неудачные жизненные ситуации, ища свое вывернутое наизнанку удовольствие. Про таких в народе говорят: не везет, судьба такая.

Такое же губительное воздействие оказывает «вербальное» битье — словесные оскорбления и унижения. Постоянный вербальный садизм наносит колоссальный ущерб детской психике и буквально «лепит» из человека вечного неудачника по жизни.

Если ребенок постоянно слышит от мамы слова:

— Идиот! Тупица!

— С такой учебой ты только и сможешь, что метлой махать!

— Ты не сможешь. У тебя не получится. Не сможешь... Не получится... Не сможешь...

Подобные слова забирают у ребенка его базу для развития — чувство защищенности и безопасности. Если уж самые родные люди, дома, закидывают его такими словами... Можно только представить, что творится в душе маленького человека, психика которого направлена на успех. Это огромный стресс. Начинает действовать уже описанный выше адаптивный механизм — психика убирает страдание от уничтожающих слов, вырабатывая опиаты.

От унизительных слов формируется сценарий на неудачу, который асфальтным катком проходит по всем сферам жизни взрослого человека.

Мамино проклятье «Дворником будешь!» благополучно сбывается.

Детские психологические травмы фото

Ушел в себя. Вернусь не скоро

  • Проблема: потеря контакта с окружающим миром.

  • Как формируется: воспитание криком, унизительные смыслы слов.

  • Последствия: плохая социальная адаптация. Неспособность реализовать себя. Неспособность к обучению.

Есть дети, рожденные с огромным интеллектуальным потенциалом. Как правило, они тихие и задумчивые, любят побыть в тишине, поразмышлять. От условий, в которых воспитываются такие дети, зависит, какими они придут во взрослую жизнь — людьми с мощным интеллектом или социальными неадаптантами.

Ор и визги губительно действуют даже на взрослых людей (у каждого есть в запасниках памяти история, когда громкий крик парализует, заставляет цепенеть), а такого ребенка он может полностью остановить в развитии.

Если на ребенка постоянно орет мама, которая, напротив, должна создавать ему чувство безопасности и комфорта, он испытывает стресс. Крики и даже шепот с оскорбительными, обесценивающими смыслами иногда могут причинять боль сильнее физической. Как защищает себя психика в этом случае? Ребенок отгораживается от внешнего, перестает реагировать на слова, замирает, теряет связь с происходящим, уходит в себя.

Громкие звуки — это огромный дискомфорт для такого ребенка. Это не дает образовываться нейронным связям, и маленький человек постепенно теряет способность думать и осмысливать происходящее, учится все хуже, не может сконцентрировать внимание. Внешний мир нравится ему все меньше и меньше, он буквально не хочет слышать то, что происходит снаружи. В какой-то момент он может так и остаться там, где ему относительно комфортно, — в своем внутреннем мире.

Последствия воспитания криками катастрофичны — неспособность к обучению, аутизм, шизофрения, депрессия.

Робин Бобин Барабек скушал…

  • Проблема: неспособность получать удовольствие от жизни.

  • Как формируется: насильственное кормление.

  • Последствия: уныние, апатия, неумение принимать помощь, подарки, любые блага от жизни и других людей.

Насильственное кормление не принято считать детской травмой в психологии. Часто вообще на насильное запихивание еды в детстве не обращают особого внимания — подумаешь, засунули супа в два раза больше, чем может вместить детский желудок. Мама и бабушка просто хотят накормить свое чадо. Исключительно из благих намерений, которыми… дальше вы знаете.

А между тем пичканье ненавистным вареным луком в детстве и взрослое состояние «Ничего не хочу, ничего не радует» напрямую связаны между собой. Заталкивание ненавистной манной каши с комочками и неумение получать кайф от жизни — это звенья одной цепи.

Последствия насильственного кормления очень серьезны и проходят через всю жизнь, мешая нам стать счастливыми.

Еда — одно из древнейших видов удовольствия и призвана дарить наслаждение.

Итак, что происходит с ребенком, когда мама запихивает в него еду? При этом неважно, по какой причине ребенок не хочет есть — он просто не голоден или вид и вкус вареного лука вызывает в нем глубокое, до слез, омерзение. Детская психика приспосабливается и в этом случае: она решает, что получать — это больно и противно. И решает больше не получать. Никогда и ничего.

И то, что призвано быть самым первым наслаждением от получения, — пища — становится для ребенка ядом. У человека искажается навык получения. А со временем это ведет к невозможности получать удовольствие и радость от жизни в целом.

Вокруг такого человека все пресно, серо, невкусно. Невкусно жить. Человек и сам не осознает, что же с ним не так — внешне ведь все может быть вполне благополучно. А это вовсю работает «получение наоборот», — вместо радости получения возникает дискомфорт, непринятие, отторжение.

Неспособность получать радость от парных отношений, удовольствие от работы, от хорошей погоды за окном, наконец. Мир дает мне радость? Не возьму, не-е-е, получать — плохо, я точно знаю. А со временем желание к жизни может угаснуть совсем. Ничего больше не хочется. Запоздалый привет от молочных пенок.

Это лишь некоторые из возможных детских травм. Страхи, обиды, прокрастинация и многое другое — это то, что имеет корни в нашей психике.

Опасность детских психологических травм в том, что они не рассосутся сами по себе. Тем более что часть из них мы не осознаем, а часть не помним, потому что наша заботливая психика выдавила их из памяти и убрала на задворки, в подсознание. Откуда они продолжают работать, гоняя нас по безумному замкнутому кругу повторяющихся сценариев. Меняются декорации, иногда действующие лица. Но безумный спектакль остается неизменным. И время, увы, ничего не лечит.

Детские травмы фото

Можно ли остановить эту сумасшедшую карусель?

Да. И это можно с успехом сделать самостоятельно, вопреки устоявшемуся мнению, что детские психотравмы может вскрыть только специалист.

Любые детские травмы прорабатываются и уходят на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Системный психоанализ высветит, вскроет и обезвредит даже события, заботливо спрятанные психикой в подсознании.

«Вспомнила, как папа бил маму, а я, защищая ее, ударила отца палкой. А он этой палкой в ответ меня. Вспомнила, что уже много лет у меня на шкафу лежит маленькая самодельная плетка. Ее я украла у дедушки, увезла и спрятала там. Дедушка, в тяжелом состоянии из-за обид на близких, бегал за мной с ней, догонял и бил. А я кричала так, что болело сильнее уже горло, а не кожа.

После тренинга в 67 группе прошло уже больше года. За это время я ни разу не попала в ситуацию, в которой меня кто-нибудь бы ударил, оскорбил или даже крикнул. Ушли страх и ожидание опасности от людей...»

«Главной причиной агрессии ко мне был я сам, это я сам всегда вызывал огонь на себя. Это я также осознал после тренинга, когда вспомнил, что выводил маму в детстве, когда не хотел делать уроки и пытался всегда вывести ее на крик и рукоприкладство в мою сторону.

Этот результат я также на 100% связываю с тренингом по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, так как смог явно отследить связь между сформированным в детстве сценарии на битье и унижение и его проявление во взрослой жизни. А также явно отследил, как этот сценарий отступил после проработки, то есть ясного осознания, что именно та ситуация с битьем и оскорблениями в детстве явилась причиной этой закрепленной во взрослой жизни модели поведения...»

Как это работает?

Негативный жизненный сценарий можно переписать. Для этого надо обнаружить все якоря и якоречки, высветив мощным фонарем психоанализа запутанные корневища нашего бессознательного. Вытащить причины, тормозящие нашу жизнь, на свет и внимательно рассмотреть. Понять и осознать эти причины. Тогда они потеряют свою силу. Найти и обезвредить — в двух словах.

Автор публикации: Светлана Абдрашитова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X