Как перестать бояться и тревожиться
Я так устала постоянно пугаться! Это жутко изматывает. Как перестать бояться всего подряд и накручивать себя по любым причинам? Почему это вообще происходит?
Начальник позвал к себе. Ну все, наверняка у меня проблемы. Сейчас будут отчитывать за какие-нибудь промахи, или лишат премии, или вообще уволят.
Пронесло, шефу нужна была только копия последнего документа. Домой возвращаюсь уже затемно. Что там за голоса в проулке? Сейчас пристанут или ограбят! Другим путем мне не пройти — повернуть назад и выждать?
Наконец дома. Неожиданный звонок в дверь. Кто это так поздно?! У соседей что-то плохое случилось? Или пьяница какой по ошибке ломится на ночь глядя? Притвориться, что меня нет? А вдруг это грабители проверяют?
Я так устала постоянно пугаться! Это жутко изматывает. Как перестать бояться всего подряд и накручивать себя по любым причинам? Почему это вообще происходит?
Что такое страх и какой он бывает
Страх многолик. Кто-то испытывает его перед тем, что теоретически связано с опасностью для жизни и здоровья. Боязнь крови: страшно получить ранение, умереть от кровопотери. Страх высоты: можно ведь упасть. Боязнь собак, змей, насекомых: они же могут напасть, укусить. Страх темноты, замкнутых пространств, воды и другие — при определенных условиях это может представлять угрозу.
Испытывать опасения и стараться проявлять осторожность будет любой, это нормально. Вот только человек, который страдает от фобии, боится уже иррационально, чрезмерно, без видимых причин, к тому же намного интенсивнее, иногда даже контролировать себя не может от ужаса.
Бывают страхи, которые не связаны с непосредственной опасностью. Например, страх публичных выступлений, страх совершить ошибку, страх заговорить с незнакомым человеком, страх быть откровенным.
Существуют фобии, которые большинству вообще покажутся нелепыми, причудливыми. А ведь кто-то до полуобморочного состояния боится пуговиц, арахисового масла или желтого цвета. И им не до шуток.
Бывают ситуации, когда чувство страха вообще не конкретное, не направленное на что-либо, но очень ощутимое. Просто просыпаешься среди ночи в панике, не зная отчего, и не можешь успокоиться. Или необъяснимое чувство ужаса накрывает в разгар рабочего дня, или за рулем автомобиля, или в очереди в торговом центре.
Чтобы избавиться от страхов, первым делом надо определить суть проблемы: что она из себя представляет, как возникает и почему. А иначе как перестать бояться чего-либо? Этот вопрос мы разберем, опираясь на материалы тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, ведь именно состояние психики отвечает за возникновение страхов и нашу способность их преодолевать.
Кто испытывает страх
Нельзя понять суть страха, не разобрав зрительный вектор — все корни там.
От природы люди со зрительным вектором более эмоциональны. То есть те же самые эмоции: радость, грусть, страх, облегчение и все остальные — они переживают более интенсивно.
Например, поехала пара в путешествие в другую страну. Он — без зрительного вектора: доволен, ему интересно, рад, что выбрались отдохнуть. Она — со зрительным вектором: в полном восторге, сколько впечатлений, какое все красивое и необычное, радость для глаз и для души! Кажется, еще немного — и запрыгает от удовольствия.
Или та же пара поссорилась. Он: расстроен и хмур, хочет, чтобы скорее этот этап прошел. Она: то и дело в слезы, переживания такие, что все из рук валится, донимают мысли, что он ее разлюбил, а без него как жить? Помирились — счастье, даже как будто вокруг светлее стало, а не только на сердце.
Тем, кто со зрительным вектором, другие люди без него порой кажутся черствыми, бесчувственными. И наоборот: те, у кого зрительного вектора нет, могут считать зрительников чересчур мнительными, склонными все принимать близко к сердцу, делать из мухи слона. «Ну что ты переживаешь из-за ерунды?» — говорили вам такое, когда вы не представляли, как можно НЕ переживать?
Большинство людей любят, когда красиво. Для зрительных людей эстетическое наслаждение выходит на новый уровень. Все произведения искусства создавались только ими. И особые ценители, завсегдатаи художественных галерей, выставок, модных показов, театральных постановок, танцевальных шоу — они же.
Красоту они могут видеть во всем: и в сочетании красок на картине мастера-импрессиониста, и в подобранных к костюму украшениях, и в том, как закатное солнце подсвечивает пушистые облака, и в том, с какой грацией лошадь преодолевает препятствие. А какой прекрасной бывает улыбка близкого человека!
Почему у страха глаза велики
Воображение у таких людей намного сильнее. Это может выражаться в положительном ключе, например при занятиях разными видами искусства или при творческом подходе в решении каких-либо вопросов. Поэтому очень важно развивать воображение еще в детстве. Лучший способ это сделать — читать классическую художественную литературу: это настоящая сокровищница образов и переживаний.
Но если зрительный человек не умеет применять свой чувственный потенциал по назначению, воображение играет с ним злую шутку. Как перестать бояться, если картинки в голове одна страшней другой, да еще такие реалистичные?
Нередко обладатели зрительного вектора становятся суеверными. В совпадениях начинают видеть знаки судьбы, в случайностях — дурные предзнаменования. Загнанные собственным страхом в угол, они обращаются за «помощью» к гадалкам, экстрасенсам и прочим магистрам черной, белой и серо-буро-малиновой магии. А уж те знают, как не дать зрительной клиентуре сорваться с крючка: когда успокоить, когда припугнуть, чем подкормить буйную фантазию.
Зрительному ребенку мерещатся в темноте чудовища, а впечатлительный взрослый человек начинает воображать ужасы, которые могут случиться в настоящей жизни. Почудилась не та интонация в речи любимого мужчины, и вот уже перед мысленным взором сцена: он охладел, а то и завел себе другую. А в темных переулках, кажется, только и ждут бандиты и прочие недоброжелатели.
Порой такие фантазии причиняют больший ущерб, чем реальные неприятности. Человек тратит уйму сил на то, чтобы хоть как-то держать себя в руках. А если дело касается отношений, то это изматывает обоих.
Смысл жизни люди со зрительным вектором видят в любви. Теплые, доверительные отношения необходимы всем, но зрительные люди без этого просто не могут. Возможность поделиться с кем-то близким своими переживаниями — их потребность. Их желание — выражать чувства и получать на них отклик. От одиночества они страдают больше, чем кто бы то ни было. При этом иногда могут бояться общества.
Если представить эмоциональность в виде шкалы, как на ртутном термометре, то любовь со всеми ее проявлениями будет вверху — там, где знак «плюс», а в минусовой части будет страх. Та же самая ртуть в зависимости от внешних условий переходит то вверх, то вниз. Та же самая эмоциональность может проявляться то в виде любви, то в виде страха. В зависимости от чего? От направленности чувств: внутрь, на себя (мне страшно) или наружу, на других людей (люблю вас, сопереживаю вам).
Совсем отказаться от эмоций нельзя. Бывает, что в детстве нас учат не проявлять чувств: «Нельзя плакать! Нужно быть сильной». Или уже в сознательном возрасте мы сами из-за каких-либо эмоциональных травм запрещаем себе показывать «слабость», то есть чувства. Но эмоциональность — это врожденное качество, она никуда не денется и, не найдя должного выхода, прорвется в виде истерик, страхов, панических атак, перепадов настроения.
Как перестать бояться и беспокоиться и начать испытывать положительные эмоции? Очевидно, нужно научиться направлять их в «плюсовую зону». Эмоции — наш внутренний ресурс. От нас зависит, как мы его используем и что получим в итоге.
Некоторые особенности страхов
В одном человеке может сочетаться несколько векторов. Иногда они накладывают свой отпечаток, когда речь заходит о страхах.
Например, люди с анальным вектором по натуре нерешительные. А когда их зрительный вектор находится в состоянии «страх», могут испытывать сильную неуверенность в себе. Необходимость выступить на публике или завязать разговор с незнакомцем повергает их в ужас. Страх опозориться, ошибиться, быть недостаточно хорошим в чем-то — это тоже про них.
Высшая ценность таких людей — семья. Поэтому люди с анально-зрительным сочетанием векторов могут испытывать чрезмерную тревожность за близких. Сынок задержался на 10 минут после школы — что-то случилось! Такая гиперопека изводит и домочадцев, и самого человека.
Люди с кожным вектором особенно беспокоятся о своем здоровье, поэтому могут испытывать страх заразиться чем-то, особенно через кожу. В кожно-зрительном сочетании встречается страх постареть, располнеть, утратить привлекательность. В особо тяжелых случаях доходит до анорексии.
Обладатели звукового вектора боятся сойти с ума — утратить контроль над собственной мыслительной деятельностью. У обладателей обонятельного вектора встречается страх быть отравленными. Для полного понимания всех предрасположенностей необходимо углубиться в изучение особенностей психики каждого вектора.
Как перестать бояться и беспокоиться: советы
Для того чтобы избавиться от постоянных страхов и изматывающих тревожных состояний, нужен системный подход:
- Осознать свою природу. Изучить особенности психики, врожденные желания, способности, методы реализации. Проработать застарелые эмоциональные травмы, избавиться от ложных установок.
- Раскрыть чувственность. Эмоциональное наполнение и реализация — для этого природа наградила обладателей зрительного вектора огромным чувственным потенциалом. Сопереживание, искренняя заинтересованность в судьбе других людей, проявления доброты и заботы — все грани любви.
- Фокусироваться на окружающих. Эмоциям нужен выход наружу. Чтобы лучше понимать людей, эффективнее с ними взаимодействовать и получать радость от общения и проявления чувств, необходимо изучить все аспекты человеческой психики, все отличия и точки соприкосновения.
- Повысить стрессоустойчивость. Это происходит само собой, когда мы начинаем понимать психику, на что способны сами, чего ждать от окружающих. Если мы ясно видим свои возможности, то без страха смотрим в будущее.
Тысячи людей уже смогли разобраться в себе и избавиться от самых разных проблем, в том числе от страхов и тревожности. Перед ними больше не стоит вопрос, как перестать бояться. Они спешат жить полной жизнью и наслаждаться каждым ее мгновением.