Признаки аутизма у детей 3-4 лет
Что с ним? Детские врачи обычно говорят, что определяются точные признаки аутизма у детей 3-4 лет, раньше — диагноз бывает ошибочный. Но просто сидеть и ждать — страшно, невыносимо. Как узнать: твой ребенок аутист или просто интроверт?
Гонишь прочь предательские мысли о том, что с ребенком что-то не так. Но они настойчиво лезут в голову. Видно же, что твой малыш не похож на других: малоэмоциональный, погружен в себя, не любит смотреть в глаза. Что с ним? Детские врачи обычно говорят, что определяются точные признаки аутизма у детей 3-4 лет, раньше — диагноз бывает ошибочный.
Но просто сидеть и ждать — страшно, невыносимо. Как узнать: твой ребенок аутист или просто интроверт? Разобраться помогут знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Детский аутизм или особенности характера?
Чтобы определить отклонения в развитии, нужно оттолкнуться от нормы. Но сравнивать вашего ребенка с другими детьми его возраста — бесполезно. С рождения дети наделены разными психическими свойствами. Они напрямую влияют на то, в каком возрасте ребенок осваивает тот или иной навык.
Риск получить диагноз «аутизм» имеют только дети со звуковым вектором. Такой ребенок от природы рождается абсолютным интровертом. Внешне он малоэмоционален, мало говорит. Избегает больших, шумных компаний. Болезненно реагирует на громкие звуки. Сами по себе такие признаки вовсе не свидетельство каких-то нарушений. Просто ухо — особо восприимчивая зона звуковика, в нее будто вмонтирован мощный динамик.
Маленькому звуковику предстоит долгий путь от рождения до полового созревания, чтобы развиться в свою противоположность. Стать человеком, который, наоборот, максимально сосредоточен на других людях. Тонко слышит смыслы в речи других людей. Различает любые движения души человека.
Но бывает, что развитие ребенка со звуковым вектором нарушается в результате психологической травмы. Тогда его погруженность в себя становится болезненной. Ребенок теряет эмоциональные связи с близкими, утрачивает способность понимать речь. Как определить, есть ли поводы бить тревогу?
Признаки аутизма у ребенка до 3 лет
В возрасте от 1 года до 3 лет стоит обратить внимание на следующие показатели:
1. Речь. Даже абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором может заговорить позже ровесников. Речь может быть лаконичной: ребенок выражает мысль одним-двумя словами.
Поэтому, прежде всего, обращайте внимание на то, понимает ли ребенок вашу речь. Он указывает или смотрит на тот предмет, что вы назвали? Выполняет просьбы и те действия с предметами, о которых вы просите? Если нет — это действительно может быть признаком нарушений. Указывать на то, что сознательная связь ребенка с миром, его способность понимать обращенную речь нарушена.
2. Эмоциональный отклик. Абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором малоэмоционален. «Фонтанировать» улыбками он не будет. Его чувствам присуща большая глубина, но наружу он это мало проявляет.
Обратите внимание, насколько ребенок вовлекается, откликается на то, чтобы просто быть рядом с вами. Делать что-то вместе. Он огорчается, когда мама уходит? Проявляет радость, когда она вернулась? Может, он не слишком ярко реагирует внешне, но все-таки выдает ответную улыбку? Его настроение меняется, когда родители пожурили за непослушание?
Если да, то все в порядке. Насторожиться стоит, если ребенок не дает никакого эмоционального отклика на ваши действия и чувства.
3. Реакция на имя. Скорость реакции на просьбы. Важно учесть, что даже взрослые здоровые звуковики порой уходят в себя и могут отвечать с отсрочкой. Даже на собственное имя звуковик может откликнуться не с первой попытки: «А? Это ты мне?»
Кроме того, скорость реакции ребенка будет зависеть и от остальных векторов, заданных ему природой (современные городские дети имеют в структуре своей психики около 3-4 векторов).
Так что не торопитесь с выводами, понаблюдайте какое-то время. Насторожиться стоит, если ребенок часто не реагирует на свое имя и просьбы.
4. Зрительный контакт. Одним из важных признаков аутизма принято считать отсутствие глазного контакта у ребенка. Но и тут все неоднозначно. Возможно, вам встречались люди, которые, внимательно слушая вас, вовсе не смотрят в глаза? Наоборот, слегка склонив голову набок, поворачиваются ухом?
Это не признак патологии: именно так ведет себя звуковик, который сосредоточил свое внимание на вас. В каком-то смысле он «смотрит ушами». Поэтому отдельно этот симптом без наличия других нарушений ни о чем не говорит.
Понаблюдайте, насколько ребенок зрительно реагирует в целом на то, что вы показываете. Следит, смотрит? Повторяет ли с вашего показа нужные движения? Насторожиться стоит, если ребенок вовсе не фиксирует внимание на тех предметах и действиях, что вы демонстрировали. Когда его взгляд все время как бы «скользит мимо».
5. Указательный жест. То, как и насколько ребенок использует указательный жест, зависит от полного набора его врожденных свойств. Например, ребенок со зрительным вектором на эту просьбу может просто искать глазами нужный предмет, повернуться в его сторону. Особо привязанный к маме обладатель анального вектора подведет маму за ручку, чтобы дала из холодильника любимый сок.
Лучше оценивать в принципе желание и способность ребенка вступать во взаимодействие с вами. И его способность понимать, о чем идет речь.
6. Игра. Ребенку со звуковым вектором задан потенциал абстрактного интеллекта. Даже игры такого ребенка в раннем возрасте могут выглядеть абстрактно. Например, малыш с анально-звуковым сочетанием векторов любит все упорядочивать, сортировать, выстраивать ряды из кубиков или машинок. Звуко-зрительный ребенок может быть в восторге от игры с выключателем, рассматривать предметы на просвет и т. д.
Сами по себе такие проявления тоже не показатель патологии. В каком-то смысле малыша, обладающего абстрактным мышлением, нужно учить играть. Помочь ему привязать абстрактные забавы к конкретным жизненным ситуациям. Например, ряд из кубиков пусть будет дорога, предложите ребенку в ее конце построить дом. Если ребенок идет на контакт, впускает вас в игру, поддерживает ее — беспокоиться не о чем.
Насторожиться стоит, если при вашем вмешательстве ребенок теряет интерес к игре, отворачивается, уходит, категорически протестует против вашего участия.
7. Взаимодействие с другими детьми. Этот показатель вторичен. Он напрямую зависит от того, насколько успешно ребенок может взаимодействовать с ближайшим окружением.
Если ребенок понимает вашу речь, у него есть эмоциональная связь с мамой (а потом и остальными членами семьи), если он поддерживает с вами игру и другие совместные действия, то и с детьми он вполне сможет наладить связь. Просто маленькому звуковику поначалу бывает непросто адаптироваться среди шумных ровесников.
Сопутствующие признаки аутизма у ребенка до 3 лет
Звуковой вектор — доминантный в психике ребенка. Если его развитие нарушается, то свойства других векторов малыша тоже не могут развиваться нормально. Возможно возникновение разного рода поведенческих аномалий:
-
у носителей кожного вектора — это расторможенность, навязчивые движения, вычурные позы и жесты;
-
у обладателей анального вектора — ступор, крайняя вязкость мышления, «ритуальность» в выборе пищи и маршрутов прогулки;
-
у обладателей зрительного вектора — многочисленные страхи, фобии, кошмары, истерики, постоянные перепады настроения.
Делать вывод о том, что ваш ребенок аутист, на основании этих второстепенных признаков нельзя. Они могут быть следствием совершенно других психологических травм или нарушений здоровья.
Помните, что главных критериев аутизма всего два — это нарушенная сознательная и чувственная связь с миром.
Но если описанные выше поведенческие аномалии дополняются основными признаками аутизма, то повод заподозрить именно этот диагноз действительно есть.
Признаки аутизма у детей 3-4 лет
- К возрасту 3 лет или немного старше даже у маленького интроверта-звуковика должна появиться речь. Она может быть не слишком развернутой — лаконичной, но с ее помощью ребенок выражает свои желания, по существу отвечает на ваши вопросы, взаимодействует в ходе игры и в быту. Если речь после 3 лет не появилась совсем — это повод для беспокойства.
- Многие дети любят повторять одну и ту же фразу по нескольку раз. Но если ребенок просто навязчиво и многократно повторяет одно и то же, причем это бывает вовсе не к месту, не по смыслу, — стоит насторожиться.
- Звуковой ребенок в 3-4 года все еще может давать «отсроченный ответ», то есть не сразу реагировать на вашу просьбу. Но однозначно он должен знать названия предметов быта, игрушек, находить в книге нужные изображения. И выполнять просьбы, отвечать на вопросы, даже если с небольшой задержкой.
- К 3-4 годам должна сложиться устойчивая эмоциональная связь с мамой и должны появиться хотя бы первые ростки эмоциональных связей с другими людьми. Если ребенок целиком безразличен к приходу-уходу мамы и других близких, постоянно уклоняется от контакта с любыми людьми — это может быть признаком нарушений.
- Насторожить должны и поведенческие аномалии, если они есть (гиперактивность, навязчивые движения, ритуальность, упрямство и агрессия, аутоагрессия, истерики). Такие показатели в любом случае говорят о том, что в развитии ребенка есть проблемы. Но говорить о том, что это сопутствующие симптомы аутизма, можно, только если вы их наблюдаете вкупе с другими нарушениями (по пунктам 1–4).
Диагностика и необходимость заключения психиатра
Помните, что самостоятельно вы не вправе определить диагноз ребенка. Сделать это может только компетентный специалист, врач-психиатр, на основании совокупности симптомов и признаков.
Но с помощью этой статьи вы можете определить, насколько обоснована ваша тревога. А главное — узнать причины, по которым нарушается развитие маленького звуковика. Получить рекомендации, что можно сделать, чтобы его развитие выровнялось.
Этапы развития ребенка и причины отклонений
Психологическую травму, которая приводит к развитию аутизма, ребенок получает по двум причинам:
- Слишком громкие звуки травмируют особо чувствительное ухо звуковика. Сюда относятся работа шумных бытовых приборов, громкая музыка, постоянно включенный телевизор или радио. Но особенно ссоры, скандалы и крики в семье, оскорбительные смыслы в речи взрослых.
- Тяжелые психологические состояния мамы травмируют психику ребенка. Это может быть текущий сильный стресс (развод, потеря работы, смерть близких) или хронический стресс из-за жизненных неурядиц. И даже давние психологические травмы, которые мама получила много лет назад. Отгороженность от людей может возникать и от отсутствия эмоциональной связи с мамой — например, она вынуждена много работать и ребенок много времени проводит в одиночестве, в компании «мультиков» или аудиосказок. Ребенок не научается взаимодействию с людьми, остается в интроверсии.
В зависимости от того, как и когда ребенок получил ущерб, его нарушения могут проявиться в разном возрасте:
-
Сегодня все чаще говорят о «врожденном аутизме». Но генетика здесь вовсе ни при чем. Просто звуковой малыш мог действительно получить травму еще в утробе матери. Например, если мама переживала тяжелый стресс во время беременности. Или подвергалась слишком громким шумовым воздействиям (дискотеки, концерты, работа в шумном цеху на производстве и т. д.).
-
Чаще всего врачи диагностируют признаки аутизма у ребенка 4 лет или немного младше (после 3 и до 4). Обычно это выглядит так: ребенок в целом до года развивался нормально, а потом психологически словно застрял на этом возрастном рубеже. Тут играют роль совокупно обе причины, описанные выше.
-
Реже бывает, что признаки аутизма появляются у звуковика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Иногда при явном регрессе в развитии такой ребенок получает диагноз «детская шизофрения».
Что делать родителям и близкому окружению
Если вы подозреваете у ребенка признаки аутизма, примите сразу же такие меры:
- Создайте атмосферу «звуковой экологии» дома. Исключите ссоры и повышенный тон. Сведите к минимуму любые бытовые шумы. Обращайтесь к ребенку негромко и внятно, чтобы он вслушивался в речь. На фоне тихо включайте классическую музыку, когда малыш занят игрой, — это полезно для звуковых ушек.
- Создайте атмосферу «эмоциональной экологии», насколько это возможно. Маленький звуковик будет уходить в себя, если вы «фонтанируете эмоциями». Также не стоит приступать к игре или занятиям с ребенком, если вы чувствуете, что нервничаете или слишком устали.
Выполнить первый пункт намного легче, чем второй. Потому что даже скрытые тяжелые мамины состояния будут наносить ребенку ущерб. Тем не менее выход есть — в том случае, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь.
Прогнозы, рекомендации, терапия
Детский аутизм — психогенное заболевание. Но бывает, что признаки аутизма проявляются у тех маленьких звуковиков, которые имеют другую патологию (генетические нарушения, органические поражения мозга и т. д.). В таких случаях основной диагноз снять психологическими мерами нельзя, но можно существенно улучшить состояние мамы и ребенка.
Если ребенок физически здоров, его аутизм возникает только по психологическим причинам. В зависимости от тяжести отклонений, возраста ребенка и состояния мамы такой диагноз можно снять на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Как это происходит?
- Мама получает информацию о полном наборе врожденных векторов ребенка. Она может выстроить идеальную модель воспитания с учетом всех природных свойств малыша. Задержки развития компенсируются дальнейшим нормальным развитием. Пока ребенок маленький, это возможно.
- Мама получает качественную психотерапевтическую помощь. У нее уходят любые явные и скрытые психологические проблемы. Она становится стабильным источником защищенности и безопасности для ребенка. Его развитие выравнивается.
Эффективность тренинга подтверждена результатами, свидетельствующими о снятии с ребенка диагноза «аутизм» и даже «детская шизофрения».
«Ежедневные монотонные раскачивания под монотонное мычание — и это было невыносимо. Я не могла понять, что происходит, что с моим сыном не так? Я металась, я не знала, что делать. К специалистам обращаться пока не хотела — знала, что сейчас просто повесят какой-нибудь ярлык и не более… Сейчас сыну 5,5 лет. Он полностью контактен. Ходит в обычный детский сад, играет с детьми — т.е. развивается. Спасибо Юрию Бурлану и всей команде СВП!»
«Мой результат — это результат моего сына. Два года назад с ним случилась беда. Внезапно, на протяжении одной недели, он потерял способность к обучению. Мы были у психиатра. Две недели нас обследовали и потом я услышала страшный диагноз — "шизофрения "… Сегодня, когда я пишу этот отзыв. до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником! А еще взял в школьной библиотеке учебник физики, хотя этого предмета в 5 классе еще нет — читает, говорит, интересно. Моя благодарность Юрию бесконечна!»
Ознакомиться с методом и получить первую помощь можно на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь здесь.
Корректор: Наталья Коновалова
Уважаемая Евгения, спасибо за статью. В кинематографе создаются образы аутистов-гениев, в интернете "аутят". А в жизни порой это непонимание своих детей, раздражение, неприятие ситуации и надежда, что само пройдет или "перерастет". Не сейчас, когда-то потом. И вот наступает пора детского сада, как передышка для мамы.
Социализировать таких деток необходимо и это не обсуждается, но как сохранить чувство защищенности и безопасности у других детей в группе, если ни они, ни воспитатели не успевают отреагировать в случаях немотивированной агрессии, например? Ведь нет возможности приставить к такому ребенку отдельного воспитателя. Сейчас начали практиковать подключать таких детей в обычные группы. Получается по-разному. И еще один момент. Дети учатся друг у друга, повторяют. И кто в данном случае и чему учится? Какие рекомендации можно дать воспитателям детских садов?
P.S. Часто, если аутист проявляет постоянную агрессию к другим детям (кусается, щипается, дерется) - это может означать, что желание родителей привести такого ребенка в группу - просто преждевременное. Так бывает, когда ребенок еще не готов к звуковой нагрузке, которая возникает в группе. Распознать такой случай достаточно просто: можно опросить родителей, насколько ребенок способен в быту выполнять просьбы, поддержать игру или занятия с мамой, и.т.д. Бывает, родители думают, что этот этап социализации можно "проскочить" - и отдать в группу, глядишь - он там социализируется. Но это так не работает. Сначала должно возникнуть взаимодействие в семье. Потом можно попробовать индивидуальную работу со специалистом. Если ребенок адекватно воспринимает такую смысловую и социальную нагрузку, только в этом случае уместно пробовать групповую адаптацию.
Когда ребенок не готов, а его забрасывают в групповые условия - это "задача на выживание", а не на развитие. Результат может быть двояким:
1. Аутист может попросту "отключаться" от происходящего в группе. Тогда от него не будет ущерба другим, но и толку от такой социализации никакого.
2. Если он все-таки будет воспринимать происходящее, но нагрузка ему не по силам - он будет сопротивляться (рычать, кричать, кусаться, драться)
Да, опыт инклюзии сейчас во многих садах и школах только начинается. И часто вызывает много противоречий и проблем, которые вы подметили совершенно точно.
Через призму СВП могу сказать следующее:
1. Защищенность и безопасность ВСЕХ детей в группе должна быть незыблемым правилом. Это аксиома - иначе любой ребенок в этой группе не сможет развиваться адекватно.
2. Если в группу здоровых детей пытаются включить аутичного ребенка - к нему обязательно должен быть приставлен так называемый "тьютор" (то же самое со школьным коллективом, классом). В наших условиях ДОШ или школа редко располагают такой возможностью. Поэтому как компромисс, в качестве тьютора (то есть сопровождающего лица) частенько приходится выступать маме.
Если аутичный ребенок адаптируется неплохо, и ему удается воспринять общие правила и требования - то со временем от присутствия тьютора можно постепенно отказаться.
Но если ребенку адаптация дается трудно, и особенно если есть проявления агрессии к другим детям - сопровождающее лицо совершенно необходимо. Как минимум этот человек обязан пресекать любые проявления агрессии от больного ребенка к здоровым детям.
3. Что касается подражания детей друг другу: в развитии ребенка все зависит от окружения в целом. Если на целую группу есть всего 1 ребенок с аутизмом (и у него есть сопровождающий, который контролирует его проявления к другим детям) - то группе, здоровым детям, не будет никакого вреда. Наоборот, ближе к 5-6 годам можно постепенно объяснять здоровым деткам причину такого странного поведения аутиста. Побуждать здоровых детей к сопереживанию. Но еще раз оговорюсь: если больной ребенок не может сам соблюдать правила поведения - его должен принуждать к тому сопровождающий взрослый. Потому что у здоровых детей тоже не должно складываться неверного представления "он меня стукнул, потому что он болен, ему можно - а мне так нельзя". Закон, который оберегает всех детей должен быть един на всех.
4. Есть другая практика - создавать отдельные группы в саду и классы в школе, состоящие исключительно из больных детей. У меня был длительный опыт работы в подобных группах, в рамках проекта "Особый ребенок", в течение 11 лет. Сегодня, уже на основе СВП могу уверенно сказать что такая практика - путь в никуда для самих аутистов. Причина следующая:наше развитие в детстве очень сильно зависит от окружения. Если ребенок в течение недели посещает обычный сад или школу, а на спец.группу приходит только иногда, в коррекционных целях - это допустимо. Но если он систематически посещает только коллектив больных детей, его развитие остановится. Потому что это "патология внутри патологии" - не от кого взять модель здорового поведения, некуда расти.
Обобщая, могу сказать, что инклюзивная система как идея - хорошее начало. Но воплотить ее можно только на основе глубокой психологической компетенции. И лучшее, что я могу тут порекомендовать и родителям, и воспитателям, и педагогам - это пройти тренинг "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана. Это позволит дать максимальное развитие аутичным детям, не причиняя при этом ущерба здоровым. Немного больше о практике работы специалиста с аутичными детьми можно почитать тут:
https://www.yburlan.ru/biblioteka/a5-rabota-s-detmi-autistami-rekomendac...
https://www.yburlan.ru/biblioteka/a5-obuchenie-detej-s-autizmom
Оскорбительные смыслы тоже наносят ущерб. Ребенок воспринимает их бессознательно. Когда мы говорим - то наше слово содержит не только смысл, но еще и несет чувственное наполнение. Смысл ребенок может и не осознавать, а вот чувственное наполнение слова воспримет, и ущерб получит. Но для возраста 3-4 лет и младше, о котором речь идет в статье - этот ущерб снять можно, если мама проходит тренинг. Такие результаты на портале есть - в том числе и о снятии диагноза "аутизм" с ребенка
Спасибо за статью. А если ребенку этого возраста говорили слова, пусть не громко, но с оскорбительным смыслом, например, зачем ты только и появился, не получилось избавиться от тебя, никто тебя не хотел, это не нанесло большого вреда, ведь ребенок еще не понимал этих слов? Или психологическое состояние матери все-таки сыграло свою роль на неправильном развитии этого вектора?