Развитие аутиста
Сегодня диагноз «аутизм» не приговор для ребенка. Реабилитация и социализация детей аутистов целиком в руках психологически компетентных взрослых. «Какое будущее ждет моего ребенка?» — больной вопрос для всех, кто воспитывает аутичного сына, дочку или внука. Неотвязный вопрос для каждого вовлеченного специалиста — врача, психолога, учителя. Хочется сделать все возможное, чтобы развитие аутиста выровнялось до нормы...
«Какое будущее ждет моего ребенка?» — больной вопрос для всех, кто воспитывает аутичного сына, дочку или внука. Неотвязный вопрос для каждого вовлеченного специалиста — врача, психолога, учителя. Хочется сделать все возможное, чтобы развитие аутиста выровнялось до нормы. Чтобы страшный диагноз сняли, малыш вырос и прожил полноценную жизнь: смог учиться, работать, иметь семью и друзей.
В этой статье вы узнаете:
— как возникает аутизм и какие дети в зоне риска;
— как определить и устранить факторы, травмирующие психику;
— как безошибочно выбрать верные способы коррекции и реабилитации, не тратить время на метод проб и ошибок;
— что нужно учесть при социальной адаптации ребенка.
Развитие аутиста: фундаментальная причина нарушений
Первичное нарушение
Симптомы аутизма могут возникать только у детей со звуковым вектором, их особенностью является сверхчувствительный слух. Обычные звуки для таких малышей могут звучать так оглушительно, как мощные наушники на полной громкости. А по-настоящему громкие шумы причиняют невыносимое страдание, мучительную боль.
Звуковой ребенок со сверхчувствительным слухом рождается абсолютным интровертом. Желание воспринимать мир снаружи возникает у него только по принципу наслаждения: он с радостью вслушивается в тихие и приятные звуки. Но если звуковая атмосфера вокруг ранит — ребенок остается невосприимчивым, замкнутым в себе, в своей глубокой интроверсии.
Психика малыша нормально развивается только во взаимодействии с другими людьми. Если ребенок замкнут внутри самого себя, возникают серьезные нарушения. Страдает и чувственная, и сознательная сфера:
— развитие понимания речи у аутистов запаздывает: нарушена способность воспринимать и распознавать смыслы слов;
— способность воспринимать и распознавать чувства людей, строить с ними эмоциональные связи тоже нарушена.
В дальнейшем возникает целый каскад нарушений, речь о которых пойдет ниже. Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте — читайте здесь.
Если не полностью утрачена связь с внешним миром, в ходе развития ребенка аутиста мамы замечают особую чувствительность слуха малыша. Он слышит из дальнего угла квартиры еле слышный звук, когда открывают его любимый сок или конфету. В шумных местах и при больших скоплениях людей закрывает руками уши — на лице гримаса боли. От гудящего фена, пылесоса прячется и убегает. Чем тяжелее состояние ребенка, тем меньше он реагирует на любой звук.
Нанести звуковую травму могут: постоянно включенный телевизор или громкая музыка, шумная бытовая техника, проживание вблизи шумных мест (стройка, аэропорт). Особенно сильно травмирует ребенка крик, скандалы и ссоры в семье, разговор на повышенных тонах, оскорбительные смыслы в общении взрослых. Частое пребывание беременной мамы в неблагоприятных звуковых условиях вызывает так называемый врожденный аутизм звуковика.
Важно! В этой статье описаны причины аутизма психогенной природы. При врожденных генетических нарушениях, органических поражениях мозга у ребенка тоже могут прослеживаться симптомы аутизма. Это означает, что в структуре психики такого ребенка есть звуковой вектор.
Знать устройство психики ребенка необходимо и в этом случае. Это поможет найти к нему максимально верный подход и выбрать наилучшие способы реабилитации.
«Сквозные» нарушения психики при аутизме
Вторичные нарушения
У современных городских детей в среднем психика состоит из 3-4 различных векторов, каждый из которых наделяет ребенка определенными способностями и желаниями. Звуковой вектор — доминантный в этом устройстве.
В результате звуковой травмы психика оказывается замкнута внутри себя, и любые ее свойства (во всех остальных векторах) не имеют достаточной связи с внешним миром. Они тоже не могут развиваться адекватно. Возникает каскад нарушений, характер которых определяют различные особенности развития детей аутистов:
— Навязчивые движения, тики, гиперактивность и «полевое поведение». Ими страдают только те аутисты, которые наделены свойствами кожного вектора.
В норме кожные дети просто неусидчивые и шустрые. Быстро переключаются с одного на другое. Имеют чувствительную кожу: любят нежные поглаживания и массажики, болезненно реагируют на грубые прикосновения. Любой предмет стремятся взять в руки, подержать и пощупать.
При аутизме ребенок уже не просто шустрый и переключаемый — его кожные свойства приобретают патологическую форму. Он может безостановочно кружить по комнате, поминутно хватая в руки разные предметы и тут же теряя к ним интерес. Высокая потребность в движении приобретает форму моторных стереотипий. Возникают вычурные позы и жесты, напряжение определенных мышц тела.
Тактильная чувствительность тоже зашкаливает: порой малыш просто не дает никому к себе прикасаться. Или наоборот, навязчиво и постоянно заставляет взрослых себя гладить. Подробнее об этих симптомах читайте здесь.
— Агрессия и аутоагрессия, упрямство, неприятие всего нового. Такие симптомы характерны только для аутистов, обладающих свойствами анального вектора психики.
Здоровые дети со свойствами этого вектора — неторопливые и обстоятельные, природные консерваторы. Не могут быстро переключиться: на любое дело им надо настроиться. Это люди качества, сосредоточенные на мелких деталях. Чтобы усвоить информацию, им важно многократное повторение, тогда они систематизируют услышанное и их феноменальная память хранит каждую подробность.
При аутизме ригидность психики приобретает форму крайней вязкости мышления, очень замедленных реакций. Ребенок может часами повторять одно и то же стереотипное действие, и отвлечь его почти невозможно. Попытки торопить или подгонять малыша вызывают только агрессию и упрямство. Если есть речь — она изобилует постоянными повторами стереотипных фраз.
Чрезмерная фиксация на мелких деталях приводит к неспособности ребенка отделить важные свойства предмета от второстепенных. Он застревает на незначимых подробностях и с трудом усваивает информацию.
Природный консерватизм тоже приобретает патологическую форму: ребенок категорически протестует против новой пищи, нового маршрута прогулок. Резкое ухудшение состояния возникает при неожиданном, незапланированном изменении привычного уклада жизни. Подробнее о таких симптомах читайте здесь.
— Частые перепады эмоционального состояния, множественные страхи, истерики. Такие особенности развития аутистов могут возникать только в том случае, если ребенок наделен свойствами зрительного вектора.
От природы у зрительных детей самый большой чувственный диапазон и особая восприимчивость зрительного анализатора. Когда малыш здоров, он постепенно учится выносить свою палитру чувств в эмоциональные связи с людьми. Учится сопереживать маленьким, больным и слабым. Его чувствительное зрение задает способность видеть максимум оттенков цвета и света, такие дети с удовольствием рисуют, увлекаются фотографией и т. д.
При аутизме огромный эмоциональный диапазон замкнут внутри человека, он не реализуется в создании эмоциональных связей с другими людьми. Отсюда возникает истеричность и плаксивость, тревожность и страхи, быстрая эмоциональная истощаемость и перепады настроения.
Особая восприимчивость зрения при этом тоже не реализуется в полезной деятельности. Ребенок реагирует на любые зрительные раздражители, но с трудом фиксирует взгляд произвольно на нужном изображении. Глаза «разбегаются», скользя с предмета на предмет. Могут возникать зрительные стереотипии: рассматривание предметов на просвет, навязчивая игра с выключателем. Подробнее о таких симптомах читайте тут.
Проблемы развития ребенка аутиста в разных сферах
Когда у ребенка с аутизмом проблемы в определенной области (снижено внимание, нарушено сенсомоторное развитие) — за этим часто стоит сложный конструкт из патологических состояний в разных векторах.
— Внимание и концентрация. У звуковика с аутизмом в любом случае есть проблемы с вниманием к тому, что говорят другие люди (то есть с восприятием на слух). Если ребенку также заданы свойства подвижного кожного вектора — он постоянно переключается с одного действия на другое, вскакивает, убегает. Добавим сюда сверхчувствительное зрение — и малыш не может фиксировать взгляд. Общая сумма патологических проявлений во всех векторах ребенка и дает суммарно серьезную проблему с концентрацией внимания.
— Сенсомоторное развитие аутиста. Здесь обычно подразумевают двигательные реакции на различные сенсорные раздражители (например, на звук, на изображение и т. д.). В этой области у аутистов всегда много нарушений. Например, не распознавая смысл слова, ребенок не может показать рукой на нужный предмет. Не фиксируя взгляд — не может нарисовать то, что видит и т. д.
— Физическое развитие. Большинство детей аутистов с трудом управляют своим телом. Причины тоже могут быть совокупные. Например, на раннем этапе отгороженность от людей приводит к тому, что ребенок не осваивает наглядно-действенное мышление, не умеет подражать, повторять. Поэтому навыки самообслуживания и общие моторные навыки развиваются с задержкой. Навязчивые движения и напряжение отдельных мышц в кожном векторе тоже могут мешать адекватному физическому развитию.
— Речевое развитие аутиста. Из-за травмы звуками прежде всего страдает способность понимать речь, распознавать смыслы слов. Если в этом отношении ребенок относительно сохранен, он все-таки пытается выразить словом свои желания. Но не всегда может облечь мысль в нужную форму — тогда речь аграмматична. Ребенок путает местоимения, падежные и родовые окончания и т. д. Особые симптомы (эхолалии) возникают у аутистов с анальным вектором. Такой ребенок тяготеет к ритуальности и повторяемости, в том числе и в речи.
— Чувственное развитие. Эта сфера напрямую зависит от психологического состояния мамы малыша. До пубертата любой ребенок связан с матерью «психологической пуповиной». От нее он получает базовое чувство защищенности и безопасности, без которого чувственная связь с людьми и адекватное развитие невозможны. Если мама часто нервничает, испытывает страхи или обиду, находится в депрессии — маленький звуковик еще больше уходит в себя. Чувственно раскрыться навстречу таким состояниям мамы он не в силах. Как следствие, возникают проблемы в эмоциональных связях с любыми людьми.
Адаптированные программы для детей аутистов
Сегодня существует множество разных методик по работе с аутичными детьми. Некоторые родители и специалисты целевым образом двигаются только по одной определенной методике. Другие — пытаются комбинировать и сочетать разные подходы. Чтобы не ходить методом проб и ошибок, не терять драгоценное время, стоит опереться на такое правило:
Любая программа развития ребенка аутиста должна учитывать все природные свойства психики малыша.
Базовое условие успешного развития — звуковая экология дома и на занятиях. Остальные реабилитационные мероприятия строятся исходя из полного набора врожденных свойств ребенка, например:
-
Настольные игры, пособия и книги подойдут детям с анальным вектором. Это усидчивые малыши. В подаче материала стоит использовать принцип многократного повторения. Давать больше времени на выполнение заданий, не торопить, не подгонять.
-
Задания в форме подвижных игр больше подойдут детям с кожным вектором. Можно опереться на тактильную чувствительность ребенка:через этот сенсор малыш лучше усвоит информацию. Алфавит можно сделать из шершавой бархатной бумаги, цифры вылепить из соленого теста и т. д.
-
Детям со зрительным вектором на первых порах лучше создать такие условия занятий, чтобы вокруг не было слишком пестрого фона. Иначе они не смогут фиксировать взгляд. А вот само пособие, с которым ребенок работает, должно быть ярким и красочным.
Примеры развивающих игр и занятий с аутичными детьми с учетом их психики показаны в отдельных статьях.
Приемы и способы взаимодействия с аутистом в проблемных ситуациях
Найти с ребенком контакт и разрешить проблемные ситуации становится намного проще, если вы детально понимаете, как устроена его психика. Рассмотрим на простых примерах.
Ребенок вас не слышит — что делать? Вы просите его что-то выполнить или зовете — он не реагирует. Хотя смысл просьбы ему давно понятен. После нескольких попыток терпение лопается и мы начинаем повышать голос. Или даже кричим. Что это дает?
На короткой дистанции крик может «пробить» всю глубину, на которую ушел в себя звуковик. И мы делаем неверные выводы: только на крик он и реагирует вообще. На самом деле крик для звуковика — сверхстресс. Он вызывает ощущение, что надо немедленно спасать свою жизнь. Понятно, что в этой ситуации приходится выйти наружу.
Но на длинной дистанции мир других людей становится для ребенка еще большей угрозой, чем прежде. В следующий раз, чтобы докричаться, придется делать это еще громче и дольше. И так до тех пор, пока ребенок перестанет реагировать на звук вовсе. Полностью утратит с вами контакт.
Верное решение: наоборот, понижать интонацию, чтобы ребенок вслушивался в речь. Иногда это приносит результат буквально с первого раза — на тихую просьбу ребенок откликается. Но даже если в первый момент результат вы не увидите — он обязательно проявится в течение нескольких дней. А на длинной дистанции выполнять ваши просьбы малыш будет все чаще, быстрее и охотнее.
Ребенок подолгу застревает на каждом действии, слишком медлительный. Обычно мы пытаемся его поторапливать, подгонять, научить действовать быстрее. Но на длинной дистанции это дает обратный эффект: если подгонять и торопить малыша с анальным вектором, он еще больше «тормозит» и впадает в ступор. Когда несвойственный ему ритм жизни навязывают постоянно — возникает агрессия и аутоагрессия, упрямство, протесты.
Верное решение: на первых порах дать ребенку столько времени, сколько ему требуется. Понемногу он будет выходить из своего ступора и действовать быстрее. Но никогда его скорость реакций и переключаемость не станет такой, как, например, у шустрой кожной мамы. Просто у него другая природа.
Ребенок на людях прыгает, размахивает руками, трясет пальцами и т. д. Не понимая психику ребенка, родители могут бороться с навязчивыми движениями, шлепая по рукам-ногам. Хочется отучить его вести себя асоциально, особенно на улице.
Сиюминутная иллюзия результата есть: ребенок прекращает свои действия. Но это только видимость. Ведь навязчивыми движениями страдают прежде всего аутисты с кожным вектором. Их кожа имеет сверхчувствительность, а любой удар по ней вызывает сверхстресс. В результате такого воздействия на длинной дистанции будет видно, что количество вычурных движений и жестов только растет.
Верное решение: создать кожному малышу необходимые для его развития условия. Это целый комплекс мер в каждом векторе. Например, для кожника это дисциплина и режим дня, достаточное количество подвижных нагрузок, стимуляция кожи (массажи, водные процедуры, работа с песком или глиной и многое другое).
На этих простых примерах видно, что продуктивное воспитание можно строить только на основе глубокого знания об устройстве психики ребенка.
Социализация детей с РАС
Социализация аутистов в обществе — один из самых больных вопросов. Это всегда баланс между «развить» и «не навредить». С одной стороны, аутичному звуковику тяжело в шумных группах, это причиняет дополнительную боль. С другой — развитие без других людей невозможно. Как найти компромисс?
— Социализация аутистов до 6 лет: семья и детский сад
Из внешнего мира невозможно удалить все источники стресса. Вопрос в том, как ребенок его адаптирует. Стрессоустойчивость малыша целиком зависит от того, насколько мама передает ему свои хорошие психологические состояния, наполняет его психику чувством защищенности и безопасности.
Поэтому в возрасте до 6 лет к вопросу социализации детей аутистов стоит подойти так:
- Если мама испытывает любые негативные состояния — ей важно получить качественную психотерапевтическую помощь.
- Поначалу выбирайте для ребенка малочисленные группы (или кружки), позже пробуйте посещение сада на неполный день. Наблюдайте, как ребенок адаптирует социальную нагрузку, и добавляйте ее, только если он готов.
- Помните, что окружение формирует нашу психику. Если ребенок растет в среде умственно отсталых детей, возможность его развития существенно ограничена.
— Социализация аутистов от 6 до 17 лет: школа
Адаптация аутиста к школьному обучению требует:
— компетентного подхода со стороны школьных учителей (понимание психики ребенка, подача материала с учетом его свойств);
— условий защищенности и безопасности в школе (строгих запретов со стороны учителей на любую травлю и агрессию к слабому);
— грамотной работы классного руководителя по нравственному воспитанию детей (умение привить навыки сопереживания и помощи больному однокласснику).
Таких идеальных условий социализации аутистов в школе сегодня практически не найти. Но на базе психологической компетентности их можно создать. Рекомендации по инклюзивному обучению для родителей ребенка — здесь. Информация для вовлеченных педагогов, которые заняты инклюзивным образованием, — здесь. Исчерпывающую информацию вы можете получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Поддержка для родителей и опекунов: реальность картины и возможные сценарии
Сегодня диагноз «аутизм» не приговор для ребенка. Реабилитация и социализация детей аутистов целиком в руках психологически компетентных взрослых. Родителям ребенка тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» может помочь:
- Раскрыть полностью устройство психики малыша, выбрать идеально точные методы воспитания и обучения.
- Понимая психику любого человека — выбрать для ребенка такую школу и такого педагога, которые дадут наилучшие результаты в развитии.
- Мама сможет получить качественную психологическую помощь, избавиться от любых психологических проблем (тревожности, депрессии, раздражительности, обиды); стать стабильным источником защищенности и безопасности для малыша, наполнять его психику самыми лучшими состояниями.
Это приносит многочисленные результаты:
— если ребенку до 6 лет — велик шанс полностью снять диагноз «аутизм»;
— если ребенку от 6 до 16 лет — можно существенно улучшить его состояние.
«Сегодня он сел заниматься добровольно математикой — я увидела, что он щелкает ее как орешки и смеется: «Мама, а ведь недавно я ничего не мог даже на бумажке посчитать!» И меня озарило — как просто! — вот оно — мой огромный результат — мой сынишка, которому пытались ставить недавно диагноз Аутизм, который получил диагноз AHDS и более 3 лет пил таблетки, которого я вынуждена была 3 года назад отдать в спецшколу! за эти месяцы он вырос, вытянулся, вышел из этого тяже лого состояния! Я стала его понимать — да и он стал просто понимаем всеми! Боже, какое это счастье!!!»
«Моему сыну с 5 лет ставили нарушения аутического спектра, СДВГ и ЗПР. В начале июня я закончила тренинг. А в сентябре поехала с ним на комиссию, и врачи спросили: «Мамочка, а что вы делали?» Мы не видим аутического расстройства. И СДВГ— нет. Адекватный, обучаемый ребенок…»
«Сыну 16 лет, с 4-х диагноз аутизм, играет на гитаре и виолончели, в этом году пошел в школу после 4 лет обучения на дому. Во время прохождения мною тренинга сделал такой прогресс, что его никто не узнает! Заве л друзей, активно участвует в жизни класса, пошел на курсы английского ))) Счастье просто, а не тренинг! Спасибо Юрию…»
Для специалистов
Любой вовлеченный в свою работу специалист хочет видеть реальные результаты затраченных усилий. Знания устройства психики помогут добиться небывалой эффективности работы всем, кто профессионально занят проблемой развития, реабилитации и социализации аутистов (психиатрам, психологам, педагогам, воспитателям). С этими знаниями вы можете:
— с одного взгляда распознавать психику ребенка;
— видеть причины первичных и вторичных нарушений, а также составляющие любых комплексных проблем;
— выбрать максимально эффективные методы и реализовать их с высоким результатом, добиться максимально возможного развития и социализации детей с РАС в каждом конкретном случае.
Фрагменты отзывов специалистов: