Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Страхи детей — почему они возникают и как с ними бороться

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто...

— Нет больше сил! Меня саму уже трясет от истерик сынa. Он всего боится! Полночи я сижу с ним и держу за руку, до утра горит свет в детской и в коридоре. Его не только темнота пугает, но сам сон. Днем он тоже не остается один в комнате. Мы уже с мужем из-за этого ссоримся. Он кричит: «Что за мужик растет! Хватит цацкаться!» А мне жалко ребенка.

— Дочь от меня ни на шаг не отходит. На площадку идем, она вцепится в мою юбку мертвой хваткой и стоит. Все дети играют, а моя боится. Мамочки другие на меня косятся. Свекровь говорит — разбаловала. Дома тоже ничего делать не могу, дочь по пятам ходит. От каждого шороха вздрагивает. Машина проедет, кто-то кастрюлей грюкнет — сразу в слезы.

— Наш сын воды боится — ни умыть, ни искупать. Даже сок из ложечки пьет, из стакана страшно.

— У нас с садиком беда. Утром просыпаемся, дочь сразу в крик «не пойду!». Мы и уговариваем, и завлекаем, и обманываем. Потом и прикрикнуть можем. Понимаю, что плохо, но нам с мужем на работу, а оставить ее не с кем. Так и идем по улице с ревом и слезами. Потом воспитательница ее от меня отрывает. Ухожу с тяжелым сердцем, тоже реву, пока на работу еду. А вечером, когда прихожу за ней, она домой идти не хочет. Вот и пойми.

Так говорят мамы о наболевшем. Их тревожат страхи детей. Ира издергана, измучена, обессилена. Лена сомневается в себе, не знает, что делать. Наташа перечитала, пересмотрела все, что можно было на эту тему найти. Прошла «специалистов» от психологов до бабушек-целительниц. Перепробовала всякие способы помочь, успокоить, утешить. Карина выслушала все мнения и рекомендации родственников, друзей, соседей, мамочек на площадке.

Все они хотят знать, откуда берутся детские страхи и можно ли их победить? Ответим на эти вопросы, используя материалы тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Чтобы помочь детям преодолеть страх, нужно четко понимать причины его возникновения.

Что же такое страх?

Страх — естественная реакция организма на опасность. Эта древнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, способствовала выживанию наших предков, активируя резервные силы, когда возникала угроза для жизни. Чего опасался древний человек?

  1. Хищников. Ты не догонишь — тебя догонят.
  2. «Злых» соплеменников. Каждый норовит обидеть, обделить, отобрать.
  3. Изгнания из стаи на верную погибель. Вне общества человек не в состоянии выжить и по сей день.

Подрастая, ребенок проходит стадии развития, аналогичные эволюции нашего вида. В процессе взросления развиваются и видоизменяются все эмоции, в том числе и страх.

Особенности детских страхов и их причины

Негативное нервное возбуждение малышей, испуг, слезы или истерики часто возникают в ситуациях, в которых нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка.

Существуют три основные причины детских страхов.

1. Страхи у детей в процессе развития

Как было сказано выше, возрастные страхи эволюционно обусловлены. Это не патология, а естественная часть механизма становления личности.

  • Ребенок до года полностью беспомощен и беззащитен. Его пугают громкие звуки, резкие движения, неожиданная смена обстановки.

  • От года до трех малыш учится ходить, говорить, начинает различать людей вокруг себя, разделяя на близких и посторонних. Ребенок может начать бояться высоты (бояться упасть), бурно реагировать на незнакомцев или пугаться, не обнаружив рядом маму или кого-то из домашних.

  • С трех лет дети начинают осознавать свою отдельность от других. Это я, а это они. Часто в этом возрасте ребенок идет в сад, возникают новые социальные контакты, новые правила и ограничения. На этом этапе нередко возникает страх разрыва с привычным окружением, разлуки с мамой. Дети начинают осознавать свои поступки и связанные с ними последствия (боязнь наказания).

  • У дошкольников развивается воображение. А так как дети не отличают реальность от выдумки — могут пугаться сказочных персонажей и вымышленных героев. Особенно ярко это проявляется у впечатлительных детей со зрительным вектором. О них вы узнаете ниже.

  • Ближе к школе у детей значительно формируется восприятие пространства и времени. К этому моменту многие дети успевают столкнуться со смертью: попал под машину любимый четвероногий друг, тяжело заболел родственник, ушла из жизни бабушка. Ребенок задается вопросами: «Куда они пропадают?», «А что будет со мной?». Его пугает неизвестность, одиночество, смерть.

  • В подростковом возрасте ребенок постепенно отдаляется от родителей, предпочитает общество сверстников, ищет свое место в коллективе, тренируется строить взрослые отношения. На этой почве могут возникать страхи одиночества, непонимания, изгнания, потери друзей или статуса. Подросток часто скрывает свои истинные эмоции, реже делится с родителями, поэтому его психологический дисбаланс может долго оставаться незамеченным. Проблема не решается, страхи увеличиваются и могут фиксироваться на длительное время.

Если ребенок в определенной фазе развития проявляет боязливость, тревожность, беспокойство — это нормально. Обычно такие симптомы исчезают по мере взросления малыша. Если же неприятные состояния остаются или усугубляются, значит здесь задействованы следующие причины.

Страхи детей фото

2. Влияние окружения

  1. атмосфера в семье и душевное состояние мамы

    Чтобы нормально развиваться, ребенок должен чувствовать защиту и безопасность со стороны взрослых. Чем меньше ребенок, тем крепче связь с мамой. Ближе к пубертату психологическая пуповина слабеет, авторитет родителей падает.

    Душевное равновесие мама в свою очередь получает от мужа, роль которого защищать и обеспечивать семью.

    Если мама воспитывает ребенка одна, вынуждена разрываться между работой и домом, обеспокоена насущными бытовыми проблемами, ей часто не хватает времени и эмоциональных сил для общения с ребенком. Он чувствует себя одиноким, ненужным, испытывает тревогу и страх.

    То же происходит, если родители часто ссорятся, кричат, ребенок становится свидетелем или даже объектом агрессии или насилия.

    Бывает и наоборот. Семья обеспечена, и мама может позволить себе оставить работу и посвятить все время дому и детям. Но не для всех женщин это является основной ценностью. Некоторым мамам тесно в четырех стенах. Их душа требует активности, общения с людьми. Не получая желаемого, женщины испытывают стресс. У одних могут развиться тревожные состояния, страхи вплоть до панических атак. Другие, без погружения в любимое, значимое дело, склонны терять интерес к самой жизни.

    Разные женщины, разные судьбы, разные состояния. Но если плохо маме, плохо и ребенку.

  2. запреты и ограничения

    Забота и внимание должны быть адекватными — соответствовать возрасту ребенка и ситуации. Чрезмерная опека и беспокойство мамы напрямую отражаются на ребенке. Если взволнован самый близкий человек, гарант моего спокойствия, значит, опасность рядом.

    Активные мамы с кожным вектором склонны ограничивать детей: «туда не ходи, в лужу не лезь, это не бери…».

    Неторопливые, обстоятельные, но иногда чересчур тревожные женщины с анально-зрительной связкой векторов чаще предупреждают: «упадешь, ударишься, заболеешь…».

    Мир представляется опасным. Неоправданные запреты и ограничения вселяют в ребенка тревогу и неуверенность. На этой почве могут развиться разные перекосы в развитии: боязнь трудностей, страх совершить ошибку, ослушаться маму, общаться с людьми, проявлять инициативу. Эти проявления зависят от психологических особенностей малыша.

  3. угрозы

    От человека скрыто, как работает психика. Родители часто не понимают реакций ребенка на те или иные ситуации, сердятся, раздражаются. Отчаявшись добиться послушания, они иногда прибегают к угрозам: «не буду любить, позову полицейского, заберет Баба-Яга». Не чувствуя уверенности и поддержки со стороны взрослых, ребенок теряет почву под ногами. Поведение от этого не выравнивается, а душевный дискомфорт только усиливается.

  4. сдерживание эмоциональных переживаний

    Некоторые родители считают слезы проявлением слабости. Особенно болезненно реагируют папы с анальным вектором на плачущих сыновей. «Что нюни распустил! Мужики не плачут! Будешь реветь, не заберу из садика!»

    Ребенок остается один на один со своей бедой, не чувствует поддержки, эмоциональной близости от самых родных людей. Дети должны проживать эмоции, делиться ими, выстраивая чувственные связи с другими людьми. В противном случае нерастраченный душевный огонь продолжает полыхать внутри, сжигая мосты с окружающим миром. А на оставшемся пепелище со временем взрастают всевозможные страхи.

  5. пугающие сказки

    Неожиданной, но очень существенной причиной детских страхов являются… сказки. Ни о чем не подозревая, многие родители читают малышам на ночь истории про Колобка, семерых козлят, Красную Шапочку, где героев съедает лютый зверь или коварный разбойник. Дети ассоциируют себя с персонажами сказки и изо дня в день проживают ужас, ощущая себя беззащитной жертвой. Так активируется самый древний страх человека — быть съеденным хищником или каннибалом.

    Правильные сказки, наоборот, оказывают целительный эффект и способствуют гармоничному развитию ребенка.

  6. негативный опыт

    Реальные стрессовые ситуации могут сильно напугать ребенка и закрепиться в памяти надолго. Например, ребенка укусила собака, он пережил автомобильную аварию, опрокинул на себя чайник с кипятком, упал и сломал руку. Травмирующее событие может вытесниться в подсознание, зафиксироваться на длительное время. К примеру, если ребенок чуть не утонул, то, возможно, что он будет избегать водных процедур всю жизнь. А если ему своевременно помогут правильно проработать это переживание, поддержат, научат плавать, то негативных последствий можно избежать. Поэтому с ребенком нужно правильно говорить о происшествии, а не делать вид, что ничего не случилось в надежде, что он быстро все забудет.

  7. переживания, связанные со смертью и похоронами

    Сильным стрессовым фактором для ребенка может стать встреча со смертью. Особенно тяжелые последствия возникают у впечатлительных детей со зрительным вектором. Венки около подъезда, траурная музыка, рыдающие родственники вызывают у ребенка сильнейшие негативные эмоции. Ни в коем случае не заставляйте малыша подходить к гробу, чтобы попрощаться с умершим, и постарайтесь оградить его от всей процедуры похорон.

3. Индивидуальные психологические особенности детских страхов

Все дети разные. Одни и те же ситуации могут вызывать у каждого различные реакции. Это зависит от набора врожденных свойств и качеств психики (векторов).

Зрительный вектор — это особая эмоциональная восприимчивость. Сила и глубина переживаний маленьких зрительников в разы больше, чем у других детей. Оглядываясь на первобытную стаю, можно понять, почему это так.

Особи со зрительным вектором меньше других были адаптированы к жизни. Самые слабые, чувствительные, ранимые, не способные постоять за себя, они часто становились легкой добычей для хищников или ритуальной жертвой соплеменников.

Кроме того, глаза — самый чувствительный орган таких людей. Способность различать мельчайшие детали и оттенки цвета, улавливать минимальные изменения окружающего мира — главный инструмент, при помощи которого первобытный человек мог получить информацию извне, адаптироваться к ситуации, выжить. Но в темноте этот сенсор не работает. То, что неразличимо, таит в себе опасность, пугает, грозит гибелью.

Поэтому страх смерти исторически вписан в психическую программу человека со зрительным вектором. Эта самая сильная эмоция сохраняется по сей день и активируется даже при малейшем намеке на угрозу или опасность.

Такая особенность плюс богатая фантазия, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость возводят страхи зрительных детей в самую высокую степень. Особенно на таких малышей плохо влияют страшные сказки и походы на кладбище, крайне пагубно отражается запрет выражать свои эмоции, плакать. Именно для них темнота наиболее страшна, потому что она не только скрывает реальные объекты, но и оживляет рожденных буйным воображением монстров и чудовищ.

Симптомы страхов у детей

Различие в свойствах психики влияет не только на восприимчивость к страхам и интенсивность их проживания, но и на то, какими симптомами они могут себя проявлять.

Зрительные дети реагируют особенно бурно и разнообразно. У них часто можно наблюдать влажные и холодные ладошки, слезы и истерики, нарушения сна, ночные кошмары, отсутствие аппетита вплоть до отказа от еды.

Детки с анальным вектором реагируют на стрессовые, пугающие ситуации ступором, замедлением всех реакций. У них могут возникнуть боли в животе, проблемы с пищеварением или заикание.

Кожные малыши в таких случаях, наоборот, становятся чрезмерно суетливы и нервозны, могут начать грызть ногти, накручивать на палец или выдергивать волосы, постоянно что-то теребить в руках. У них могут развиться тики или навязчивые движения.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть страх

Детские страхи причины  фото

Существует множество различных способов диагностики и коррекции детских страхов. Всевозможные опросники, игры, вербализация, сказкотерапия — хорошие дополнительные инструменты, которые вам могут предложить в центрах психологической помощи. Но без глубокого психоанализа и проработки причин детского страха справиться с этой проблемой окончательно и без последствий для ребенка непросто.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, необходимо:

— Обеспечить ему чувство полной защищенности и безопасности.

Главный человек в жизни ребенка — мама. Если она спокойна, счастлива, уверена в завтрашнем дне, правильно взаимодействует с малышом, то он чувствует себя в безопасности и гармонично развивается.

Разобравшись в себе, в особенностях своей психики, мама начинает излучать спокойствие и уверенность, превращается в доблестного рыцаря, способного победить любой детский страх.

— Знать индивидуальные психологические особенности ребенка (векторы).

Глубоко понимая внутреннюю природу ребенка, родители могут правильно выстраивать общение с ним, согласно врожденным свойствам его души. Например, направить фантазию зрительного малыша в мирное русло, записав его в кружок рисования, декламации или театрального мастерства.

— Строить крепкие эмоциональные связи между всеми членами семьи и, конечно, с детьми. Обо всем говорить друг с другом, делиться впечатлениями, переживаниями, опасениями, доверять и поддерживать.

— Читать с детьми правильные книги. Категорически избегать каннибалистических и других пугающих сюжетов. Особенно важно оберегать от такой литературы впечатлительных деток со зрительным вектором, потому что именно они получают от ее чтения самую настоящую психическую травму. Выбирать произведения на сострадание. Переживая за героев, ребенок учится чувствовать других, не зацикливаясь на себе. Когда сердце полно любви, в нем нет места страху.

Все эти рекомендации не только помогают справиться с детскими страхами, но и являются идеальной профилактикой многих других психологических проблем.

Дорогие родители, помогите вашему ребенку избавиться от ночных кошмаров и злых монстров, от бессонницы и истерик, от тревоги и беспокойства! Вам это по силам!

Читайте отзывы тех, кому уже удалось вырвать своих малышей из липких лап страха:

«Ей несколько лет снились кошмары, в которых за ней постоянно кто-то гнался с ножом, нападали на нее, кровь. Потихоньку она начинала рисовать. Ее рисунки год за годом превращались в кошмар. Это чаще всего были чудовища с клыками, шипами, нарисованные в карандаше или в темных тонах… Сейчас моей дочери 8,5 лет, на тренинг я пришла, когда ей было ровно 6 лет. Постепенно она стала нормально засыпать, излишняя агрессия ушла…

А в последнее время, наконец-то, я увидела, как разительно стали меняться рисунки моей дочери. Появились яркие цвета, персонажи стали добрыми. И дочка попросила записать ее со следующего года в художественную школу...»

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете ….

Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь полная смеха и радости...»

Подробную информацию об индивидуальных особенностях психики взрослых и детей, гармоничных методах воспитания с учетом личных качеств каждого ребенка, победе над страхами, фобиями, истериками, паническими атаками вы можете найти на портале https://www.yburlan.ru/ в разделах Библиотека и ВИО, а также на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Автор публикации: Наталия Димент
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131412 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131412 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131412человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 5
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ирина Серова 12 февраля 2020 в 19:02

Какая чудесная статья, Наташа! Столько полезной информации, вся цепочка, вся причинно-следственная связь раскрыта. Спасибо большое!

Екатерина Гусарова 12 февраля 2020 в 14:02

Это статья такой кладезь для мам. Спасибо! Про запрет на чувства у детей даже не подумала. Всегда искала причины страхов в детских страшилках. А по сути мы можем не дать детям раскрыть свои чувства, проговорить их, одернуть - и это тоже откликнется в будущем

Ludmila Bauer 10 февраля 2020 в 00:02

Наталья огромное спасибо за статью! Многие нюансы из детства вспомнились и в точку с описанием в статье. Страхи отнимают качество жизни и заставляют страдать. Благо когда Родители знакомы с СВП и «понимают» своих впечатлительных и боязливых деток. Надеюсь, что эта статья поможет найти ответы тем родителям, которые столкнулись со страхами детей и не видят выхода.
Спасибо!

Nataliya Diment 09 февраля 2020 в 23:02

Спасибо! Да, страхи- тяжёлая ноша. Не дают радоваться, полноценно жить, получая удовольствие от каждого дня. Почти всегда они родом из детства. Поэтому так важно знать, как правильно взаимодействовать с детками, чтобы эти плохие состояния не закрепились на всю жизнь. Да и взрослым важно осознать все эти механизмы, чтобы избавиться от груза страхов.

Natalie Michel 09 февраля 2020 в 23:02

Наташа, твоя статья, как обычно,
под кожу до дрожи, до сердца и за душу. Спасибо!

На первых строчках уже поделилась ссылкой на статью с одной подругой.

Пока читала, вспомнила множество прожитых ситуаций, даже проревелась на одном месте.

Совсем маленькой была, чуть не утонула. Папа меня спас. Иногда в жизни были моменты, когда думала, лучше бы утонула тогда ещё совсем крохой... плавать так и не умею толком, воды сторонюсь. Прочитала статью и так захотелось в воду! ))

С 6 летним сыном недавно разговаривали о страхах. Сказал, ничего не боится, иногда только, редко. Интересно будет наблюдать за ним, как будет дальше. Что из статьи почерпнула, на тренинге слышала тоже, очень важный момент, что любые критические ситуации нужно проговаривать и объяснять, чтобы не допустить вытеснения в бессознательное.

Спасибо за замечательную статью с множеством наглядных примеров!
Чего только дети, люди не боятся!