Александр Грибоедов. Ум с сердцем не в ладу. Часть 4. Музыка и дипломатия
За свою недолгую жизнь Александр Грибоедов сочинил много музыкальных произведений. До нас дошли только два, одно из них – знаменитый «Грибоедовский вальс». Современники удивлялись и сожалели, что Александр Сергеевич никогда не записывал свои музыкальные импровизации, которые потеряны для потомков навсегда...
Часть 1. Семья
Часть 2. Корнет неблестящего полка
Часть 3. Коллегия Иностранных дел
Александру не хотелось покидать Петербург и Москву, но его назначение секретарём Русской дипломатической миссии в Персии давно было подписано, приходилось всерьёз готовиться к отъезду. Преодолев более 3 тысяч вёрст от Москвы до Тифлиса, пробираясь опасными кавказскими тропами в компании сослуживцев, Грибоедов оказался в Грузии. Он ещё не успел осмотреть город, как столкнулся с Якубовичем.
Опальный улан давно знал о предполагаемом приезде Александра и тут же потребовал сатисфакции. Всему Тифлису Якубович рассказывал о гибели Шереметева, рассчитывая заполучить сторонников и секундантов. Дуэль состоялась. Якубович целился Грибоедову в руку и прострелил мизинец. Сожалея, что не убил, прокомментировал он: «По крайней мере, играть перестанешь!» Александру потребовалось много времени, чтобы восстановиться после ранения и научиться играть левой рукой 4,5 пальцами.
Для блестящего музыканта, каким был Александр Грибоедов, утратить возможность музицировать было равносильно лишению главного способа наполнения своих звуковых нехваток.
«То флейта слышится, то, будто, фортепиано» [1]
В деревне, где провели раннее детство дети Н.Ф. Грибоедовой, Александр и Маша выучились играть на фортепиано. Брат внимательно наблюдал за бегающими по клавишам пальчиками сестры, а когда место у рояля освобождалось, сам воспроизводил услышанные мелодии.
Немного неуклюжий и мало способный к танцам, Саша брал своё, усаживаясь за рояль, получая истинное наслаждение от самого процесса игры, доставляя удовольствие слушателям. Усидчивый и сосредоточенный от природы мальчик со звуковым вектором не учился технике игры и правильной постановке рук, что не мешало ему стать блестящим пианистом и импровизатором.
Так же легко, как на фортепьяно, Александр научился играть на скрипке, флейте и арфе. Арфа считалась женским инструментом, но её он освоил дурачась. В начале XIX века женщинам не полагалось играть на флейте, а мужчинам на дамских инструментах.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов отводит своей героине «запретное» занятие. Эмансипированная Софья бросает вызов обществу, играя на флейте ночи напролёт в компании молодого человека.
«Не композитор сочиняет музыку – вселенная через него» [2]
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для человека со звуковым вектором абстрактное восприятие мира естественно. В бесконечном процессе самопознания он становится «сталкером», проводником между двумя мирами — Планетой людей и Универсумом.
Шелест звёзд и шорохи Вселенной, услышанные в тишине ночи, звуковик научается преобразовывать в ноты, рифмы и формулы. Александр Грибоедов писал стихи и пьесы в стихах. Литература и музыка наполняли его звуковые пустОты. Где бы он не был, он не мог обходиться без инструмента, без музыки, без импровизаций, без поэзии. Как многие звуковики, Грибоедов страдал бессонницей, поэтому «купил фортепьяно... и начал оглашать дом руладами в самое неожиданное для соседей время». [3]
За свою недолгую жизнь Александр Грибоедов сочинил много музыкальных произведений. До нас дошли только два, одно из них – знаменитый «Грибоедовский вальс». Современники удивлялись и сожалели, что Александр Сергеевич никогда не записывал свои музыкальные импровизации, которые потеряны для потомков навсегда.
«Бросая звуки на воздух», он не запоминал свои оригинальные мелодии. Грибоедов с «барственной небрежностью» не думал о себе как о драматурге и композиторе. Он просто сочинял, наслаждаясь самим процессом творчества.
Музыка и поэзия были лишь способом самопознания и самореализации, помогая звуковику Грибоедову не погружаться в депрессивные провалы собственных психологических пустОт.
Так ли важно для Александра оставлять закорючки на нотной бумаге, в то время как Вселенная была наполнена звуками, которые он слышал сам и через свою игру давал возможность услышать другим. Его любовь к музыке была велика и бескорыстна.
Подружившись с Александром Алябьевым, боевым офицером, партизаном войны 1812 года, закоренелым картёжником и страстным музыкантом, Грибоедов обрёл родственную душу, готовую бесконечно долго слушать его фортепьянные импровизации.
Позднее знатоки грибоедовской музыки утверждали, что в романсах Алябьева слышатся мотивы импровизаций Александра Сергеевича. Мелодии Грибоедова были лёгкими, запоминающимися, напевными, естественными и соединяли в себе европейскую салонную композицию с русским фольклором. Творчество Александра Сергеевича Грибоедова, по мнению специалистов, повлияло на развитие всего музыкального искусства России.
Музыкальный Тавриз
Покинув Тифлис и перевалив через Кавказские горы, секретарь Русской дипломатической миссии оказался в Персии, в Тавризе, городе, где были сконцентрированы все представительства стран, с которыми иранцы сохранили дипломатические отношения.
Вскоре среди европейцев, расквартированных в Тавризе, Грибоедов прослыл самой яркой и образованной фигурой. Казалось, его не убивает скука и персидская жара, от которой страдали европейцы.
Преодолев длинный путь через горы, к нему наконец-то добралось фортепиано. Жилые комнатки были настолько малы, что звуки инструмента в них гасли. Тогда было решено затащить его на верхнюю площадку, предназначенную для прогулок и отдыха. Концерты на крыше стали достопримечательностью Тавриза, здесь собирались персы, приходила дипломатическая публика. Люди часами слушали, как на землю с небес лились музыкальные фантазии Александра Грибоедова.
Музыкальные вечера под открытым небом стали одним из путей к знакомству между собой официальных дипломатических лиц, представлявших политические интересы своих стран.
С французами и итальянцами Александр Сергеевич свёл поверхностную, ни к чему не обязывающую дружбу. Британцы держались чопорно и настороженно. Грибоедов помнил о главной задаче, которую ему и его товарищам следовало выполнить — преодолеть враждебность англичан. Маленькая европейская колония Тавриза ежедневно встречалась на прогулках, на базарах, за чашкой индийского чая.
Англия имела такой вес в мире, что не получить приглашение на английские вечера для дипломата было равносильно серьёзному промаху. Любому дипломату известно, что судьбы государств решаются не во время деловых переговоров, а на светских приёмах.
«Э, да это интрига, а не политика!» [4]
Несмотря на внешнюю доброжелательность, англичане с явной насторожённостью и плохо скрытой враждебностью относились к русским дипломатам. Вызвано это было изменением геополитики в Центральной Азии, активно проводимой Россией.
Причиной конфронтации был страх потерять Индию, которая второе столетье являлась добычей бриттов и представляла важнейшую сферу экономических интересов Англии. Это привело бы к прекращению существования Ост-Индской кампании, главного поставщика индийских сокровищ на остров.
Попасть в индийский рай можно было через Персию и Афганистан. В случае продвижения русской армии на Юг, британские вооружённые силы не представляли для неё никакой опасности. Поэтому Персия была важна для англичан, как последний бастион и заслон на пути к Индии.
Европейцы на неё не покушались, уж слишком невыгодным и трудоёмким был путь к Гангу. Но здесь неожиданно для всех о себе заявила Россия. Некогда располагавшаяся за Кавказским хребтом, она в ходе затяжных военных операций присоединила к себе Грузию, Армению и даже часть Азербайджана.
Казалось, какое дело было Великобритании до взаимоотношений России и Персии. Ответ приходит, стоит лишь взглянуть на географическую карту Центральной Азии. Полудикие страны, ведущие бесконечные междоусобицы, активно спонсировались английской Ост-Индской кампанией, получившей status quo в этом регионе. Её шпионы подкупали военных и наместников, продолжая нещадно грабить страны Центральной Азии.
Не только Персия, Афганистан, кратчайший, но труднейший путь в Индию, которым так дорожили бритты, были наводнены русскими и англичанами. Сегодня имена этих людей связывают с географическими открытиями и даже мировой классической литературой. Но задача, с которой они двигались по горным тропам и пыльным дорогам Центральной Азии и Кавказа, состояла в сборе разведывательных данных.
Секретарь «бродячей миссии»
Наезжая из Тавриза в Ставку Ермолова в Тифлисе, Грибоедов не засиживался в городе подолгу. Не упомнить, сколько раз ему приходилось пересекать Кавказ, а каждая поездка длилась не меньше месяца. Эти путешествия носили служебный характер - присоединённая Грузия требовала изучения.
Вся собранная Александром Сергеевичем информация о горских народах, местах их обитания, настроениях, занятиях, образе жизни, а главное о путешественниках, которых он встречал на дорогах Кавказа, ложилась на стол Главнокомандующему - царскому наместнику, полновластному хозяину русского Закавказья, наделённому неограниченной властью, генералу Ермолову. Он же являлся прямым начальником Грибоедова.
Генерал отказывался верить, что путники, выдавшие себя за паломников, собирателей фольклора, этнографов, этимологов, кочующие труднодоступными горными тропами «изыскивать сходство персидского языка с датским», на самом деле были шпионами. Прикрываясь самыми разнообразными и невинными масками скупщиков лошадей, географов, картографов, торговцев, путешественников, авантюристов, купцов и прочего люда, британские разведчики вершили своё тайное дело.
Английский парламент или Ост-Индская компания направляли их к кавказским народам с деньгами и оружием сеять ненависть и поднимать восстания против Российской экспансии.
Грибоедов разъезжал по деревням и горным аулам, выполняя поручения кавказского Главнокомандующего, и своим появлением мешал англичанам вступать в переговоры с горцами. Не без участия Александра Сергеевича количество восстаний и провокаций со стороны обманутых горцев, финансируемых англичанами, значительно сократилось.
Грибоедов собирал, анализировал и изучал методы работы британских разведчиков и дипломатов. В дальнейшем он совместно с новым Главнокомандующим Кавказа Паскевичем применит их, проведя самую «гуманную войну» в этом регионе, избавив Россию и Персию от ненужных человеческих жертв.
Проанализировать эти и другие исторические события глубоко и психологически точно можно с помощью системного мышления. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/
Список литературы:
- А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
- Анна Нестерова. «Памяти ВиктОра Толкачева. Скрижали Психоанализа»
- Екатерина Цимбаева. «Грибоедов»
- Бомарше. «Женитьба Фигаро»