Детки в «клетке»
Мама!.. С нее начинается все: и первые наши шаги в этом мире, и первый опыт общения. От того, каким образом он сложится, во многом зависит наша дальнейшая жизнь. Очень грустно сознавать, что иногда лучшие в потенциале мамы могут, сами того не желая, причинить вред своим любимым детям.
Мама!.. С нее начинается все: и первые наши шаги в этом мире, и первый опыт общения. От того, каким образом он сложится, во многом зависит наша дальнейшая жизнь.
Есть особый тип женщин (анально-зрительные), которые словно созданы быть лучшими мамами, нянями, воспитателями, учителями. В реализованном состоянии они по-зрительному добры и внимательны, по-анальному заботливы и терпеливы. Чутко реагируя на нужды ребенка, они с удовольствием отдают свои силы детям, их воспитанию. Очень грустно сознавать, что такие лучшие в потенциале мамы могут, сами того не желая, причинить вред своим любимым и обожаемым детишкам. Давайте разберемся, почему так происходит и как избежать возможных ошибок.
Дело в том, что ситуация меняется в корне, если анально-зрительная мама находится в нереализованном состоянии.
Мы все приходим в этот мир с набором архетипичных свойств, задатков, которые необходимо развить в период взросления, чтобы иметь возможность адаптировать условия сложного современного социума.
В период до пубертата и во время пубертата эти свойства развиваются, чтобы впоследствии, во взрослой жизни, мы могли реализовывать их и получать от жизни максимальное удовольствие и радость. Задача родителей — своевременно и правильно развить врожденные свойства ребенка. В случае если мы задаем неправильное направление развития, а иногда и вовсе лишаем ребенка возможности развиваться, он остается в своем архетипичном состоянии. Это в дальнейшем определяет негативный сценарий его самостоятельной жизни. Битый кожный ребенок может стать вором, анальный ребенок, выросший в ощущении нехватки маминой любви и поддержки, приобретает обиды, которые не позволяют ему выстроить счастливые отношения в браке и так далее.
На воспитании детей неизбежно отражается и состояние самих родителей, их способность или неспособность быть счастливыми.
Все мы встречали в жизни матерей, которые окружают своего ребенка сверхзаботой, буквально сдувают с него пылинки, предугадывают каждый шаг сначала малыша, а впоследствии школьника и даже студента, а иногда и много дольше: «Ты для меня навсегда останешься моим сыночком!» Создавая для детей тепличные условия существования, они лишают их развития.
Забота, которая сама по себе является прекрасным качеством анального вектора, не имея иного применения, кроме как полной посвященности ребенку, превращается в сверхзаботу, своего рода гиперкомпенсацию. До тех пор, пока мы не осознаем истинные причины наших желаний, мы придумываем различные рационализации своего поведения. «Ему же так будет лучше!» — уверенно говорит мать, с рвением ограждая свое чадо от любых препятствий. Не давая ему самостоятельно действовать, она лишает ребенка возможности учиться справляться с трудностями и адаптироваться к условиям окружающей среды. Такой ребенок, оказываясь лишь своеобразным придатком мамы, остается слабым и беспомощным, не готовым к взрослой жизни.
Страхи в зрительном векторе мамы становятся причиной ее бесконечных переживаний за ребенка. Вот сын или дочка задержались на двадцать минут после занятий в школе, и мама уже готова закатывать истерики, звонить в больницы, морги и реанимации, в ужасе рисуя себе картины гибели ребенка. Мама тревожна даже тогда, когда он жив-здоров и не дает ни малейшего повода для беспокойства. Она бесконечно водит ребенка по врачам, по ее инициативе сдаются бесконечные анализы и проводятся исследования в поиске мнимой патологии. Успокаивается она только тогда, когда находят наконец любую, пусть даже незначительную, болезнь: «Я же вам говорила!»
Собственные зрительные страхи застилают глаза такой маме, она не в состоянии адекватно оценивать ситуации, во всем видит опасность для ребенка. Причина подобного поведения кроется в недостаточно реализованном зрительном векторе матери, который наполняется эмоциональными раскачками, страхами и истериками.
Для такой мамы невозможно отдать своего ребенка в чужие руки. Не посещая садик, оставаясь дома, ребенок лишается навыков общения с детьми. Да и во дворе мама всегда на страже его безопасности. Ребенок «окружен» со всех сторон и дома, и на улице. В результате такого воспитания мы получаем неадаптанта в коллективе и обществе.
Именно родители являются гарантом выживания ребенка, обеспечивая необходимое для малыша чувство защищенности. А здесь он испытывает беспокойство, которое передается от тревожной мамы. Уже в грудном возрасте эти детки плохо спят ночью, просыпаются, часто плачут.
Тревожный и неустойчивый эмоциональный фон матери особенно негативно сказывается на зрительном ребенке, которому для чувства защищенности необходима эмоциональная связь с мамой. Но ее зрительный вектор в страхе, и потому она неспособна создать эту связь. Таких детишек сразу видно — они ластятся ко всем приходящим людям, в поиске внимания заглядывают в глаза. Они живо реагируют на проявление эмпатии и очень быстро привязываются к тем, кто откликается на их эмоциональные потребности. Не находя возможности разделить свои эмоции с людьми, создать крепкую эмоциональную связь с родителями, они оживляют игрушки, разговаривают и спят с ними — это оставляет их на уровне привязанности к неживому, задерживает в страхах, значительно тормозя развитие их способности любить.
Сверхзабота душит ребенка, она не создает ему чувства защищенности, но делает его зависимым и болезненным. На этом фоне могут появляться психосоматические болезни. Такие дети часто болеют простудами, насморками и другими детскими заболеваниями. Если всю жизнь пить подогретое молоко, то можно простудиться от глотка холодной воды.
В определенном смысле следует говорить о взаимном бессознательном сговоре мамы и ребенка. Постоянный страх матери, ее стремление к чрезмерной опеке, желание прикрыться болезнью ребенка, чтобы остаться дома, способствуют бессознательной провокации заболеваний. С другой стороны, ребенок, ощущая состояние матери, стремится соответствовать ей, как бы идет на поводу ее бессознательных желаний. В качестве крайней формы указанной проблемы наблюдаются случаи, когда мать намеренно калечит своего ребенка или препятствует его выздоровлению, чтобы потом не отходить от него ни на шаг... Так может проявлять себя смесь анального садизма, сверхзаботы и эмоциональных раскачек в зрительном векторе.
Садистические проявления в анальном векторе — признак сексуальной фрустрации. Анально-зрительный человек в этом случае садистирует прежде всего вербально; если же зрительного вектора нет или он недостаточно развит или стрессует, то садизм проявляется уже в виде физического воздействия: ничего не стоит отшлепать ребенка по-настоящему и больно.
Теперь представьте, что приходится испытывать ребенку в такой семье, с первого взгляда вполне благополучной. С одной стороны — гиперопека и в то же время элементы вербального садизма, с другой стороны — перманентные истерики, которыми мама пытается вызвать к себе чувство жалости, компенсировать эмоциональную пустоту, отсутствие наполнения зрительного вектора.
Стрессуя и недополучая наслаждения в свои векторы, родители добирают за счет детей, создавая, в свою очередь, стрессовые ситуации и для самих подопечных. Конечно, в своих субъективных ощущениях мама очень любит своего ребенка, все происходящее — результат бессознательных процессов, проблем собственного развития и реализации. День за днем мы проживаем наш жизненный сценарий, определяя своими состояниями будущее своих детей. Являясь буфером наших психологических проблем, они теряют в развитии, приобретают обиды и другие якоря, получая ложное направление своему движению по жизни.
Овладев системным мышлением, мы имеем возможность осознать свои собственные проблемы и ошибки, которые допускаем. Задавая нашим детям правильное направление развития, мы тем самым создаем необходимый фундамент для их максимальной реализации в жизни.
Корректор: Веронника Бриггида
Я вырвусь из этого
жаль, что вы поздновато с системным мышлением появились.
Инга, все кто прослушал тренинг так думают. Но без сожаления, а с радостью, что жизнь менять никогда не поздно. Среди тех, кто интересуется знаниями системно-векторной психологии люди разных возрастов и социального и семейного положения. И то, что происходит с ними вы можете прочитать в отделе "ОТЗЫВЫ" нашего портала: //www.yburlan.ru/results/
Очень интересный материал! Важно для воспитания...
Вот нашла прекрасную цитату к этой статье. Великий польский педагог, жертва холокоста, Януш Корчак писал: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить».
Здорово, спасибо! Хоть в эпиграф!
хм, кстати, а когда будет статья про анально-зрительных самок? Интересно было бы узнать, что это за создания такие, а то есть у меня подозрения, что - увы - я анально-зрительная, и потому - такое говно...
Посмотрите эту статью: http://lutik-12.livejournal.com/13088.html "...Лучшие жены, заботливые и преданные. Семья, дом, уют, дети - это их ценности. Они всегда могут реализоваться в семье..."
Многое, практически все написано про мои взаимоотношения с мамой. С самого детства. Сейчас я продолжаю жить с родителями, занимаюсь системно-векторной психологией. Вопрос, нужно ли мне отделяться от родителей, жить самостоятельно, для того, что осознать этот жизненный сценарий наиболее полно и глубоко? Потому что сейчас я продолжаю быть в этих отношениях каждый день и очень сложно из этого вырваться...продолжается это влияние зрительной раскачки, страха у мамы на мое внутреннее состояние. Или это рационализация и независимо от моего местонахождения будет то же самое?
"нужно ли мне отделяться от родителей, жить самостоятельно, для того, что осознать этот жизненный сценарий наиболее полно и глубоко?"
Жизненный сценарий осознается внутренне. Видеть и понимать, что в Вас и Ваших родителях неосознанно толкает именно к такому сценарию - уже большой шаг, и это уже во многом может повлиять на развитие сценария, ведь Вы уже не сможете как прежде неосознанно двигаться по накатанной колее, Вы отдаете себе отчет в том, что происходит. Не так сложно порой бывает остановить начинающуюся раскачку только потому, что вдруг поймаешь самого себя за руку "Ой, ну вот опять начинается раскачка, ну-ка стоп!" И так во всем. А каким именно образом проявится это отделение от родителей - вы сможете определить самостоятельно, понимая, что вы хотите и что Вам для этого нужно.
Шикарная статья!! Очень жизненно и доступно написано.