Двойка в дневнике сына - как правильно пройти адаптацию к школе?
Первоклассник не хочет идти в школу. Ребенок боится оставаться в классе без мамы, устраивает истерику. Малыш дерзит учителю, дерется с одноклассниками. Кто-то теряется при устных опросах, не выходит на перемены и сидит один в уголке.
Как правило, если родители стали читать статьи про то, как адаптировать ребенка к школе, — значит, столкнулись с серьезными проблемами. Мы не хватаемся за голову и не ищем ответ, пока жареный петух нас не клюнет. Сама жизнь толкает нас к поиску ответов.
Первоклассник не хочет идти в школу. Ребенок боится оставаться в классе без мамы, устраивает истерику. Малыш дерзит учителю, дерется с одноклассниками. Кто-то теряется при устных опросах, не выходит на перемены и сидит один в уголке.
Что происходит с детьми после первого сентября?
Школьные психологи объясняют вышеперечисленные симптомы адаптацией ребенка к новым условиям, к новым требованиям, которые ему предъявляет общество. Не все дети оказываются к этому готовы, всем нужно разное время, чтобы привыкнуть.
Оптимальным сроком адаптации считается срок от двух до шести месяцев. При этом под адаптацией понимается приспособление ученика к условиям окружающей его среды. Выделяют следующие составляющие адаптации:
-
физиологическую (учитывается, как развит организм ребенка в соответствии с возрастными нормами, его состояние здоровья);
-
психологическую (развитие познавательных процессов, мышления, сформированность мотивации к обучению, воли);
-
социальную (выработаны ли навыки общения, умение взаимодействовать в коллективе, выполнять правила).
Два главных фактора определяют успех адаптации к школе: личная готовность ребенка к школе и готовность школы к обучению ребенка. Первоклассник сталкивается с новым распорядком дня, новыми правилами, новым коллективом, новой учебной нагрузкой.
Причем учебный материал первого полугодия во многом совпадает с теми знаниями, которые ребенок получил в старшей группе дошкольного учреждения или на подготовительных курсах.
Считается, что в сложный период адаптации вводить новые знания не нужно, а важно научить по-другому относиться к самому обучению. В детском саду ребенок усваивал знания непроизвольно, в игровой форме, а в первом классе должен осознавать учебную задачу.
Отличить зерна от плевел
Причины негативных изменений в поведении первоклассника, таких как депрессия, чувство страха и неуверенности, нежелание идти в школу, агрессивность, заторможенность, в основном объясняются специалистами как:
-
неготовностью ребенка к школе на личностном уровне (не развита мотивация, воля, познавательные процессы, не сформированы навыки общения, плохое физическое здоровье);
-
недочетами в работе учителя начальных классов;
-
неправильной позицией семьи, ее низким культурным уровнем, материальной необеспеченностью.
Кроме того, подчеркивается, что на прохождении периода адаптации накладывает свой отпечаток кризис семи лет. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ребенок начинает мыслить по-взрослому.
Как только вы столкнетесь с конкретной проблемой, вы услышите от педагогов и школьного психолога лишь общие слова поддержки, просьбы подождать, потерпеть, любить чадо, уделять ему внимание, а также сетования на то, что вы что-то недодали, недосмотрели. Никаких точных причин, объясняющих поведение именно вашего ребенка, не последует. Вы останетесь по большому счету один на один со своей бедой.
Отправитесь бороздить просторы интернета в поисках пути решения проблемы, изучать подобный чужой опыт. Авось поможет. Классический пример:
«Мой сын пошел в первый класс. Мы ждали, что будет трудно, но не думали, что настолько. В детский садик мы немного ходили, так как у ребенка были проблемы со сверстниками, воспитателями, тяжело переносил разлуку со мной, сидел и горько плакал. Перед школой мы настраивали сына на позитив, как велели детские психологи, ходили целый год на подготовительные курсы. Консультировались у психолога, психотерапевта, невролога, детского психиатра, в общем, весь набор.
Говорят, что характер, темперамент такой, что привыкнет, что я его избаловала, что проблема в повышенной тревожности и отсутствии коммуникативных навыков. Только результат нулевой: сын боится заходить в класс, боится оставаться там без меня, от детей шарахается и по-прежнему плачет. При этом в плане учебы все в порядке, все понимает, запоминает, охотно делает уроки. Класс — хороший, учительница — замечательная.
Пока остановились на том, что я буду стоять за дверью класса, хотя одноклассники моего дразнят за то, что он все перемены стоит со мной. Пытаюсь вне школы подружить его с ними, но руки уже опускаются».
Отзывы других родителей пестрят рассказами о похожих случаях, что, должно быть, немного успокаивает мать, но не решает трудностей с ребенком. Многие форумчанки стали упрекать ее в том, что она не водила сына в детский сад. Конечно, они правы, но время прошло, а матери теперь что делать? Ходить на уроки с первоклассником, пока он привыкнет? Стоять под дверью класса? Принимать самой успокоительные средства и давать их ребенку?
Совсем в другом свете видится дезадаптация в школе после прохождения тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Знание врожденных свойств (векторов) помогает понять, какие дети попадают в группу риска и что нужно делать, чтобы им помочь. Сразу ясно, что в приведенном примере речь идет о мальчике с анальным вектором. Послушном, очень привязанном к маме, домоседе по своей природе. Для него перемены в жизни — всегда болезненны, он нелегко привыкает к новой ситуации, так как для него ценно прошлое. Ему всегда раньше было лучше, чем сейчас, чем будет в будущем. У него хорошо развиты познавательные процессы, он в состоянии обрабатывать много информации, раскладывать ее по полочкам, выяснять неточности и закрывать пробелы в своих познаниях. Он мыслит глубоко. Усидчивый, спокойный, старательный.
Задача родителей создать ему ощущение «мой дом — моя крепость», при этом адаптировать к обществу. Обязательно отдавать в детский сад, чтобы он выработал навыки общения. Он будет преданным, надежным другом. Просто ему тяжело принимать самостоятельные решения, начинать новые знакомства и воспринимать все новое — тут поддержку должны оказать родители, особенно мама. Не повышать на него голос, хвалить за успешное действие и подталкивать к общению, выходу из собственной пещеры, показывая, как хорошо там.
В сложившейся ситуации маме надо пересматривать свое отношение к ребенку. Ее пассивность перед любыми трудностями (отчего они не стали ходить в детский сад), гиперзабота лишили сына уверенности в собственных силах. Правильно будет найти ему друзей в школе, а матери — четко понять, чего она хочет для своего ребенка, осознать причины своего поведения. Неужели она хочет, чтобы сын рос «маменькиным»? Нужно спокойно (на анальных детей нельзя повышать голос — они впадут в ступор) объяснить ему, что такое школа, что и как там происходит, последовательность своих действий, когда она придет его забирать. Обязательно хвалить его за успехи (заслуженно).
Анального ребенка не заинтересуешь материальными выгодами, он остро нуждается в одобрении окружающих, добрых словах. Один из самых его больших страхов — страх публичного позора и то, что его в классе высмеивают, дразнят, — крайне негативные для него переживания. Неудачный первый опыт знакомства со школой он пронесет через всю жизнь, как и глубокую обиду на одноклассников, учительницу, родителей, не сумевших найти ключ к его сердцу.
Нужно создать анальному ребенку ситуацию успеха в классе. Например, поручить ему выучить стихотворение и похвалить при всех учениках класса, отметить его выдающиеся способности, что на самом деле так и есть.
Дети с анальным вектором становятся будущими медалистами, отличниками. Блестящие возможности к учению им заданы, а вот как они реализуются, во многом зависит от нас, взрослых.
«Родители, диагностируйте своего малыша у психолога заранее, тогда вы избежите многих проблем в будущем!» — призывают нас.
В некоторых случаях эта мера помогает, но это общие рекомендации, известные всем родителям, — о том, что первоклассник должен быть физически и психологически подготовлен к переменам в его распорядке дня, к выполнению учебных заданий, к многоплановому общению. Родные люди обязаны быть рядом с ребенком, подставить плечо в трудную минуту.
Да, всем советы ясны как божий день, но мало кто их соблюдает — в этом видят педагоги главную проблему дезадаптации школьников. На самом же деле причины более глубокие. Когда нет конкретных советов и объяснения, почему их важно выполнять, то родители, зачастую полностью погруженные в карьеру и быт, ничего не меняют в своем отношении к детям. Доводят ситуацию до критической.
Педагог Г. С. Коротаева в своей статье «Адаптация к школе» условно делит первоклассников по степени адаптированности на три группы. Практические наблюдения становятся более понятными, если рассмотреть их через увеличительное стекло системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
«Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя».
Дети с кожным вектором, которые быстро умеют приспосабливаться к новым условиям, находить подход к людям, быстро отвечают на вопрос педагога. Для них жизненные перемены — в радость. Кожники вырастут дисциплинированными, ответственными, пунктуальными, если развивать их свойства.
Они легко могут ограничивать свои желания. Стремятся воплотить амбиции, быть первыми. Трудности возникают с теми кожными детьми, чьи родители пренебрегали режимом дня, не устанавливали четкие границы дозволенного, били их, — тогда они становятся хулиганами класса, регулярно опаздывают, постоянно отвлекаются.
Дети второй группы «не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя».
В эту категорию попадают ученики с анальным вектором. По привычке они продолжают играть на уроке, как в детском садике. Только спустя шесть месяцев они адаптируются к изменившейся обстановке. Привыкают к новым правилам, к коллективу. Обида — проявление анального вектора. Истерики, слезы — характерны для детей со зрительным вектором. Эмоциональных, чувствительных, восприимчивых.
В такой ситуации родителям и педагогам нужно не подгонять, не унижать ребенка, хвалить, не кричать. Анальным детям хочется признания, одобрения со стороны взрослых, особенно учительницы. Важно, чтобы у него появились товарищи. Часто среди них оказывается кожный ребенок, который впоследствии подталкивает анального к активным действиям уже внутри коллектива.
В третью группу попадают те дети, у которых возникают значительные сложности с адаптацией, на которых жалуются учителя, и сами родители не понимают их поведения.
Так, реакцию активного протеста явно демонстрируют дети с уретральным вектором. «Хамит, не слушается учителя». Они завоевывают свое место под солнцем бесстрашием, смелостью, напором. Дерзкие, активные, энергичные, без авторитетов в голове. Часто происходит перетягивание одеяла власти в управлении классом между уретральником и учителем.
Мудрая учительница умеет направить энергию ребенка-вождя в правильное русло. В данном случае ошибкой со стороны учителя будет доказывать свою правоту, пытаться приструнить ребенка, подавить его. В этой войне не будет победителей. Пострадают все. Любое понижение в ранге уретральника, высмеивание его вызывает бурю гнева и ярости. И реакцию действием — «побегом на рывок».
Часто учителя жалуются на «остряков» в классе. У такого ребенка рот не закрывается. Он готов говорить всегда, нашлись бы свободные уши. Шутит, врет, сплетничает — лишь бы его слушали. Ребенок с оральным вектором, который мыслит говорением. У него вербальный интеллект, поэтому педагогу нужно давать оральному ребенку законный повод выступать перед всем классом, например, поручать доклады.
В группу детей, демонстрирующих реакцию пассивного протеста и так называемую реакцию тревожности и неуверенности, попадают ребята со звуковым вектором. Какие-то они не такие. Не от мира сего.
«Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально, на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм».
Звуковик направлен в себя, он интроверт. У него богатый внутренний мир. Он сосредоточен на своих мыслях, переживаниях, и ему требуется время для того, чтобы переключиться на происходящее во внешнем мире. Громкий шум, крики создают агрессивную среду обитания для чувствительного уха маленького звуковичка. Он нуждается в тишине. Если не давить на него, создать дома атмосферу спокойствия, то успехи в учебе не заставят себя ждать.
В категории риска может оказаться и замкнутый, нелюдимый, незаметный обонятельник и кожно-зрительный мальчик, женоподобность, восприимчивость которого иногда вызывают насмешки одноклассников и превращают его в козла отпущения класса. Важно понимать, что дети в начальной школе подобны первобытной стае, в коллективе они ранжируются по видовым ролям, ведут себя по животному образцу: выживает сильнейший. Изначально в детских душах живет неприязнь к ближнему, а вот любви, состраданию, человечности их нужно научить. Школа — то самое место, где дети из маленьких дикарей становятся, прежде всего, настоящими людьми.
Итак, как будет проходить школьная адаптация, зависит от врожденных свойств ребенка и от того, насколько мы, взрослые, будем готовы создать благоприятные условия для развития природного потенциала и оказать ребенку компетентную помощь при возникновении проблем.
Корректор: Наталья Коновалова
Кто должен адаптироваться: ребенок к школе или школа к ребенку? На мой взгляд, это крайние позиции. На деле и школа адаптируется к новым детям и дети адаптируются к новым условиям. Когда перегиб в одну или другую сторону мы и получаем нередко большие прорехи в воспитании детей. Так, если школа без барьеров, то есть с ребенка пылинки сдувают, чтобы нигде деточка не напряглась, не сломалась - итог - нет развития у ребенка, его психическое практически консервируется. Зачем ему прикладывать усилия, если и так все на блюдечке? Без того, что ребенок проходит через какие-то трудности, барьеры - не только опыт появляется как их проходить (мы все же детей для реальной жизни по сути должны готовить, а не к аквариуму), но и внутренние новообразования. Вспомните, как происходит рост того же растения - через тернии к солнцу, так и с человеком (думаю, в своем опыте найдете примеры, когда справившись с трудностями в жизни Вы стали умнее, мудрее и они вам на пользу пошли). Другая крайность - не создавать институтов для помощи детям в прохождении барьеров в жизни, выживет сильнейший - тоже не годится. Слишком многих мы потеряем для общества, слишком многие останутся за бортом хорошей жизни.
Что касается вопроса: чему учит школа? И жизни в том числе. Хотя, конечно, есть над чем работать. Но цель, по сути, и у родителей, и у школы, и у общества - вырастить детей развитыми реализованными людьми, так только они могут быть гарантией светлого безопасного будущего.
Почему то ни у кого не возникло мысли, что здесь что-то не правильно. Я не про статью, там все изложено с позиции специалиста, который должен решать поставленные задачи, давать советы по ситуации. Никто не задается вопросом, почему все наши дети "должны" переживать глубочайший стресс, терять здоровье, поступая в школу. Вам не кажется, что это в самой школе что-то не так, коль скоро наших детей зачастую нужно ломать через колено, чтобы приспособить, адаптировать к этой системе? Ради чего? Ради того, чтобы с тонкостью бульдозера сделать ребенка удобным для самой этой системы? Чтобы сидел ровно, внимательно слушал и ставил точку в конце предложения (и ни дай бог на 2 мм дальше, чем по ПРАВИЛАМ!) А взамен-то что? Психические расстройства, нежелание учиться и аутизм? Я - пас! Я очень люблю своих детей.
Sonique Igumnova, пока мы будем выносить себя, свою семью, детей за скобки - не видать нам счастливого будущего. Конечно, каждый хочет, чтобы вся окружающая реальность сама переламывалась через колено с одной лишь целью - подстроиться под наши нужды и неприкосновенную индивидуальность. Но никто, вероятно, не рисует счастливое будущее своих детей на необитаемом острове в полном одиночестве и одичалости, где никто бы никому не был должен и чтоб никакой жесткой системы, верно?
Вы пеняете системе за давление ПРАВИЛ - но, скорее всего, одновременно рассчитываете на то, что общество будет соблюдать необходимые правила по отношению к ребенку, когда он выйдет в настоящую жизнь. Что, если кто-то посмеет отобрать у него завтрак? Поставить подножку, ударить? К чему взывать? К правилам поведения, к закону и порядку! Кто будет обеспечивать закон и порядок для нашего блага, если мы сами в первую очередь считаем своим нерушимым правом ставить точку в предложении так, как нам вздумается, и никак иначе? Та самая злобная система учит ставить точку в нужном месте, а сверх того, учит людей быть людьми и жить среди людей. Выход один - понять изнутри, как устроен мир в целом и каждый в отдельности.
А что до трудности адаптации ребенка в школе - то далеко не школа здесь первичный фактор. Куда бОльшая ответственность лежит именно на родителях - какой они сделают вклад в воспитание и развитие ребенка, чтобы он был готов хотя бы просто напросто находиться в классе среди других тридцати таких же как он. Если у него от этого глубочайший стресс, потеря здоровья и психические расстройства, то, вероятно, что-то важное было упущено еще в дошкольный период развития. Системно-векторная психология уделяет огромное внимание разбору проблемы воспитания детей, безошибочного и гармоничного развития их свойств, которое в дальнейшем поможет им с легкостью и удовольствием выходить за пределы уютного домашнего гнезда, быть способным проживать свою жизнь среди людей, быть адаптированным, желаемым и востребованным - а не мечтать каждый день только о том, как бы вернуться поскорее в тепличные условия родительского дома, единственного места, где он чувствует, что нужен, любим и защищен от суровой реальности окружающего мира, в котором мы все с вами живем.
школа недаром так называется педагогическими джунглями.
но проходить через них необходимо каждому
Мечтаю о том времени, когда системно-векторная психология будет обязательным предметом в школе! И для учителей тоже.
Мечты часто сбываются. Вопрос только когда.
Соседский мальчик ходил в школу как на каторгу. Практически еженедельно при приближении к школе его тошнило. Мама с трудом отводила сына в школу.
И так 4 года. Вот такая реакция на первую учительницу. Не перевели. До сих пор в этой школе и учится.
Какие страхи он вынесет во взрослую жизнь....
Психосоматика в чистом виде, впрочем, как и психологическая безграмотность этой мамы и первой учительницы...
Ужас какой... Мои обе натерпелись от первых мучителок. Сочувствую.
Будущим учителям обязательно нужны знания по системно-векторной психологии! Это поможет им и в собственной семейной жизни, и вообще по жизни и, конечно, на работе - в школе. Правильно воспитывать детей, находить к ним верный подход.
Самое печальное, что педагоги и родители знают об индивидуальном подходе к воспитанию, знают, что все дети разные, но редко действительно это знание применяется. Сложно перестроить себя. Мне кажется, что начинать надо с учителей и родителей. Изменятся они - и не будут так остро стоять детские проблемы. Радует, что все больше взрослых задумывается над вопросами психологии. www.12bal.com
Индивидуальный подход зачастую действует только на словах, да и он не может действовать без системных знаний, мы будем воспринимать ученика через себя и лепить личность по собственному разумению.
Только системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет дифференцировать людей, отличать "кошечек от собачек" и воспитывать их соответственно.
Как это важно - дифференцировать детей по свойствам, а не "грести всех под одну гребенку"! Хорошо бы это знать и родителям, и учителям. Сколько проблем можно избежать!
Эти знания просто необходимы и родителям и учителям. Только дифференцированный подход способен облегчить адаптацию ребенка в новых для него условиях. А у нас пока всех под одну гребенку стараются подровнять.
Часто родители только в крайних случаях идут искать ответы, как правильно воспитывать детей, обычно " мы сами знаем". Гордость, высокомерие, энциклопедичность знаний, опыт - все это мешает получить новые, работающие системные знания.
Школа - навсегда больное место. Не хочется писать банальностей: вот если бы все учителя... Но это действительно то, что не хватает - знания Системно-векторной психологии со всей ее глубиной и тонкостями. Каждый был ребенком и учился в школе, и нас заставляли делать многое, не свойственное нашей природе не воспитывая и обучая нас, но тормозя наше развитие.
Школа - по сути, место для социализации и получения образования ребенка. Когда же оно превращается в "больное место" - это вина целиком взрослых.