Это как посмотреть
Счастье не воспринимается разумом — это чувство. Когда любишь — вкладываешься сердцем и делом в любимое. Когда вкладываешься — ощущаешь радость мгновения. Когда разделяешь радость с другими — в этой сцепке чувствуешь жизнь. Когда знаешь и понимаешь — любишь еще сильнее!
Солнечный зайчик пробегает по лбу, касается ресниц, иииииии просыпаешься с восторгом: «Впереди целый день приключений! »
Как в детстве! Ветер в волосах, ссадины на коленках, искры в глазах! Мир огромный и прекрасный!
Видеть жизнь с предвкушением счастья в любом возрасте… Обрести особую линзу, которая изумляет тем, что вокруг сейчас, и особо подсвечивает то, что будет дальше... Жмуриться каждый день от удовольствия проживаемого… Возможно?
Андрей Кончаловский говорит: «Чтобы Чехов написал свои великие драматургические произведения, он их писал мучительно, чтобы мучительно выразить невыразимое. Художник пытается услышать очень тихий шепот природы. И большой художник пытается увидеть невидимое за видимым. Вот это невидимое за видимым и есть самое большое качество любого произведения искусства. Извлечь из ничтожного драгоценное — и есть задача художника. Берутся самые простые вещи. Оттуда выходит нечто бесконечное. Главная идея — это любовь к человеку. Беспричинная. Мы любим людей не потому, что они хорошие. Большой художник прежде всего пытается нащупать вот эту любовь к человеку. Надо ее почувствовать и надо ее выразить. И выразить так, чтобы другие почувствовали».
А просто людям, Нечеховым и Некончаловским, как увидеть мир прекрасным, стать талантливым художником собственной жизни? И желательно без мук.
Двоим видно ярче
Счастье не воспринимается разумом — это чувство. Через любимого человека мир видится иначе.
Губы — две мышечные складки, ограничивающие ротовую щель, — говорит учебник анатомии. Некоторые психиатры причисляют любовь к бредовым расстройствам. А человек, раз испытавший волшебство поцелуя, от которого ноги подкашиваются, ощущает себя счастливым обладателем портала в рай. И все отдаст, лишь бы подольше побыть в бреду.
Когда любишь, чувствуешь, что любимый может все. Кажется, что он делает самое лучшее из возможного! Даже если ни грамма не смыслишь в этом. Читаешь его доклад на тему строительства мостов, и каждая закорючка буквы ощущается драгоценной. И ты рядом с ним можешь все, чтобы только он смог еще больше прекрасного подарить миру.
«Мэрилин открывает первую часть и с большим воодушевлением начинает читать вслух. Откинувшись на спинку кресла и держа ее за руку, я мурлычу в экстазе, вслушиваясь в каждое слово. Это просто рай: какое счастье иметь жену, которая обожает читать вслух прозу Диккенса. Для меня это момент волшебства. С тех пор как мы были подростками, Мэрилин подарила мне бесчисленное множество таких моментов» (И. Ялом. Вопрос смерти и жизни).
Чувство близости, возникающее между двумя, — намек на то, как можно относиться ко всему человечеству.
«То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» (А. Чехов).
Через системное восприятие получается увидеть потенциал другого человека. Увидеть его лучшую версию, придать ценность его «закорючкам».
Разноцветные стеклышки на свету
В составе детского восторга открытий — плещущее через край желание к познанию действительности! Бежать, забираться, искать, удивляться, восхищаться! Камешки причудливой формы, разноцветные стеклышки на свету, песочные лабиринты, бальные платья из мальвы, шалаши на деревьях — неиссякаемый клад! Детям в этом видится большее, чем доступно восприятию приземленного взрослого. А крылья детям дает воображение.
Взрослое взаимодействие требует от нас видеть драгоценность не в зеленом стеклышке, а в каждом человеке. Еще большего воображения, подкрепленного осознанным отношением к людям.
Обо всех, кто в своем деле достиг значимых результатов, можно сказать: они любят то, что делают, тех, для кого делают. Они могут вообразить то, чего другим не видно, и поделиться этим.
Ван Гог любил своих шахтеров и крестьян, которых писал, хирург Углов — своих пациентов, за которых больше никто не брался, а он оперировал, Любовь Орлова — русского солдата, который стоял за судьбу страны, Гинцбург — сам вирус Covid-19!
Когда любишь — вкладываешься сердцем и делом в любимое. Когда вкладываешься — ощущаешь радость мгновения. Когда разделяешь радость с другими — в этой сцепке чувствуешь жизнь. Когда знаешь и понимаешь — любишь еще сильнее!
Счастлив был Винсент, когда мчался по залитому солнцем полю с мольбертом?
Счастлив был Антон, когда писал любимой: «…для новой пьесы уже разложил бумагу»?
Поглощенность предметом освобождает хоть на какое-то время от груза мыслей о себе. Прожектор восприятия на время поглощенности пропускает для осмысления больше, чем собственные маленькие колючие «хочу». И тогда растут возможности и происходит творческая магия, и мчишься к своему солнцу, как импрессионисты, впервые пригласившие его на свои холсты.
«Эти новые живописцы! Они открыли воздух! Они открыли свет и ветер, атмосферу и солнце; они увидели, что мир пронизан неисчислимыми струями, трепещущими в этой текучей стихии. Винсент понял, что прежняя живопись отжила свой век» (И. Стоун. Жажда жизни).
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан часто говорит о том, что всю жизнь был одержим психоанализом. А тысячи слушающих думают и пишут в чате трансляции: «Миру повезло с вашей одержимостью! »
Синхронизируя восприятие
Мы демонизируем тех, кто нам неприятен. И напрочь лишаем себя возможностей договориться с ними.
В человеке, который хоть чем-то стал нам неудобен, мы не видим ничего хорошего. Сейчас это наблюдаемо в глобальном масштабе. А на близком расстоянии собственного взаимодействия с родителями, партнерами, коллегами, соседями в поездном купе заметить и отследить это в себе труднее.
Как я смотрю на мир? Будто я выше всех? Или я в силах понять, что происходит с другими? Мне страшно? Или я способен согреть добрым словом и ласковым взглядом тех, кому это нужно? Я никому ничего не должен? Или я благодарен умным, воодушевленным, вовлеченным, горящим людям, которые окружают и заряжают меня? Будто все кругом уроды или герои прекрасной многоликой картины талантливого художника?
Прежняя психология отжила свой век. Теперь есть инструмент, чтобы увидеть психику каждого. Когда другие люди становятся для нас понятными, мы ощущаем их необходимым элементом единства. Мы можем их любить. Рушится стена неприязни, не позволяющая созидать. Мы можем творить прекрасное вместе. Это рассвет нового солнца.
Когда-то импрессионисты впервые увидели сами и показали другим воздух, свет и ветер. Так и системное восприятие позволяет увидеть скрытое в глубинах души, взглянуть на человечество через призму любви, поверить в него, как Тео верил в Винсента.
Нас счастливит близость, нас счастливит одержимость. Нас счастливят возможности осчастливить кого-то. Не просмотреть бы. Зажмуриться можно лишь на миг от прикосновения солнечного зайчика.
У нас более восьми миллиардов вариантов осчастливиться.
Слезы почти сначала и уже до конца прочтения ❤️❤️❤️