Фильм «Одаренная». Нужно ли детство вундеркинду?
А может, есть дети, которым необязательно проводить время, играя в догонялки с одноклассниками и рисуя мелом на асфальте? Может, составляющие «детства» особых детей могут быть другими?
Детство – особый период в жизни каждого человека. Это первое слово «мама», первые шаги, первые игрушки, первые друзья. Это каникулы во дворе и езда на велосипеде с ребятами. Это первые пятерки в школе и первые неудачи. Похвала и наказания родителей, первая любовь и разочарования. Это время, когда побыстрее хочется стать взрослыми, когда мечтаешь стать космонавтом, когда лето – это целая бесконечность. Детство – это начало долгого пути, когда мы многому учимся и иногда спотыкаемся. Но, несмотря ни на что, каждый из нас вспоминает свои детские годы с особым теплом и трепетом.
А есть ли дети, у которых детства нет? Те, которых лишают возможности полепить куличики в песочнице, поиграть в прятки со сверстниками, подружиться и поссориться, а потом снова помириться? А может, есть дети, которым необязательно проводить время, играя в догонялки с одноклассниками и рисуя мелом на асфальте? Может, составляющие «детства» особых детей могут быть другими?
Предлагаем с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разобрать замечательный фильм Марка Уэбба «Одаренная», в котором показана история юной Мэри, обладающей уникальными математическими способностями.
Маленький гений
Мэри Адлер всего семь лет. Ее воспитывает родной дядя Фрэнк, который заменил ей обоих родителей после смерти ее мамы Дианы. Бедняжка покончила с собой, когда Мэри было всего пять месяцев.
Диана была великим математиком, посвятившим всю свою недолгую жизнь решению одного очень важного уравнения. Обладательница звукового вектора, она была движима идеей «во что бы то ни стало найти ответ на самый важный в жизни вопрос». Для человека со звуковым вектором это вопрос о смысле жизни, даже если он не осознает этого. В основе интереса к точным наукам всегда лежит желание разгадать «формулу» Вселенной и свое предназначение, понять первопричины. Для чего я рожден? Что делаю в этом мире? Что будет после смерти?
Диана увлекала себя сложнейшими вычислениями, полагая, что, доказав уравнение, она почувствует, что не зря прожила свою жизнь. Но этого не случилось. Уравнение было доказано, а смысл жизни не найден. И Диана уходит из жизни. Слишком глубока звуковая депрессия. В такие периоды материальный мир перестает являться ценностью для звуковика. Он бессознательно ощущает оторванность тела от души, винит тело в той боли, которую испытывает. Ошибочно полагает, что суицид принесет облегчение.
Даже новорожденная малышка Мэри не может удержать Диану в этом мире. Непонимание собственной матери, равнодушие отца ребенка, боль одиночества и ненужности – все это окончательно подкосило молодую женщину.
Эвелин
Слушая воспоминания Эвелин и Фрэнка о Диане, мы можем предположить о достаточно холодных отношениях Дианы со своей матерью Эвелин. Мать не смогла создать эмоциональную связь с дочерью. Человек с кожно-звуковой связкой векторов, которой обладает Эвелин, часто имеет склонность полностью подчинить свою жизнь служению идее. Он бывает настолько погружен в нее, что вся остальная жизнь отходит для него на второй план. Эвелин такая. Свои кожные амбиции быть известным ученым и завоевать славу благодаря великому открытию она пыталась реализовать в дочери.
Но целиком посвятив себя этой идее, она не стала дочери близким человеком, с которым Диана делилась бы своими девичьими секретами. Мы можем предположить, что у маленькой Дианы почти отсутствовало ощущение безопасности и защищенности, которое каждый ребенок получает через любовь и теплое отношение своей матери.
Зрительный вектор Дианы требовал любви, и вскоре она влюбилась в соседского парня, который подстригал газон на их участке. Ее мать не могла спокойно смотреть, как девочка рушит свое великое математическое будущее из-за юношеской любви. Она сделала все, чтобы разлучить молодых. Для Дианы разрыв отношений и потеря единственной для нее эмоциональной связи означали конец жизни. Еще тогда, в юности, она хотела покончить с собой. Это была зрительная попытка, которая, как правило, ничего общего не имеет со звуковым суицидом. Тогда ее удалось спасти.
Однако уже через несколько лет она все-таки сводит счеты с жизнью, оставляя дочь на попечении своего родного брата. В фильме не описывается в деталях история отношений Дианы с отцом ее ребенка. Ясно одно – он бросил ее, как только узнал о ее беременности, и никогда не хотел видеть свою дочь.
Особенное детство
О том, что Диана докопалась до истины в решении одного из самых сложных уравнений, она решила никому не сообщать. Эвелин всегда хотела, чтобы фото ее дочери висело в университете рядом со всемирно известным Григорием Перельманом, доказавшим гипотезу Пуанкаре. Будучи сама математиком, она видела в своей дочери будущего лауреата Нобелевской премии.
Воспитывая Диану в изоляции от обычных детских забав, обучая ее быстрому счету и окружая умными книгами, она не давала девочке возможности социализироваться. Ведь как бы ни был гениален ребенок, он должен развиваться в обществе. Ведь в дальнейшем он сможет получить полную реализацию только среди других людей.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан говорит о важности развития всех векторов ребенка. Иногда родители допускают большую ошибку, делая акцент на его интеллектуальных способностях, за которые отвечают верхние вектора – звуковой и зрительный. При этом забывают о развитии нижних векторов, например, кожного, анального, а ведь именно они отвечают за адаптацию в окружающем мире. Впоследствии ребенок, став взрослым, не может найти свое место среди других людей, остается отчужденным от жизни общества и несчастным.
Закапывая себя в книгах, маленькая Диана еще глубже уходила в свою звуковую скорлупу, не приобретая навык строить связи с другими людьми. Именно это и стало зачатком ее будущей депрессии. Она сосредотачивала свою мысль на математике, но современному звуковику этого недостаточно, чтобы реализовать звуковые свойства.
Путь реализации себя в науке уже пройден, потребности современного звуковика больше, чем постижение законов неживого мира. Растет стремление постичь главное – человеческую природу, а без контакта с миром, с людьми, это невозможно. Диана не умела строить связи с другими людьми и ощущала глубокое одиночество, о чем говорит ее сильное желание, чтобы у Мэри было другое детство. Она хотела, чтобы ее дочь нашла друзей. В ее представлении только это могло сделать ее счастливой.
Маленькая семья
Любящий дядя Фрэнк становится для Мэри настоящим отцом. Самый большой страх, о котором он говорит – это его неспособность сделать девочку счастливой. Он посвятил себя воспитанию племянницы. Не женился, поменял место жительства и работу. Это раньше он был профессором философии в университете, а сейчас он просто чинит катера, живя в маленьком прибрежном городке штата Флорида. Не поддерживая отношения с матерью, которой до внучки не было никакого дела, он сам дома воспитывает и обучает смышленую не по годам девочку.
Однако в семь лет Мэри все-таки приходится идти в школу, где она ощущает себя крайне неуютно. Дома в тишине ей было намного комфортнее. Во-первых, громкие разговоры и крики одноклассников на перемене приносят явный дискомфорт любому звуковику. Во-вторых, маленькая девочка обнаруживает, как сложно строить отношения с одноклассниками.
Важно понимать, что первое, через что должен пройти маленький, пусть и гений – это детский сад. Именно здесь малыши учатся общаться друг с другом, начинают ранжироваться в первом в их жизни обществе. Адаптация в школе проходит гораздо быстрее и легче, если ребенок посещал детский сад. У Мэри этого не было.
Более того, девочка видит, что она очень отличается от своих одноклассников. Ей скучно на уроках, ведь она давно изучила всю школьную программу. То, что в классе есть особенная девочка, на первом же уроке замечает ее учительница Бонни. Малышка с легкостью решает математические примеры, а затем без труда складывает и умножает четырехзначные числа в уме.
Системно мы понимаем, что одаренность Мэри обеспечивает ее звуковой вектор, который встречается лишь у пяти процентов людей. Маленький звуковик в потенциале обладает блестящим абстрактным интеллектом, который позволяет ему совершать сложнейшие вычисления в уме и познавать законы Вселенной.
Бессознательно маленькая Мэри тянется к тому, от чего она получает удовольствие, ради чего она рождена. Она просит Фрэнка купить ей пианино, так как желание играть и создавать музыку возникает у многих звуковиков. Она берет в руки умные книги, так как сосредоточение на решении задач приносит ей большую радость. В эти моменты она реализует себя, она живет полной жизнью. Но Фрэнк хочет дать девочке возможность быть обычным ребенком. А это значит обычная средняя школа и общение с одноклассниками.
Он интуитивно понимает, что девочке нужно больше общения, и в попытке уберечь Мэри от повтора плохой судьбы ее матери, он отказывается отдать девочку в школу для одаренных детей. В этот момент в их размеренную жизнь неожиданно врывается бабушка девочки Эвелин. Она уверена, «что гениальные люди двигают человечество вперед, на них лежит особая ответственность и миссия, которую нельзя бросать ради развлечений». Желая стать опекуном малышки в надежде еще раз попытаться воспитать великого математика, она начинает судебную тяжбу с сыном.
Суд
В ходе долгих заседаний Фрэнк так и не может найти общего языка с матерью. Эвелин намерена идти до конца и по-кожному использует все средства. Она покупает показания биологического отца Мэри, который приходит в суд с намерением забрать к себе девочку. Однако после отказа он даже не приходит навестить Мэри.
Обладая еще и зрительным вектором, маленькая Мэри живет эмоциями. В свои семь лет она вполне развита на отдачу своих чувств, своей любви и заботы другим. Так, она спасает из мусорного бака одноглазого кота Фрэда, который становится ее лучшим другом. Она искренне привязывается к соседке Роберте, с которой проводит каждую субботу. Она жалеет одноклассника, когда его обижают другие дети, и заступается за него. Мэри так хочется настоящей родительской любви, а тут ее родной отец даже не хочет с ней познакомиться. Нежелание отца увидеться с ней становится для маленькой девочки настоящим ударом.
В желании показать малышке, как все радовались, когда она родилась, и как до сих пор ее все сильно любят, Фрэнк берет девочку в больницу. Здесь в зале ожидания она становится свидетелем тому, как радуются семьи рождению ребенка. Это действительно трогательный момент в фильме. Здесь не нужны слова. Воспитание зрительных чувств происходит само собой, и счастливая Мэри, хлопая в ладоши, искренне радуется вместе со всеми.
Глядя на отношения Фрэнка со своей племянницей, мы замечаем, насколько они близки. Не у каждого родителя получается стать столь близким другом своему ребенку. Дело в том, что психически Фрэнк и Мэри очень схожи. У обоих из них есть и звуковой, и зрительный вектора.
Звуковые беседы о вере, сотворении мира и Боге на фоне заката укрепляют их эмоционально-духовную связь. Этот момент необъяснимого единства Мэри и Фрэнка трогает до слез. Общий быт, доверие, любовь и забота друг о друге делают их семью неразлучной. Однако есть обстоятельства, под давлением которых Фрэнк все-таки соглашается отдать Мэри в приемную семью, где ей должны обеспечить лучший уход.
Предательство
Фрэнк растерян, он мучается в сомнениях, но пытается мыслить здраво. Кожно-зрительная учительница Бонни пытается поддержать Фрэнка. Ее симпатия к парню и его племяннице делает ее частью этой истории. Кто знает, может, в будущем у них с Фрэнком смогут сложиться серьезные отношения?
После долгих раздумий он все-таки отказывается от опеки над девочкой и соглашается на ее переезд в приемную семью. Ему позволяют видеться с племянницей. Но, не понимая сложностей взрослой жизни, Мэри отказывается видеться с дядей. Как он мог отдать ее к чужим людям? Он нарушил данное ей слово никогда с ней не расставаться, а значит, он ее предал.
Чувство обиды из-за допущенной несправедливости возникает только у людей с анальным вектором. Семья и дом – их главная ценность. А тут Мэри дважды теряет семью и доверие. Разрыв эмоциональной связи с Фрэнком приносит малышке столько боли, что она закрывается от него. И в этой душевной пустоте появляется ее бабушка, Эвелин. Она подкупает девочку заботой и использует гостевой домик приемной семьи для проведения математических занятий с Мэри.
Достаточно неожиданно, с одной стороны, и очень трогательно – с другой, вплетается в эту историю ситуация со спасением одноглазого кота Фрэда. О том, что кот оказался в приюте для животных, узнает Бонни. Она сообщает об этом Фрэнку, и это меняет весь сюжет драмы. Если приемная семья избавилась от кота, значит, он кому-то мешал. Единственный человек среди его знакомых с ужасной аллергией на кошек – это Эвелин.
Фрэнк моментально понимает, что его мать не остановится и под прикрытием приемной семьи возьмет воспитание и обучение Мэри в свои руки. Он понимает, что Эвелин не важна судьба девочки, что она неискренна в своих обещаниях. С яростным желанием вернуть себе Мэри он приносит своей матери законченную исследовательскую работу с доказанным Дианой уравнением. Растерянность, опустошение, а может, скрытая радость и гордость за свою дочь – что ощущает в тот момент Эвелин? Почему ее дочь не сообщила ей об открытии столько лет назад? Почему просила опубликовать результаты только после смерти матери?
Видя рукописные, исчерканные Дианой страницы с вычислениями, над которыми она работала годами, она глотает слезы. Но оставаясь сдержанной и непоколебимой, Эвелин, не теряя времени, звонит в университет. Фамилия Адлер все-таки будет увековечена в научном мире математиков!
Смотрим через системные очки
Радостно видеть, что в финале фильма у юной героини все складывается очень хорошо. Фрэнк понимает, что не может игнорировать талант девочки. Тогда им удается найти золотую середину: совмещать учебу и исследования вместе с общением со сверстниками, скаутскими походами и играми в школьном дворе. И мы понимаем, что Мэри ждет великое будущее и с Фрэнком они всегда будут близки.
Фильм «Одаренная» – это трогательная драма о любви близких, о воспитании детей согласно их врожденным способностям, о порой сложных взаимоотношениях в семье. Актер Крис Эванс настолько идеально перевоплощается в своего героя Фрэнка, что у зрителя не возникает сомнений в искренности каждого сказанного им слова. Малышка МакКейна Грейс поражает своей естественной игрой. Можно предположить, что у самой МакКейны есть звуко-зрительная связка, которая помогла ей так глубоко понять и показать зрителям внутренний мир одаренной девочки.
Отличный сценарий Тома Флинна, как будто взятый из жизни, гармонично подобранная музыка Роба Симонсена и, конечно, блестящая работа самого режиссера Марка Уэбба – все это объединяется в действительно доброй и глубокой картине.
С помощью знаний системно-векторной психологии зритель не просто следит за сюжетной линией, а проживает жизнь вместе с главными героями. Осознавая истинные мотивы поведения, понимая психику каждого персонажа, зритель может достичь неописуемого удовольствия от просмотра этой картины.
Более того, именно благодаря системному мышлению становится понятно, что одаренность есть в каждом ребенке, главное – знать, как ее раскрыть. Тогда получится сохранить их детство и помочь им вырасти счастливыми людьми, которые смогут заниматься любимым делом.
Великолепный фильм и великолепная статья. спасибо.
Спасибо за наводку на фильм. С удовольствием посмотрела. Очень точно системно все описано. Это ж надо, в одной семье три поколения гениальных звуковиков, а понимать друг друга не смогли. Что уж говорить о людях без звука.
Специально сначала ознакомилась с фильмом. Невероятно системный и драматичный со счастливым концом. Дальше идут спойлеры: Фрэнку пришлось (а не просто отдал) отдать девочку в приемную семью, чтобы бабушка не лишила её детства. И я думаю, что Диана не хотела, чтобы её мать гордилась ею и любила её только из-за того, что та доказала решение сложного уравнения. И как-то странно Фрэнк, мне показалось, намекнул о том, что Эвелин могла присвоить себе это научное открытие (свое кожное коварство она показала в фильме достаточно очевидно). Вероятно, что это могло быть причинами завещания Дианы.
Шикарная статья! Системное раскрытие так гармонично вписано в описание сюжета...очень чувственно, пока читала, сопереживала героям.
Обязательно посмотрю фильм. Спасибо автору!