Фильм «Территория»
Фильм «Территория» не был широко разрекламирован еще перед показом, как, например, «Левиафан», и по привычке, увидев новое название, можно было бы подумать о том, что это что-то рядовое. Но оказалось, что за скромным названием картины стоит настоящий шедевр...
В последнее время мы наблюдаем то, что можно назвать возрождением русского кино. Кино не просто как набор технически свежих приемов и красивых кадров, а как говорящего искусства – того, которое пробуждает лучшее, что есть в нас, которое несет настоящие ценности и пропитано ментальной атмосферой «загадочной русской души».
Фильм «Территория» - бесспорное тому подтверждение. Этот фильм не был широко разрекламирован еще перед показом, как, например, «Левиафан», и по привычке, увидев новое название, можно было бы подумать о том, что это что-то рядовое. Но оказалось, что за скромным названием картины стоит настоящий шедевр.
Фильм глубоко патриотичен, он озвучивает истинные ценности российского человека, показывает наш духовный поиск на базе коллективистского менталитета, передает наше отношение к мелочности, жадности, материальным ценностям и удивительно красиво рассказывает о жизни советских людей.
Во имя общества, во имя государства
Начнем с того, что фильм необыкновенно красивый. Его особенно здорово смотреть на большом экране. Наверное, мало кто знает, что есть в нашей стране такие полуреальные пейзажи, такие невероятные рельефы, покрытые снегом и льдом. На их фоне отдельный человек действительно кажется маленькой ничтожной точкой, что образно дает нам понять, что жизнь отдельного человека сама по себе ничего не стоит, она имеет смысл только в контексте Целого. Человек проживает жизнь в коллективе, он есть то, что он делает, как он себя реализует наружу.
Фильм рассказывает о жизни русских геологов, занимающихся поиском золота на огромной северной территории у берегов Ледовитого океана. Этот поиск организовывает один из главных героев ведущий геолог «Севстроя», Илья Чинков.
Ради чего он это затеял? Ради денег? Отнюдь нет. Чинков – человек с кожно-звуковой связкой (как и большинство людей из его команды), которая формирует в человеке безусловную преданность идее. Это может быть идея разного масштаба, но в данном случае это масштабы всей страны – советское общество воспитывало людей с приоритетом общего над частным, и каждый человек чувствовал себя причастным к чему-то большому, так как ради этого большого и трудился.
Чинков не думал о том, чтобы разбогатеть. Ему важно было именно это состояние душевного азарта, состояние радости от осуществления идеи, от самого процесса поиска. Звуковику важна ВЕРА, ощущение, которое выше знания и опыта, и в данном случае это была вера в великие возможности своей страны и силу человеческого духа.
Это было частью работы на общее светлое будущее. Люди тех поколений не умели жить иначе – только ради будущего. Эти люди искренне удивлялись, когда кто-то что-то брал для себя. Когда молодой промывальщик, найдя три золотые песчинки, вместо того, чтобы показать начальству, прячет их в кармане с мыслью послать давней любимой, в следующий момент испытывает дикий стыд, а спустя время приходит раскаяться.
Это был не просто стыд, когда опозорился перед кем-то. Это ощущение гораздо сильнее – это социальный стыд. Неотъемлемая часть нашего менталитета, в котором существует иерархия по принципу отдачи: наверху уретральный вождь, для которого жизнь стаи важнее собственной, а остальные от этого вождя получают защищенность и безопасность и живы тем, сколько сами отдают от себя во имя благополучия общества.
Чем больше отдал, реализовал себя – тем выше твой «ранг», тем больше твоя жизнь наполнена. Отсутствие реализации или желание «хапнуть» в свой карман тут же карались (не кем-то – самой природой) ощущением жуткого стыда, такого, что лучше умереть. Так было тогда, когда наша социальная формация соответствовала нашему менталитету. Именно социальный, животный стыд, а не закон, для нас является самым лучшим регулятором. Закон нам не писан. Какой может быть закон, когда здесь царствуют милосердие и справедливость?
Поиск как смысл жизни
Очень красивый персонаж – Баклаков. Тоже кожный звуковик. А другим в таких условиях и не выжить: суровые условия, постоянные экспедиции, часто в одиночку. Только для звуковика это в радость. И только он не запаникует при непредсказуемых обстоятельствах, угрожающих жизни, так как способен абстрагироваться от материального, в том числе от собственного тела, чтобы сконцентрироваться на большем, на более важном.
Баклаков с легкостью соглашается на многодневную пешую одиночную экспедицию, не зная при этом ни точного маршрута, ни ожидающих его препятствий. Он – «бродяга», как говорится о нем в фильме. Молчалив, неприхотлив, не тягостен в общении.
Потрясающий эпизод, когда Баклаков форсирует реку, по своей эпичности затмевает множество подобных. Звучащий на фоне вопрос «почему так много людей, которые хотели жить и не сумели?» переворачивает сознание современного зрителя. Для чего на самом деле мы живем нашу жизнь и что в ней является по-настоящему ценным? Глядя на Баклакова, на этих простых ребят-промывальщиков золота, понимаешь: они – сумели.
По окончании экспедиции Баклаков должен был написать подробный отчет о ней. Как и ко всей своей работе, он отнесся к этому со всей ответственностью и увлеченностью. Мы наблюдаем, как в результате долгого и нелегкого сосредоточения, огромной работы ума он силой мысли рождает открытие. Что-то незримое появляется в процессе такой концентрации… Появляется какая-то безусловная уверенность в том, что существуют такие граниты, в которых есть золото.
Звуковая работа – работа ума – самая тяжелая. Но если звуковик сосредотачивается правильно – не внутри себя, а снаружи – на идее, на чем-то значительном – то эта же работа приносит ему глубокое внутреннее наслаждение и желание совершать все новые и новые прорывы мысли.
Еще один звуковик – Гурин. Он не похож на Баклакова. Этот персонаж, можно сказать, более депрессивен, эгоцентричен. Видно, что его внутренний поиск не ограничивается поиском золота. Он идет глубже, в познание самого себя, пытается понять свое место в этом мире, понять суть человеческих отношений. Он называет себя одиночным философом и предпоследним авантюристом.
Но, как видно из его состояния, этот поиск пока завел его в ощущение бессмысленности, хотя внешне он и похож на человека, знающего, чего хочет. Он не очень-то любит людей, хотя ему и приходится с ними общаться: как и многие звуковики, он высокомерен. Даже с женщиной он общается свысока, давая ей понять, что не собирается меняться и что он из тех, кого нужно любить такими, какие есть.
Гурин действительно «авантюрист». Возможно, именно его поиск чего-то большего, долгожданного ощущения жизни, а не бессмысленности, привел его на Территорию. В одной из разведывательных экспедиций, спускаясь на лыжах с горы, он ломает себе обе ноги. Звуковик не бережет свое тело. Однако, лежа на санях, он понимает, что без ног он не сможет уже быть собой. Он станет «ниже» себя и на такого себя смотрит с презрением, с колокольни своего высокомерия.
Тогда же, лежа со сломанными ногами в пещере, он думает о том, что сейчас его жизнь – его, такого умного и неповторимого, – зависит от обычного человека, пастуха, который загоняет своих оленей и вытаскивает его из последних сил. Это очень важная мысль – о том, насколько мы все зависим друг от друга, насколько каждый человек, находясь в нужное время в нужном месте, влияет на судьбу других, а в итоге – на нашу общую судьбу. Не бывает лишних людей.
Простые ценности
Старик Кьяе – персонаж словно из другой реальности. Для него и время течет по-другому, точнее, времени вообще как будто нет. И мудрости у него не меньше, чем у тибетского монаха. Он все сидит себе на одном месте, а через него все проходят люди, каждый черпает что-то из его буддисткого спокойствия и оставляет ему что-то из своего опыта. Мудрый старик олицетворяет собой мышечную составляющую нашего менталитета.
Мышечный вектор в чистом виде – это монотонный труд (в мирное время), без особых впечатлений, эмоций и поисков смысла. Этот смысл есть в нем изначально, и мышечнику не нужно его искать.
Мышечный вектор – это основа всего, основа жизни, ее фундамент. Все его желания – это есть, пить, дышать, спать. Кьяе так и говорит Баклакову: «Ешь, спи, ешь, спи, как поправишься - иди». Мышечный вектор также неприхотлив, но не потому, что не ощущает материального, наоборот – он и есть сама материя. Просто кроме материи для него ничего и нет. И никаких других желаний – славы, богатства, почитания, уважения – у него нет. Только то, что необходимо для жизни тела. И внутри он знает, что смерть – это не конец, а наоборот – возвращение туда, где хорошо, словно обратно в утробу матери. Поэтому и к смерти он относится с особой почестью, без страха. И течения времени в состоянии монотонии он тоже не ощущает.
Настоящие МЫ
Момент, который показывает, какие мы на самом деле, когда мы «в своей тарелке» - это коллективный эпизод в конце фильма. Сила нашего уретрально-мышечного менталитета – в ощущении себя частью огромного Целого, в ощущении причастности ко всему, что происходит с этим Целым, с нашей страной. Ощущение, что нет чужих людей, мы все – свои. Благо страны выше собственного.
И вот, где-то на самом краю России, среди непроходимых льдов, заснежных вершин, среди закованной в льдах тундры, по радио объявляют о полете первого человека в космос. О полете Нашего человека – Юрия Гагарина. Космос и Северные льды – как это далеко друг от друга… Но нужно видеть радость группы геологов после того, как они услышали эту новость! Эта радость искренняя, настоящая, ощущение гордости идет изнутри, оттуда, где огромная страна и ее будущее стали важнее самого себя, важнее своего комфорта.
Это невероятно красивый и очень значительный по своему смыслу эпизод. Это то, какими мы были и какими можем быть. Если будем идти по своему, предначертанному нам природой, пути. Это то, к чему мы должны привести весь мир. К ощущению единственности вида под названием Человек. К пониманию того, что жить для себя – это жить впустую, так как нет смысла в отдельно взятой жизни.
Тот, кто живет «для себя» и пытается ухватить себе что-то из общего котла, исчезнет в безвестности, о нем не вспомнят и не уделят внимания, как не уделили внимания Куценко, который хотел убить товарища ради порции золота. Его никто не наказал, не предал суду – о нем просто не вспомнили.
Уретральный менталитет не воспринимает ценностей кожного вектора, тем более такого мелкого и вороватого. В фильме его не наказывают – как символ нашего презрительного отношения к мелкому эгоизму отдельного человека. Его просто нет, он – ноль. Ему нет места в обществе, его исключают как ненужный элемент. А это куда хуже человеческого суда.
Каждый на своем месте
Нет никого случайного в этом мире. Никого лишнего. Каждый человек, знает он об этом или не знает, является частью единого организма и каждым своим действием вносит вклад в его судьбу.
Персонаж Жоры Апрятина звезд с неба не хватал и не был выдающимся и талантливым геологом, как его дед. «Природа лепила его по образу викинга, но где-то по дороге отвлеклась». Он по-звуковому эгоцентричен и замкнут, по-анальному нерешителен, обидчив, нервничает, когда на него кричат. На людях он старается поддерживать идеальный образ, хотя внутри ощущает дискомфорт от взаимодействия с другими.
Когда так получилось, что его люди отправились в экспедицию, и он не смог отправить им еды, он долго мучился, переживал внутри себя, молился, чтобы они продержались, но сказать никому не решался, хотя это вроде бы очевидный шаг в такой ситуации. Однако не сказать он тоже не мог и все-таки решился на это через несколько дней, когда опасность потерять людей была уже слишком серьезной.
Этот самый Жора, обнаружив тяжело раненого Баклакова, не смог оставить его умирать и один потащил на себе сквозь бескрайнюю ледяную пустыню. Он выбивался из сил, ничего не ел, холодный ветер обжигал лицо, а дорога была невероятно долгой… Но он шел. Не падая, не сдаваясь, не давая слабины и не позволяя себе упасть от усталости. Шел до конца, не имея права перед своей совестью бросить товарища.
Он готов был умереть вместе с ним, но этого не случилось. Те ценности и ориентиры, находящиеся глубоко внутри человека с уретральным менталитетом, ведут его безошибочно и точно в сторону общего блага, туда, где жизнь товарища важнее собственной, где нет места жалости к самому себе, когда дело касается других людей. Совесть, долг, а также нечто более глубокое и важное, то, во что он верил, не дали ему ослабеть.
Жора дошел до конца. На последнем издыхании, только удостоверившись, что помощь идет, он падает в изнеможении, но душа его счастлива и спокойна – он выполнил свой долг.
Только благодаря этому случилось то самое открытие, которого они все ждали и ради которого каждый из них самоотверженно работал. Это их общее открытие. Общее дело. Не было в нем ни одного случайного человека, каждый вложил в него часть себя. Каждый из этих простых русских ребят-геологов. Без их коллективной слаженной работы, направленной на одну большую и благородную цель, не было бы ничего.
Сегодня мы бы назвали их героями или сумасшедшими, но тогда это были обычные люди, только внутри у них горел путеводный факел, дающий ощущение смысла своего существования и причастности ко всему, что происходит с нашей страной. Когда каждый горит этими ценностями, не может быть никого лишнего и случайного.
В заключение
В фильм вложен труд огромного количества людей, и каждый из них работал так, как работали эти геологи: с полной самоотдачей, видя перед собой общую идею, вкладывая частицу себя. Это видно по полученному результату: работа невероятного качества, как с точки зрения картинки, так и по смыслу.
Идея фильма, который был снят по роману советского писателя-геолога Олега Куваева, не могла оставить равнодушными его создателей, всех, кто над ним работал, поскольку затронула самые глубокие струны русской души, пробудила что-то вроде ностальгии по нашим корням, нашей сути жить ради будущего,с приоритетом целого над частным. Эти мысли передаются и зрителю, пробуждая высокие мысли и чувства: «А что я сделал, чтобы наша общая жизнь стала лучше?».
Прекрасная статья! Фильм, действительно, потрясающий. Его можно пересматривать не один раз, и каждый раз что-то он задевает глубоко внутри. Что-то очень родное, близкое, но словно утерянное когда-то, а тут вдруг найденное. Спасибо за системный разбор Территории, Асия.
Благодарю автора за этот шедевр!!! Такая глубина и масса смыслов, таких точных, важных, понятных любому человеку с уретрально-мышечным менталитетом! Получила колоссальное наслаждение от статьи! Просто до слёз. Пойду пересматривать "Территорию".
Очень впечатлило написанное. Задело, зацепило, отозвалось где - то внутри. Обязательно посмотрю этот фильм. Спасибо за статью!