Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»
Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Географ глобус пропил. Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Это экранизация одноименного романа Алексея Иванова — одного из лучших российских литераторов двух последних десятилетий. А. Иванов признан «самым ярким писателем, появившимся в российской литературе ХХI века». Книга «Географ глобус пропил» была написана в середине 90-х и отражала положение интеллигенции в процессе интенсивного развала бывшего СССР, деградацию общества и раскол семей.
Фильм «Географ глобус пропил» рассказывает о мытарствах человека — образованного, воспитанного и абсолютно невостребованного в современной российской кожной формации. Чтобы хоть как-то выжить, он соглашается на работу учителем географии и преподает ее десятиклассникам без особого интереса и рвения. Общая эрудиция, даже с отсутствием знания предмета, позволяет ему удерживаться на плаву, получать небольшую зарплату школьного учителя, которая не возвышает, а, наоборот, еще больше роняет его в глазах собственной жены. Как если бы он на самом деле был географом, который пропил глобус, настолько нищим и безнадежным.
Сценарий фильма задуман так, что все происходящее переносится из 90-х в сегодняшний день. От этого картина, отражающая современный российский социум, приобретает дополнительную актуальность, остроту и безысходность, становясь подтверждением того, что за 20 лет государством так и не были решены проблемы, обозначенные в романе Алексея Иванова. В первую очередь это касается определенной прослойки населения, которую в советские времена относили к творческой и научно-технической интеллигенции.
Закрытие вузов, НИИ, предприятий, фабрик и заводов, даже таких крупных, как Камский судоремонтный, где методистом при библиотеке работал Служкин, привело к поголовной безработице: нет завода — нет библиотеки. Лучшая профессиональная и образованнейшая часть населения страны оказалась выброшенной на улицу и по сей день влачит жалкое, недостойное ее существование за бортом жизни.
Лишившись своего права на поклевку, то есть на ранговость и место в стае, в обществе, они, как главный герой фильма «Географ глобус пропил», превратились в социальных неадаптантов, спивающихся и деградирующих мужчин и женщин. Развитые анально-зрительные люди, такие как Виктор Служкин, в Советском Союзе всегда были востребованы, являясь золотым фондом в педагогике, медицине, науке, культуре.
Геополитическая катастрофа, происшедшая на советском ландшафте, перевернула государственный корабль, обнажив прогнившее днище, через которое на поверхность проникли самые заскорузлые архетипичные кожники вроде Будкина, друга детства учителя географии. Такие будкины всплыли повсеместно, назначая сами себя управленцами в новую власть, погрязшую в криминале и коррупции, расставляя своих людей на местах с естественной для архетипичных кожников «пользой-выгодой». Получая назначения на руководящие посты от таких же, как они сами, но из вышестоящих инстанций, будкины возвращаются на малую родину «помощниками депутатов и владельцами небольших строительных фирм».
В фильме «Географ глобус пропил» представлены двое бывших одноклассников, «соседей по парте», пути которых со школы разошлись. Один — во всем уступающий другу, вплоть до собственной жены, анально-зрительный Служкин. Другой — привыкший брать все, что плохо лежит, архетипичный кожник Будкин. Он вернулся из Москвы в родной город с назначением «на должность помощника депутата края, чтобы курировать местную культурку».
Виктор Сергеевич Служкин — выпускник биологического факультета Уральского университета. Работая преподавателем на кафедре, женился на Наде, одной из своих студенток, у них растет дочь Тата. Анально-зрительный Служкин напоминает Наде о прошлом, пытается объяснить конфликтующей с ним жене, что любит ее и женился на ней по любви. Жить прошлым, хранить в памяти минувшее — это свойства людей с анальным вектором. У Служкина о прошлом хорошие воспоминания, у него сохраняются прежние желания любить и быть любимым. И в то же время, как зрительник, он через себя воспринимает возникшие между женой Надей и Будкиным отношения, становясь, по сути дела, их сводником.
Со стороны Нади нет любви ни к Виктору, ни к его другу. Надя, у которой для потерявшего очередную работу мужа находится только одно определение — «лузер несчастный», оспаривает версию их женитьбы, утверждая, что замуж за Служкина пошла не по любви, а «по залету». Понятно, что кожно-зрительную Надю не устраивает муж-идеалист и неудачник, который ни к чему не пригоден и с чьей зарплатой учителя географии «если не есть, не пить и не курить, то можно через 152 года накопить на отечественное авто».
Автомобиль, как атрибут хорошей жизни, — тайная Надина страсть. На самом деле ее пустоты значительно глубже. Доведенная безденежьем и мужем-безработным до отчаяния, она скатывается в архетипичное поведение кожного вектора, проявляющееся в мелочности, припрятывании продуктов от Будкина, одергивании дочери, скандалах со Служкиным и откровенном с ним обсуждении новоиспеченного «заведующего районной культурой» в качестве кандидатуры «мужа НЕ тряпки».
К Будкину, архетипичному кожнику, которого, по мнению Виктора, «деньги избаловали и девки» и который «еще в школе у пацанов мелочь... вытрясал», а теперь вполне заслуженно сам себя называет коррупционером, у нее тоже нет любви. Надин зрительный вектор не развит, собственно, как и у всех женщин из фильма «Географ глобус пропил». Неразвитое зрение в сочетании с таким же кожным вектором ведет к виктимности и проституции. И все женские персонажи фильма постоянно балансируют на этой грани.
У мужчины, потерявшего социальную реализацию, у «лузера», меняются запахи, и женщины, чувствуя это на глубоком животном уровне, утрачивают к нему сексуальное влечение. То же самое происходит и с географом Виктором Сергеевичем. Жена его давно к себе не подпускает. Подруги его жены уже вступили на тропу войны, расставляя капканы на Будкина. Сначала каждая, в силу своей развитости и потребностей, бьется за место рядом с Будкиным, а затем, оказавшись брошенной им ради новой пассии, по очереди приглашает к себе в постель Служкина, усматривая в нем орудие мести «подлому изменщику».
Сюжет развивается в городе, где нет работы и «полтора десятка баб на одного сторожа». От Будкина — «представителя законодательной власти, у которого квартира, машина, деньги...» — веет финансовым благополучием. Его феромоны улавливаются и считываются женщинами на подсознательном уровне как ощущение защищенности. Почуяв запах небедного и занимающего пост в мэрии города мужика, вокруг него крутятся кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира Валерьевна.
Будкин, согласно природе своего кожного вектора, действительно «изменщик». Он нуждается в постоянном обновлении, чутко, как барометр, реагируя на любую вибрацию социального ландшафта. Кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира, Ветка... не представляют для него никакой ценности. Кожно-зрительная воспитательница детского сада Саша «любого любит, хоть с голой задницей в шалаше», только Будкин «себя с голой задницей уважать перестанет», а баба ему нужна, «чтобы жизненные блага ценила». Именно по этой причине кожно-зрительные женщины не устраивают помощника депутата. Его природный выбор обязательно падет на анально-зрительную женщину, но это, как говорится, останется за кадром.
«Герой не в силах плыть против течения, но уже способен сохранить в агрессивной внешней среде юмор, жизнелюбие и даже некоторые нравственные устои» — так охарактеризован географ в СМИ. Служкин не просто «не в силах плыть против течения», он даже не стремится что-то изменить в своей жизни — здесь в полной мере проявляется ригидность, пассивность свойств анального вектора.
Мужчины с анальным вектором имеют мощное природное либидо. Отсутствие социальной реализации негативно сказывается на их отношениях в паре. Оказавшись в круговерти семейных перипетий, они, теряя интимную связь со своей женщиной, погружаются в сильнейшие сексуальные фрустрации, которые приводят их к выпивке. Общеизвестно, что алкоголь воздействует на те же участки головного мозга, что и секс, давая кратковременную сбалансированность биохимии головного мозга. О том, что жена Служкина с ним не спит, знает уже весь поселок, а его ученики открыто обсуждают это в курилке.
Анальному человеку, несмотря на то, что его сексуальное желание огромно, из-за его природной моногамности трудно переключиться на другую женщину. Этот факт очень точно отражен в поведении Виктора Служкина из фильма «Географ глобус пропил».
Виктор Служкин — анально-зрительный. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объясняет, что только зрительный вектор является великим мастером спекуляций суицидом. Зрительный географ тоже имитирует «самоубийство в ванне», на самом деле засыпая в ней с пролитым в воду красным вином, только бы не оказаться в постели с учительницей немецкого Кирой Валерьевной.
У Виктора Сергеевича зрительная любовь к жене. Лучшему другу Будкину, с которым и рыбалка на морозе, и шашлычок на берегу, и поллитровочка под плавленый сырок в пустом классе школы, он по-анальному способен отдать все самое дорогое. Даже жену Надю он готов уступить в память о босоногом детстве, рационализируя по-зрительному: «Они же любят друг друга».
Хорошо, что лучший друг один, а то бы передавал жену с рук на руки, как переходящее красное знамя, которое, пройдя круг почета, все равно вернется на свое место, как это, собственно, произошло в конце фильма.
И еще кое-что из свойств анального вектора: страх получить фиаско в постели с другой партнершей заставляет Служкина всячески избегать близости с женщинами, для которых он внезапно становится «центром Вселенной». Даже когда его ученица Маша влюбляется в Виктора Сергеевича, как и он сам в нее, и оба они вполне отдают себе отчет о возможных взаимоотношениях.
Из всего класса только один человек пользуется у Служкина уважением — Маша Большакова. Остальных он не видит в упор. Что дал мечтающий о любви Святой Географ десятиклассникам, почти выпускникам, за полгода работы в школе? Какой опыт, какие культурные ценности? Пустую болтовню о малой родине, от которой тошнит его учеников?
Чему научил их учитель и по какому праву спрашивает с тех, для кого сам перестал быть авторитетом, личностью, а со всей страстью зрительного снобизма заявляет: «Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме мобильников, порнухи и наркоты... И шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нет».
Зрительный снобизм Служкина годен только на разглагольствования: «Я вас в упор не вижу и не уважаю». «Ты меня уважаешь?» — излюбленная тема алкоголизирующего анальника, а если он еще и со зрением, то можно и помечтать на чужой кухне: «Хочу жить, как святой. Чтобы я никому не был залогом счастья и мне никто не был залогом. Но при этом я бы любил людей и люди меня любили. Совершенная любовь с большой буквы “Л”».
Как Служкин стал географом, который пропил глобус?
Неудивительно, что 10 «А» класс его ненавидит и при каждом удобном случае высмеивает и делает гадости. Старшеклассник Градусов, с которым у Виктора Сергеевича сразу не заладились отношения «учитель — ученик», выкрикивает: «Географ глобус пропил!» Ошибся уретральный подросток — заметны пробелы в знании географии: географ не глобус пропил, а 1/6 часть суши.
Современные подростки полностью отрицают участие взрослых в их жизни, будь то родители или учителя в школе. Новое поколение вырастает эгоцентриками, живущими и думающими только о себе. Любые попытки объясниться с ними наталкиваются на стену безразличия, неприязни, агрессии и насмешек. Здесь не помогают никакие педагогические методики или психологические тесты и собеседования.
Увеличение темперамента современного поколения и невозможность найти способы наполнить пустоты, которые этот темперамент образует, избавиться от возникающих в связи с этим страданий приводят к полному или частичному неприятию ими окружающего мира и взрослых в нем.
Служкин не особенно и стремится найти с подростками общий язык, наладить контакт с вверенным ему 10 «А» и только под напором учеников соглашается идти в поход по реке. Не чувствуя заинтересованности и отдачи от учеников, он и сам не готовится к темам уроков, просто зачитывает из учебника географии очередной параграф. На самом деле Виктор Сергеевич погружен в свои личные переживания, которые он в присутствии детей, а то и вместе с ними пытается гасить алкоголем.
Заметно, что класс, объединенный Градусовым, не конфликтует изнутри, а общую неприязнь подростки выражают именно Служкину. Пусть пока еще по-детски, но эта стая сранжирована. Особенно ярко это проявляется в истории с походом, который выигрывает в карты для своих одноклассников Градусов. По условиям учителя отправляется в него лишь небольшая, написавшая на «отлично» контрольную по географии, группа ребят. Уже в поезде к ним неожиданно примыкает Градусов. Встретившись с учителем географии в тамбуре вагона, он по-ученически спрашивает: «Можно?» — «Свободный тамбур в свободной стране», — иронизирует Служкин, давая Градусову понять, что они на «нейтральной территории».
И в этом заплеванном, разбитом тамбуре, на этом клочке дребезжащей и уходящей из-под ног тверди лицом к лицу встречаются два поколения, которые не очень-то и привечают друг друга, если не сказать больше — ненавидят и презирают... Внезапно Градусов обращается к Виктору Сергеевичу с удивительными для подростка словами: «...Я вам помогать приехал... а то это все лохи да чмошники... Не верите? Тогда нажрусь всем назло...» Но, в отличие от географа, Градусов «не нажирается». Подсознательно уретральник ощущает свой ранг вожака и свою ответственность перед стаей, и только он во время трудного похода через порог Долган окажется способен удерживать ее в равновесии.
Тот небольшой, но все же кредит доверия, который получил учитель от ребят в самом начале поездки, он незамедлительно утратил, напившись «в хлам». Подростки тем и отличаются от детей, что начинают брать ответственность за себя — такова природная особенность переходного возраста. Они отрицают вмешательство в их мир взрослых, но, оказавшись на реке в сложных условиях, угрожающих жизни, вдруг по-детски ощутили потребность в защищенности и безопасности. А единственный взрослый среди них — учитель географии — оказался не способен их дать, на протяжении всего похода заливая алкоголем собственные пустоты.
Ребята отстраняют его от руководства, демонстративно делая его аутсайдером. Группа, планирующая покорить смертельно опасный порог Долган, естественным образом самоорганизуется вокруг своего уретрального одноклассника. В соответствии со своим природным рангом вождя он перенимает на себя командование стаей и вместе с ней самостоятельно, в отсутствие Виктора Сергеевича, проходит самый трудный отрезок их маршрута — порог Долган.
На этом можно было бы завершить фильм, из которого ясно, что новое поколение, каким бы безалаберным, бескультурным и безответственным оно ни казалось, какая бы пропасть ни отделяла его от взрослых, способно управлять лодкой, которую в лихие 90‑е чуть было не утопили их родители. Переправа через порог Долган становится подходящим символом этого.
Нужно только дать себе шанс за грохотом вод бурной реки услышать это поколение, повернуться к нему лицом и постараться понять его психическое, разобравшись для начала в себе. Сделать это не трудно, потому что инструмент для самопознания уже есть. Это тренинг «Системно-векторная психология».
Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке: https://www.yburlan.ru/training
Корректор: Наталья Коновалова
Классно. Все разлеглось по полочкам теперь... а то мыкалась...
Великолепный разбор фильма. Так точно все прописано, что захотелось снова фильм посмотреть.
Отличный системный разбор фильма, Светлана. Все очень глубоко и точно. Мне фильм понравился, я искренне переживала каждому герою. Вообще после тренинга по СВП, все понимается как никогда, будь то в жизни или в кино. Прекрасная работа!
Мытарства интеллигенции, очень интересно))), не расплакаться бы)))
А кто-нибудь вообще задумывался о жизни среднестатистического россиянина? Вся страна страдает по поводу и без повода. Вкалывать по-чёрному от зари до зари, получать копейки, не иметь никаких прав, и никакого достоинства. С копеечной зарплаты кормить паразитов от РПЦ с часами за 40 тыс. евро до последнего гайца или какого мелкого чинушу. Можно поворчать на кухне про воровство олигархов и власти, набухаться, как бухает Служкин весь фильм. Фамилия, какая мерзкая, Служкин-прислужкин. Ну, можно посмотреть порнушку перед сном или завести мелкую интрижку с подружкой жены, чтоб далеко не ходить. Ведь серьёзную развитую женщину, например, красавицу К.З.-Киру Валерьевну, не потянуть. Правильно, для этого же бухать надо бросить и работать пойти, неее это не про героев-интеллигентов.
Про пьянство в походе и подверженнее риску группу учеников и говорить нечего, всё понятно. Нет, я не алкаш, у меня судьба тяжёлая и вообще я интеллигент с тонкой, ранимой психикой. Ой, листочек заметил на воде Зр.В., как здорово, пойду и напьюсь. Так и пробухали страну, не оставив молодёжи и малой доли от былого величия. Поэтому и смотрит новое поколение на старших, как на неудачников с презрением. Ну, так из жалости, в конце фильма, пожмёт У.-Градусов руку, в смысле: «Давай покедова, сами, без тебя, разберёмся».
Очень порадовали ученики, которые в нужный момент собрались в команду и справились с поставленной задачей. А не уподобились лузеру несчастному Служкину.
Даже мажор Овечкин, влюблённый в Машу Большакову действует, как может. Сидит с ней за одной партой. При удобном случае показывает, что готов действовать. Даже ролик, который он сделал, думаю не специально для дискредитации учителя-бухарика, а с юмором, на память. И в конце награда, он добивается красавицу, умницу К.Зр.А.-Машу Большакову.
Мораль фильма: бухают неудачники, те, кто действуют, добиваются лучшего.
Фильм плохой. В том смысле, что ни к киноискусству, ни даже к понятию "хорошее кино" не имеет никакого отношения, впрочем, как и 99% нынешнего российского кино. Разбор системный - хороший :), только не понятно почему он назван рецензией.
Не, фильм хороший)
Задел разбор... Захотелось посмотреть фильм, предвкушая то напряжение, в котором он будет держать. Тяжело понимать, в какую бездну скатываются люди, не осознавая истинных причин своего падения. Спасибо, Света.
Этот фильм, действительно, один из лучших, снятый за последние годы.
В рецензиях сразу после фильма можно было прочесть много сочувствия Служкину и обвинений в адрес школьников, потому что зачастую рецензии пишут такие же неспособные ни на что снобы-Служкины.
У меня этот "герой" не вызывает ничего кроме брезгливого сожаления. Жизнь дала ему мега-шанс - стать Учителем для непростого, бьющегося о недетские проблемы поколения детей. А он? Многие знания Служкина - кому принесли они хоть толику пользы, не говоря о счастье? Разве не на то даны были ему знания и способности, чтобы помочь этим детям ориентироваться в хитросплетениях добра и зла, чтобы научить их выбираться вверх из небытия бытовой подёнщины? Управляемый почти буквально - голодом, природой притиснутый к неизбежности выполнения своей видовой роли -учительству - что он сделал? Ничего...
Ещё один герой есть в фильме. Это Природа. Захватывающее дух величие российского природного ландшафта показано в противовес ничтожности человеческой духовной лености. Не имея учителем человека, дети учатся у природы. И побеждают, рискуя своими жизнями.
Мощный фильм, прекрасное произведение, точные, системные психологические портреты.
Спасибо за системную рецензию, Светлана, всё разложилось по полочкам.
"Разве не на то даны были ему знания и способности, чтобы помочь этим детям ориентироваться в хитросплетениях добра и зла, чтобы научить их выбираться вверх из небытия бытовой подёнщины?"
отозвалось... Спасибо! :)