Как перестать откладывать дела и жизнь
Причиной хронического откладывания дел принято считать что угодно — лень и неумение планировать, слабую силу воли и отсутствие мотивации, низкую самооценку и неправильную расстановку приоритетов. Корень же проблемы всегда остается за кадром...
«Я очень хочу перестать откладывать дела на потом, но не могу.
Умом понимаю, что так дальше нельзя, однако это не дает мне ничего, кроме чувства вины. Эверест из отложенных дел только растет. Из-за них я не могу начинать новые и лишний раз убеждаюсь в своей никчемности».
Причиной хронического откладывания дел принято считать что угодно — лень и неумение планировать, слабую силу воли и отсутствие мотивации, низкую самооценку и неправильную расстановку приоритетов. Корень же проблемы всегда остается за кадром.
На самом деле причина синдрома отложенных дел спрятана в подсознании. Поэтому усилиями сознания — тренировкой силы воли или тотальным планированием — вопрос не решить.
Подсознание нельзя заставить, это оно рулит сознанием, а не наоборот. Только осознавая скрытые бессознательные механизмы, мы приобретаем возможность ими сознательно управлять. Благодаря системно-векторному психоанализу превратить диван в батут вполне реально.
Рассмотрим прокрастинацию изнутри
Синдром откладывания дел может возникать не у всех, а только у людей с определенными психическими свойствами — обстоятельных и спокойных.
Ритм жизни у них тоже под стать — степенный, неторопливый. Все делают не слишком быстро, зато на совесть, качественно. Поторапливание вызывает у них дискомфорт. Стремятся выполнить все, за что берутся, идеально. Перфекционисты — это о них. Также у них велик страх опозориться, то есть сделать некачественно, с дефектами. Очень боятся сделать ошибку и поэтому, прежде чем приступить к чему-либо, внимательно изучают инструкцию. Оценки других людей и уважение в обществе имеют для них большое значение. Усидчивы и внимательны к деталям, можно сказать, въедливы. Склонны доводить начатые дела до конца. Имеют хорошую память. В детстве такие дети послушны и любят учиться. При правильном развитии из них получаются крепкие профессионалы и специалисты своего дела.
Для таких людей крайне важно придерживаться своего темпа жизни, со стороны кажущегося медленным.
Нужно ввести еще одно понятие. Человек живет по принципу удовольствия. Что это означает?
Мы делаем то, что нам приятно, то, что дарит наслаждение. То, что неприятно, делать не хотим, избегаем изо всех сил.
А что делать, если принцип удовольствия расфокусировался в детстве и теперь работает с искажением, наподобие кривого зеркала? В нашем случае человек начинает получать удовольствие не от результата работы, а от процесса откладывания!
Именно в момент откладывания выравнивается биохимия мозга и человек получает скрытое удовольствие. Даже если сознательно человек мучается, испытывая чувство вины и занимаясь самобичеванием.
Снаружи это может выглядеть так, будто человек ленится, манкирует своими обязанностями.
Он выполняет действие, но не то, что должен. Пальцы тянутся к кнопкам телефона, ноги идут на кухню, чтобы срочно помыть чайную ложечку, которая лежит там уже целых 12 минут. О, пыль на подоконнике! Когда же протереть, если не сейчас? Готово. Дело опять отложено, а человек занимается ерундой.
Бессознательно он находит для себя все новые и новые «суперсрочные» дела для того, чтобы отложить важные. Действие происходит, но не полезное для человека.
Как ломается принцип удовольствия?
Происходит это в детстве. В целом навыки получения удовольствия формируются при развитии врожденных свойств. Если ребенок растет в комфортных условиях, его свойства естественным образом развиваются. Если действия взрослых не совсем правильные, развитие затормаживается. Отдельные периоды могут иметь особое значение в жизни ребенка. Это связано с особенностями его психики.
В людях-перфекционистах стремление к совершенству заложено с рождения.
На качественно выполненную задачу требуется время. Задачи в детстве могут быть разными — нарисовать рисунок или, к примеру, построить домик из кубиков. Маленький человек приступает к делу. Штришок за штришком, кубик за кубиком, основательно, не спеша. И иногда бывает так, что мама такого малыша может его поторапливать. Ребенок сбивается со своего природного ритма, спешит и делает плохо. Он расстроен — ему не дали завершить начатое в том темпе и качестве, к которым он бессознательно стремился. Раз, другой, третий…
При регулярном поторапливании и сдергивании — дома, в саду, в школе — такой старательный малыш не может в достаточной мере научиться получать удовольствие. То есть ему постоянно не хватает времени, чтобы сделать любое дело хорошо, тщательно — так, как он хочет и может.
В следующий раз, прежде чем что-то начать, ребенок начинает волноваться заранее. Что снова не успеет, снова не хватит времени и снова его не похвалят.
Ребенок приспосабливается: раз нельзя получить удовольствие от процесса и от его завершения — лучше даже не начинать. Бессознательно решает, конечно. Это стресс. А так как психика долго в стрессе жить не может, она все же научается получать удовольствие, но не от того, от чего должна, — от качественного результата, а от самого процесса откладывания.
Должно быть так: получил результат — радуюсь. А выходит так: отложил — радуюсь.
При этом ребенок отсрочил еще и боль — от плохо сделанной работы и негативных оценок мамы: «Какой ты копуша!» Двойной капкан захлопывается. И получается, что откладыванием ребенок решает сразу две проблемы: наслаждается и откладывает наступление боли.
Психика переучивается не вдруг, а постепенно, незаметно, ведь все процессы происходят в подсознании.
Во взрослом возрасте начало любого дела, даже пустякового, начинает восприниматься как потенциальный стресс. Человек откладывает, чтобы бессознательно отсрочить наступление боли и бессознательно же получить свое маленькое удовольствие.
Точнейший психоанализ проблемы прокрастинации в видеоролике:
Надо сказать, что правильное удовольствие — от результата хорошо выполненной работы — несоизмеримо больше и длительнее. И именно оно делает нашу жизнь радостной и наполненной.
Но формируется вывернутый принцип наслаждения — удовольствие не от действия и реализации заданных природой врожденных свойств, а от обратного — от откладывания дел.
Прокрастинирующий человек чувствует вину, стыд и собственную несостоятельность. Отсутствие уважения в коллективе тоже в этой связке. Вот и пресловутая низкая самооценка вылезла. Только невозможно сознательно перестать откладывать. Хвост не виляет собакой.
Постепенно чувство недовольства заполняет все жизненное пространство и приводит к устойчивому разочарованию и синдрому отложенной жизни — мы как будто пишем черновик. Только вот чистовика не существует, и наша жизнь есть то, как мы живем ее сегодня.
Отремонтировать сломанный механизм получения можно. Только работать надо с подсознанием, там, где находится рубка управления человеческой души. Там, где пишутся жизненные сценарии.
Через раскрытие собственной психики, через психоанализ, можно избавиться от постоянного откладывания дел и от других психологических проблем, которых, увы, в жизни современного человека немало.
Без преувеличения можно сказать, что с раскрытием бессознательного можно переписать свою судьбу и научиться быть счастливым в любом возрасте.
Очень подробно механизм возникновения прокрастинации раскрывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Там высвечиваются истинные причины самых разных психологических проблем, которые не дают радоваться нашей единственной и неповторимой жизни.
Воспользуйтесь шансом начать жить набело, здесь и сейчас.