Как реагировать на крик малыша. Психологическая атака — кто кого?
Счастливая мама — залог здоровья малыша. Когда она осознает психику ребенка, чувствует его истинные желания и потребности, то понимает, чем вызван его крик, знает, чем помочь...
«…Дети так устроены, что они кричат. Так они привлекают внимание, чтобы им помогли прямо в этот момент, не откладывая. Если у мамы это вызывает ярость, это трагедия для всех. Потому что дети чувствуют плохое состояние мамы, перенимают его и от этого кричат еще больше. Получается замкнутый круг. Первый шаг к благополучному выходу — осознание…» — делится Ирина опытом после прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Простая, логичная мысль, но, когда мозг взрывается от постоянных детских воплей, путь к ней тернист.
Понятно, когда малыш голоден или устал. Но часто истерики случаются без видимых для окружающих причин, ребенок отказывается спать, есть, играть, а своим криком доводит мать до ощущения полного отчаяния и беспомощности.
Возможно, многие узнают себя в ситуации, которую описывает Айнура:
«… [Дочь] начала часто плакать по поводу и без, требуя внимания и закатывая истерику. Порой становилась неугомонной. Пытаясь успокоить ее, начинала злиться сама, что лишь ухудшало ситуацию. Понимая, что это ненормально, пыталась что-то изменить, но результатов не было. Чувство вины перед дочкой не проходило и угнетало…»
Сердцем мама понимает, что малыш нуждается в ней, в ее тепле и заботе, но все попытки успокоить кричащее чадо разбиваются вдребезги. «Что с ним происходит? Почему я? Что я делаю не так? Когда это закончится?»
«На помощь» приходят тетушки-бабушки, умные книжки, доктор Спок.
«Не балуйте ребенка! Нельзя реагировать на каждый писк! Дайте прокричаться, потом сам успокоится!»
Так ли это?
Человеческий детеныш абсолютно беспомощен и зависим от своего окружения, защиту и пропитание он получает от взрослых. Чтобы нормально развиваться, малыш должен быть уверен в своих близких.
Эта уверенность возникает или не возникает на бессознательном уровне. Не умея выразить словом, ребенок пытается донести до окружающих свою боль от психологического беспокойства, внутреннего дискомфорта криком.
Если ситуация не меняется, если формируется устойчивое недоверие и страх, то ребенок утрачивает самое необходимое условие благополучного развития — чувство защищенности и безопасности, которое должны обеспечить ему родители. Конечно, он не осознает причин своего дискомфорта, не умеет ждать, не понимает мотивов взрослых, но его реакция естественна: когда плохо — он плачет.
Плохо в данный момент от неудовлетворенного желания или потребности и, еще хуже, оттого, что мамы нет рядом и неизвестно, вернется ли она.
Отсутствие уверенности в своей безопасности становится фоновым, превращается в хроническое «плохо». Ребенок все чаще плачет. Родители не понимают его внутреннего состояния, и такое поведение может показаться им беспричинными капризами. А все попытки пресечь «безобразия» только усугубляют ситуацию.
Получается замкнутый круг. Длительное напряжение может не только тормозить психологическое развитие, но и влиять на физическое здоровье: снижается иммунитет, малыш чаще болеет, а значит, и чаще капризничает.
Особенный ущерб от утраты чувства защищенности и безопасности получают чувствительные малыши, у которых и так «слезы близко стоят». Эмоциональная восприимчивость — драгоценный дар, который в дальнейшем может сделать жизнь красочной, насыщенной, счастливой. Эта способность гармонично развивается, если ребенок чувствует себя в абсолютной безопасности, находит отклик и поддержку у близких.
В противном случае детская душа может застрять в страхе. Ребенка пугает неизвестность, одиночество, темнота, в которой таится невидимая опасность.
И лишь присутствие мамы, ее мягкий голос, теплая рука дают покой и стабильность.
Эстафета защищенности и безопасности: папа-мама-дети
Дать ребенку чувство надежного тыла мама может, только если сама чувствует себя уверенно и гармонично.
Когда дома скандалы и непонимание, когда женщина устала, разрывается между работой и домом, не получает физической и моральной поддержки — малыш считывает ее плохие состояния.
Семья — замкнутая система, где мужчина обеспечивает психологический комфорт женщине, защищает и алиментирует. А она транслирует это ощущение ребенку. Такая иерархия запрограммирована природой для выживания нашего вида.
Если в семье нет кормильца, его функцию должно брать на себя государство, гарантируя женщине чувство уверенности в завтрашнем дне, давая возможность вырастить детей без нужды.
Ребенок плачет — что не так… со мной?
Помимо внешних факторов, огромное значение имеет психологическое состояние мамы, обусловленное врожденными качествами и условиями, в которых она росла и развивалась.
Когда женщине плохо, ее терзают страхи или обиды, бессмыслие жизни, безнадега, отчаяние — внутренняя боль затмевает все. В таком состоянии трудно сохранять равновесие, выстраивать здоровую связь с ребенком, транслировать ему спокойствие и уверенность.
Не понимая себя, невозможно понять другого.
«…Изучение детской психологии до тренинга, конечно, не помогало, так как я сама была в плохих состояниях. Сейчас таких истерик у сына нет, потому что у меня хорошо, спокойно, ровно на душе… Раньше такого не было: как бы спокойна я ни была изначально, он выводил меня из себя абсолютно всем. Я искала проблему в нем, не понимая, что он копирует мои состояния. Чтобы стабилизировать состояние ребенка, необходимо начинать с матери…» — делится еще одна слушательница тренинга Ксения.
Иногда женщине изначально сложно осознать себя в роли матери, наладить контакт с малышом, прочувствовать его. Раскрывая причины этого явления, она приобретает ключ не только к самой себе, но и к малышу, которому так необходимо внимание и тепло. Понимая, как это работает, она может стать лучшей мамой на свете: самой чуткой, чувственной, креативной — самой любимой.
А для другой женщины стрессовым фактором становится сам крик ребенка. Она сосредоточена на себе, своих мыслях, а плач младенца снова и снова вырывает ее из процесса. Это похоже на постоянно прерывающийся сон, лишает сил, доводит до безумия.
У каждой мамы свои причины внутреннего дискомфорта. Знакомство с собой, осознание психологических механизмов позволяют ей повлиять на ситуацию.
Вот как описывает это Ирина:
«…Я прекратила себя обвинять, поняла, почему я так поступала, отследила, какие моменты вызывают у меня ярость, негодование, отчаяние. Основных момента два: необходимость постоянно отвлекаться и долгий громкий крик. И я стала относиться к этому по-другому. Научилась действительно сразу переключать внимание на ребенка, не цепляясь мыслями за незаконченное…
До тренинга у меня этого осознания не было, мне казалось, что эти чувства вызывает само присутствие ребенка, и конечно это сразу вызывало и отчаяние, и самообвинение. Сейчас я разделила свои чувства к детскому крику и чувства к ребенку. Это бы невероятно помогло мне в период новорожденности, жаль, что тогда я не понимала. Но помогает и сейчас. Я вижу перед собой просто расстроенного, плачущего ребенка. Может быть, немного перевозбужденного, которого уже тяжело успокоить. Но я не взрываюсь от этого…»
Счастливая мама — залог здоровья малыша.
Когда она осознает психику ребенка, чувствует его истинные желания и потребности, то понимает, чем вызван его крик, знает, чем помочь.
Самые маленькие нуждаются в непосредственной близости взрослых. Деткам постарше нужно постоянно повторять, что родители рядом, всегда придут на помощь. И в любом возрасте ребенку важно знать, что он любим, что его принимают таким, какой он есть.
Первые эмоциональные связи ребенок строит в семье. Чувственная близость с родными людьми создает у него чувство уверенности, задает правильный вектор развития.
Когда рядом любимая, понимающая мама, когда мир откликается на его потребности — малышу хорошо, у него нет потребности кричать.
«…Особым результатом для меня стало понимание моего пятилетнего сына, ушло раздражение на него, непонятная злость. У него раньше были жуткие истерики, постоянные истерические припадки; я не понимала, что с этим делать, было страшно…»
«…Когда мое состояние начало меняться, дочка стала спокойнее. Начала замечать, что, наблюдая за ней, уже не могу мыслить как раньше. Хочется понять ее не через себя, свои хотения и желания, а что движет именно ею.
Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку…
…Системно-векторная психология дает возможность получить знание и понимание самого себя, других людей, причины тех или иных событий, которые происходят как в узком кругу, так и в широком. Дает понимание, как правильно воспитывать и направлять детей. А не приводить их в плохое состояние и прививать негативный сценарий на дальнейшую жизнь…»
Пусть ваши дети плачут только от счастья!
Как молодая мама, я очень хорошо понимаю то, о чем говорится в статье. Спасибо автору, что разложила все причины плохих состояний по полочкам. Понимаю, над чем еще нужно поработать!