Майя Плисецкая. Часть 2. Два мира, два танца
В своих книгах и многочисленных интервью Майя Плисецкая отзывается о сталинских временах резко негативно, слишком многое ей пришлось пережить. Но следует помнить, что именно благодаря Сталину и его окружению советский балет станет визитной карточкой СССР, а его артисты приобретут особую кастовость и привилегированность...
Часть 1. Из Умирающего лебедя в Жар-птицу
«Когда у людей есть власть, они её не всегда используют в добрых целях»
Майя Плисецкая.
На её долю выпало много горя. В возрасте 11 лет Майя и её шестилетний брат остались сиротами. Отец арестован, мать, как жена врага народа, оказалась в КАРЛАГе. Таких детей-сирот в хореографическом училище была добрая половина.
Девочку забрала к себе Суламифь Мессерер - тётя Плисецкой, солистка балета Большого театра, а брата Алика взял в семью дядя Асаф, тоже артист балета и партнёр Суламифь.
Каждую неделю за Майей приходили сотрудники НКВД, чтобы забрать её в детский дом. Тогда Суламифь удочерила племянницу. Плисецкая писала, что требовательная тётя не раз напоминала девочке, кто спас её от детского дома, а случалось и унижала Майю, которая по-уретральному остро это воспринимала.
Чтобы не думать о тётке, ждущей от неё благодарности, и не переживать о судьбе родителей, Майя с головой ушла в балет. Собравшись с силами, девочка продолжала репетиции и учёбу. Постоянная занятость в танцклассе, бесконечные выступления на детских утренниках закалили характер маленькой балерины. В 1941-м с ещё одним сыном на руках в Москву из лагеря возвращается мама Майи и Алика.
Завтра была война
Завтра была война, а сегодня на сцене филиала Государственного Академического Большого театра проходил выпускной концерт хореографического училища. В числе лучших учениц старших классов танцевала Майя Плисецкая.
В 1941-м семья Майи Михайловны эвакуировалась в Свердловск. По дороге выяснилось, что балет Большого театра отправлен в Куйбышев. Не найдя себе применения на Урале, Майя совершает побег в Москву, чтобы продолжить учёбу в Московском хореографическом училище. По окончании училища в 1943 году она была принята в штат балета Большого театра.
20 лет без права выезда
В своих книгах и многочисленных интервью Майя Плисецкая отзывается о сталинских временах резко негативно, слишком многое ей пришлось пережить. Но следует помнить, что именно благодаря Сталину и его окружению советский балет станет визитной карточкой СССР, а его артисты приобретут особую кастовость и привилегированность.
«Самой невесомой она родилась. В мире тяжёлых, тупых предметов», — скажет о Плисецкой Андрей Вознесенский. О «тупых» и «тяжёлых предметах» — не слишком умных и образованных, какими были некоторые сотрудники советских спецслужб, направляемые для пригляда за советскими артистами в заграничных гастролях, балерина тоже напишет в своих книгах.
Абсолютно независимая Майя Михайловна поражала своей неуправляемостью «гэбэшников», денно и нощно не спускавших с неё глаз.
Именно один из них в 1966 году по заданию КГБ на гастролях в Америке будет подталкивать Плисецкую к «близкому знакомству» с министром юстиции США Бобом Кеннеди. Знакомство состоится, но не близкое, хотя прима-балерина Большого театра и получит от Кеннеди дорогие подарки. Это потом Майя раскусит замыслы Боба: искренности в подношениях министра было не больше, чем желания терять своё драгоценное время с советской балериной в автомобиле, застрявшем в нью-йоркской пробке.
Кожный мир всем своим внешним и внутренним содержанием направлен на продажу, а совершить выгодную сделку возможно только через рекламу. Мировая звезда балета, каковой к тому времени являлась Майя Плисецкая, вполне подходила для рекламной акции Роберта Кеннеди, не стеснявшегося любого пиара.
Провокация Белого дома
Ещё в первый приезд Плисецкой в США, во время её визита в Белый дом, хозяином которого был Джон Кеннеди, неугомонная кожно-зрительная Жаклин Кеннеди, первая леди Америки, во всём поддерживавшая мужа-президента, не постеснялась предложить Майе чек с шестью нулями за решение балерины остаться в Штатах.
Представители прагматичного запада весь мир воспринимают через собственную кожную «пользу-выгоду». Старания Жаклин устроить побег Плисецкой и тем самым спровоцировать международный скандал вокруг имени советской балерины, потерпели неудачу.
Президентша, через свойства собственного кожного вектора рассчитывая на алчность Майи Михайловны, не учла особенностей уретрального характера танцовщицы. Деньгами подкупить уретральницу? Смешно на это рассчитывать. К тому же Майю удерживали эмоциональные связи, соединявшие её с Москвой. Дома остался Щедрин.
Муж дарил ей не бриллианты, а балеты
Он ждал её с гастролей, считал дни - зачёркивал их в календаре, чтобы знать, сколько времени осталось до её возвращения. Майю, как абсолютно неприспособленного ребёнка по жизни вёл Родион Константинович. Щедрин писал для неё балеты, защищал от нападок недругов, оставаясь, наверное, единственным человеком, к мнению которого она прислушивалась, изменяя привычному правилу – всё делать по-своему.
«А также в области балета мы впереди планеты всей!»
«Уретральная девочка заменяет уретрального вождя там, где его нет», — говорит на лекциях Юрий Бурлан. В таком эфемерном, иллюзорном искусстве, как балет, с вождями не густо. Там царят кожное лидерство и кожные амбиции. В своём роде Майя Плисецкая тоже стала вождём, подняв советский балет на высочайший уровень элитарной культуры не только в СССР, но и на западе.
Коллеги по цеху не раз строили козни против Майи Михайловны. Но, как известно из системно-векторной психологии, уретральник кожников «не замечает», продолжая заниматься тем, что для него важнее.
За срок, отведённый балерине, Плисецкая перетанцевала весь репертуар Большого театра. Кожно-зрительные танцовщицы покидают сцену в 40 лет, оставаясь при театре на балетмейстерских или административных должностях.
Плисецкая, несмотря на возраст, уходить не собиралась, но и танцевать жизелей, раймонд и одетт-одиллий больше не хотела. В творческом плане она давно переросла образы этих нежных воздушных созданий. Когда у уретральника растет нехватка «на отдачу», нарушающая его природный психологический баланс, он, как любой другой человек, ищет наполнения своих пустОт.
Традиционные пути к такому наполнению через балетмейстерскую работу Майю Михайловну не интересовали. Она хотела танцевать сама, а не учить других. Нужно было искать новые возможности для себя самой. На помощь пришёл муж-композитор. Вместе они расширили репертуар мирового балета, принеся в него новые художественные образы и свежие драматические коллизии.
Яркий мощный темперамент Майи отличал её от всех предыдущих прим Большого театра. Гениальная кожно-зрительная Галина Уланова была романтичной, воздушной, незащищённой. Плисецкая ворвалась в большой балет, как ураган. Сила её напора покоряла всех и сразу. Когда она вела сцену, развивая заложенный в неё сюжет, всё остальное вокруг блёкло.
Её Кармен искушала, совращала, одурманивала своими феромонами, насмехаясь над слабостью мужчин, готовых раскрыть перед ней все двери тюрем. Запах воли, свободы, независимости исходил от уретральной цыганки, которую танцевала уретральная Майя Плисецкая. Она пьянила и сводила с ума. Так же, как лишала разума своих охранников уретральная Сонька-Золотая ручка, и те, не понимая, что с ними происходит, сами устраивали ей побег.
Два мира, два танца
Если Галина Сергеевна Уланова, последовательница музыкальных традиций в балете, тяжело принимала новаторство композиторов, то Майя без труда справлялась с классикой и легко танцевала модерн.
Уланова танцевала любовь, Плисецкая — страсть. Перетанцевав в Большом всю балетную классику, Майя сама признавала, что создать свой образ Жизели ей так и не удалось. Это не удивительно. Безутешную анально-зрительную Жизель уретральнице танцевать не интересно, уж слишком невыразительная роль. Майе подавай характер, азарт, темперамент.
Плисецкая ломала традиции, разрушала балетные стереотипы, создавала новые трактовки прообразов, большинство из которых были навязаны императорскому русскому балету кожными западными балетмейстерами.
Запад всегда через себя, через своё видение мира пытается раскрыть Россию, а когда неуёмная русская душа не умещается в рамки кожного стандарта, он, не справившись с задачей, объявляет её «загадочной».
Короля играет свита
Вождь без стаи – не вождь, король без своего народа – не король. Даже родившись на краю света в простой семье, уретральник способен реализовать заданные ему природой свойства вождя. Уретрально-кожно-зрительная Майя поднялась на самую вершину балетной иерархии и была окружена музыкантами, поэтами, художниками и модельерами. Они были счастливы служить своей королеве.
Родион Щедрин, муж Плисецкой, наполнял свою звуко-зрительную нехватку, когда писал для неё балеты. Оба они, влюблённые друг в друга и в русскую классическую литературу, создали на балетной сцене «Анну Каренину», «Чайку», «Конька-горбунка», «Даму с собачкой».
Пьер Карден, знаменитый французский художник-модельер, в Майе Плисецкой нашёл свою Музу, наполнив собственную творческую пустОту. Современный дизайнер моды, благодаря балерине, раскрыл для себя мир классического балетного костюма, стили эпохи Толстого, Чехова, Тургенева, красоту и страсть русского характера.
Сценическими костюмами для героинь Майи дело не ограничилось. В жизни Плисецкую тоже одевал Карден. Оно и верно, у королевы должен быть свой анально-зрительный кутюрье, на то она и королева.
Разве кто-то, кроме Пьера Кардена, оказался способен увидеть особое строение фигуры, рук, лица и шеи балерины, а затем подчеркнуть их высокими воротниками и рукавами-колокол? Возможно Карден первый разглядел в облике Майи Плисецкой сходство с женскими портретами Модильяни.
Андрей Вознесенский воспевал её в стихах и поэмах, а Марку Шагалу Плисецкая позировала, вдохновив его на создание панно в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Великие балетмейстеры Альберто Алонсо, Юрий Григорович, Морис Бежар ставили для Майи Михайловны новые балеты.
Для исследователей балета до сих пор остаётся неразгаданным секрет творческого долголетия Плисецкой. Это был каприз природы, сакральная тайна, которую легко раскрыла системно-векторная психология, определив у Майи Михайловны редкий природный набор векторов.
Реализация таланта балерины позволила Майе Плисецкой по праву занять первое место среди артистов балета и многие десятилетия вдохновенно блистать на Театральном Олимпе, даря всем поклонникам радость и наслаждение от соприкосновения с уникальным творчеством.
Глубже понять, что же так сильно привлекает людей в личности с уретрально-кожно-зрительным векторальным набором, включая и творчество, и личную жизнь, и любые другие проявления такого человека, можно на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные онлайн-лекции по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/
Она покорила меня своим умирающим лебедем.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин в самом центре общей души, две противоположности, но как единое целое, мужчина и женщина, соединенные законами подобия и любви.
Спасибо за статью! Сразу захотелось посмотреть на Майю Плисецкую. А раньше никогда не увлеклась н балетом, ни классической музыкой.
Все потому, наверное, что с детства не приобщилась. Выросла в деревне среди простых людей. Самое грандиозное детское впечатление - поездки в Цирк...)))
Пыталась своих детей в цирк водить, когда были маленькие, но им не понравилось. Зоопарк им тоже не понравился...
И вот уже когда выросли мои девочки, увидела рекламу русского балета в Стокгольме. Предложила вместе сходить.
Сходили. Мне было стыдно за "балет". Нас просто как лохов развели. Приезжала какая-то третьесортная труппа, танцевавшая под музыку из динамиков. Это было ужасно((
Когда вышли из "балета" я не знала, что и сказать. Ведь я хоть и не была на настоящем балете никогда, но видела по телевизору как это должно быть..
И тут, произошло невероятное. Мои девочки стали делиться впечатлениями с горящими от восторга глазами. Им очень понравилось! Очень!
Они даже подругам рекомендовали!
Я была в шоке!
Оказывается для зрительного вектора балет - это сильнейшее наполнение. Красивые костюмы, музыка, сама атмосфера..
Люди, ведите своих зрительных детей на балет. Не в цирк, не в зоопарк, а на балет))
да, эту творческую стаю вокруг уретральницы не видно сразу. Но важно ее знать. Красивая у них любовь с Щедриным была
Редкая пара в искусстве, которая жила, как дышала.