Майкл Джексон. В поисках детства, которого не было…
«Я почему-то чувствую себя старым… Из-за того, что я столько лет вкалываю, мне трудно поверить, что мне всего лишь двадцать девять. Я работаю целых двадцать четыре года! Иногда мне кажется, что я доживаю жизнь, переваливаю за восемьдесят…»
Вы не видели мое детство?
Я ищу мир, из которого пришел.
--------------------------------------
Люди говорят, что со мной что-то не так,
Ведь я люблю такие простые вещи…
Это моя судьба — компенсировать Детство,
Которое я никогда не знал…
О феномене Майкла Джексона написано очень много. Это и факты биографии, и воспоминания друзей и близких, и откровенные выдумки, и желание заработать на имени звезды. От полного восторга и восхищения до грязных, надуманных обвинений. Мы попробуем взглянуть на Майкла Джексона под другим углом и узнать, что за желания стояли за его поступками, которые так удивляли окружающих. Почему он всю жизнь искал свое детство?
В книге «Лунная походка», которую Майкл Джексон написал на пороге своего тридцатилетия, есть короткая фраза, которая многое объясняет в его судьбе:
«Я почему-то чувствую себя старым… Из-за того, что я столько лет вкалываю, мне трудно поверить, что мне всего лишь двадцать девять. Я работаю целых двадцать четыре года! Иногда мне кажется, что я доживаю жизнь, переваливаю за восемьдесят…»
«Король поп-музыки» — звание, которым наградила Майкла великолепная Элизабет Тейлор, как нельзя лучше характеризовало его роль на современной эстраде. Его обожали миллионы, ловили каждый жест, копировали одежду, движения, танцы.
А он любил уединение, старался по возможности скрыться и отдохнуть от толпы и одновременно всю жизнь страдал от одиночества. Это может показаться странным. Но только на первый взгляд. Со знаниями о человеческой психике, полученными на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», все особенности жизни и творчества Майкла Джексона становятся совершенно понятными.
Малыш, не знавший детства
Детство… Все мы родом из детства! А что, если его не было? Вот так, как у Майкла. Точнее, было течение времени, год за годом, но не было того, что обычно называют детством — веселого беззаботного времени, когда ты играешь со сверстниками, учишься, познаешь мир через новые события и открытия, которые случаются каждый день.
Он начал карьеру музыканта в пять лет! Бесконечные репетиции, доведение до совершенства каждого движения танца и каждой ноты, записи, концерты… Мальчик еле живой от усталости возвращался домой. Спать. А с утра все начиналось заново. Он не осознавал почему, но ему очень нравилось петь и танцевать, нравилось дарить радость своим слушателям. Майкл любил то, чем занимался.
Он от рождения обладал чувством ритма и отличной пластикой, а правила, введенные деспотичным и жестким отцом, воспитывали, ограничивали, дисциплинировали, «мотивировали» и заставляли работать. Именно это развило в нем бешеную работоспособность и желание достичь своих целей.
Майкл отлично чувствовал гармонию звуков и смысл слов — сам писал музыку, тексты, сам пел и ставил свои танцы. В этом смысле он полностью реализовал свой талант. Творчество и работа на сцене доставляли ему ни с чем не сравнимое счастье. «Меня вовсе не волнуют материальные вещи. Мне нравится вкладывать душу во что-то, что люди воспринимают и любят. Это замечательное чувство», — напишет потом Майкл.
В жертву была принесена даже личная жизнь. Его встречи и отношения с девушками не заканчивались счастливо — слишком много в Майкле было внутреннего желания к творчеству. «Тем, чем я делюсь с миллионами, невозможно поделиться с одной», — напишет музыкант.
Но, несмотря на яркую реализацию, Майкл помнил всю жизнь, что все свое детство он «провел в слезах от страха». Отец буквально дрессировал своих сыновей, отметая любые возражения и просьбы. Он постоянно ругал и бил детей, особенно на репетициях. Майкл был самый маленький и самый талантливый, на репетициях вел себя идеально. Но потребность отца дать всем детям «поровну» воспитания приводила к издевательствам над малышом после репетиций. «Он так меня злил и делал так больно, что я пытался дать ему в ответ, и получал еще больше…», — писал Майкл.
У них были очень бурные отношения. Майкл видел, как отец яростно ругается и бьет старших сыновей. Понимая, что он следующий, что вот-вот тяжелая рука отца настигнет и его, Майкл чувствовал себя беззащитным, и ужас ожидания наказания прочно внедрялся в его сознание.
Это, конечно, наложило отпечаток на всю его жизнь и творчество. Из-за постоянного стресса с подросткового возраста начались проблемы с кожей, от которых он очень страдал всю жизнь. Он научился остерегаться толпы, полюбил одиночество.
Следствием такого воспитания и стала ИДЕЯ, которая путеводной звездой вела его по жизни и подарила Майклу самые светлые мгновения, наполнила смыслом его творчество. Он решил изменить мир, сделать его добрым и прекрасным: заново создать детство для себя и детей, которые не видели счастья и радости — болели, страдали от насилия взрослых, просто были никому не нужны.
Мама давала нам бесценные уроки
Я и представить себе не могу, каково расти без материнской любви…
Как маленький мальчик смог вынести все тяжести своего детства и не сломаться? Что послужило ему поддержкой? Быть может, материнская любовь? Все источники говорят об одном — горечь, которую Майкл выражал по поводу потерянного детства, никогда не распространялась на его мать.
Кэтрин Джексон. Мама. Потрясающая женщина, давшая Майклу столько любви и душевных сил, что их с лихвой хватило на взлет к самым вершинам музыкальной карьеры. Женщина, привившая ему доброту, внимание к людям и твердые принципы, что талант — это дар божий и его надо отдавать всем сердцем.
«Не обижайте людей. Никогда не просите. Никогда не живите за чужой счет. Все это в нашем доме считалось грехом. Она хотела, чтобы мы всегда отдавали, и не хотела, чтобы мы просили или клянчили. Вот какой она была», — писал Майкл о матери.
Кэтрин всячески поощряла творческое развитие своих ребят. Майкл вспоминал, что, хотя в семье было девять детей, мама относилась к каждому как к единственному. Если она замечала, что ребенок чем-то увлечен, сразу старалась развить его интерес в этом направлении. Учила дочку играть на пианино, давала возможность сыновьям учиться играть на отцовской гитаре, первая заметила необычайную пластику и чувство ритма у Майкла и поддерживала его развитие.
Майкл знал, что если дети не получают достаточно любви от родителей, то им хочется получить эту любовь у кого-нибудь другого, прильнуть к дедушке, бабушке, к чужой тетеньке. Но к его маме это не относилось, с ней не нужно было искать кого-то еще. Бесценные прививки доброты, чуткости и сострадания к людям, попавшим в беду, Майкл получил от мамы.
Кэтрин сама имела прекрасный голос, отлично играла на пианино, но никогда не смогла бы выступать на сцене из-за перенесенной в детстве болезни. Она выжила после страшного полиомиелита в то время, когда многие умирали от этой болезни, и была невероятно благодарна богу за подаренную жизнь, за счастье иметь детей и развивать их таланты.
Мама была помощницей, поддержкой, у них с Майклом была глубокая эмоциональная связь с самого детства, когда она еще брала его на руки и пела «Мое солнышко». И далее, когда они оба сопереживали африканским детишкам, умиравшим от голода. Майкл уже тогда решил, что, когда вырастет, «с этим надо что-то делать». И потом, когда она посещала каждый концерт сына, на который могла приехать.
Кэтрин Джексон девяносто лет. Когда она вспоминает о Майкле, то признается, что была очень горда, что он сдержал свое обещание — всегда помнил про обездоленных детей и отдавал. До последнего дня.
Я — потерявшийся мальчик из Неверленда…
Детство, которого не было. Детство, проведенное в слезах от страха перед болью и наказанием. Вместе с тем — детство, осененное светом материнской любви и сострадания к тем, у кого жизнь неизмеримо тяжелее и горше. Плакать ему не запрещалось, и это сыграло положительную роль.
В процессе взросления страхи детства трансформировались в любовь к людям, которая прошла через всю его жизнь. Он щедро делился ею, занимаясь благотворительностью, объединяя людей своими песнями, доставляя счастливые мгновенья всем, кто соприкоснулся с его творчеством. «Пока любовь в моем сердце, она повсюду».
Это стало потом волшебным Неверлендом — воплощением страны Питера Пэна, куда попадают маленькие дети, которые не хотят взрослеть. Это был островок детского смеха, веселых игр и забав. Здесь он попытался найти свое детство, но другое — счастливое, радостное, прекрасное. Где рядом с ним такие же маленькие ребята, для которых он создает волшебный мир!
Дети... Он их любил, конечно! Именно для них Майкл Джексон построил сказочное место, полное веселья и счастья, которого не было у него самого. Видел в этом глубокий смысл — улучшать мир, создавая радостное детство... В обществе этих ребятишек чувствовал, что время можно открутить назад и ощутить себя маленьким мальчиком, который никогда не станет взрослым, у которого всегда будет самое чудесное детство.
Поместье «Неверленд» не было рекламным проектом, не было вложением средств, не было прихотью богатого эксцентричного человека. Это было место, которое Майкл Джексон создал в своем сердце и перенес в реальную жизнь. Джейн Фонда, с которой он был очень дружен, рассказала, что, когда она невольно сравнила его с Питером Пэном, Майкл был поражен. «Знаешь, Питер Пэн — мое второе я. Я — потерявшийся мальчик из Неверленда».
И Джейн рассказывает, как вдруг в воображении увидела Майкла, ведущего потерянных детей в мир волшебства и фантазии. Это была идея, воплощенная мечта — построить островок счастья и любви в жестоком мире взрослых. Майклу казалось, что он прикован к своему детству, которого у него не было. И как бы его ни называли — Королем поп-музыки или еще кем-то, — он говорил, что видит жизнь так, как видят ее дети, что у него сердце ребенка и оно не хочет взрослеть, что каждый день он удивляется красоте облаков и верит в чудо…
Волшебник из страны Неверленд
В одном из интервью Майкл сказал, что есть занятие, которое для него намного важнее музыкальной деятельности, — это помощь больным и обездоленным детям. Каждые три недели в Неверленд приезжали группы детишек, больных неизлечимыми заболеваниями, или дети из неблагополучных семей.
Для них проводили экскурсии, их катали на каруселях, показывали мультфильмы в специальном кинотеатре. Если Майкл был не на гастролях, то охотно проводил время с детишками, играл с ними. Проект поместья был продуман под нужды больных детей. В стенах кинотеатра были встроены специальные кроватки, ведь некоторые дети были очень больны, не могли долго сидеть или были прикованы к постели. Любой ребенок мог прикоснуться к миру радости и волшебства, которого они были лишены.
Но чудеса происходили не только в Неверленде. Майкл Джексон помогал больным детям по всему миру. Он отдал на благотворительность около трехсот миллионов долларов, создал собственный благотворительный фонд, а также помогал множеству других детских фондов. Во время гастролей он посещал детские дома и больницы в каждой стране, где находился. Большинство своих добрых дел он скрывал, не желая привлекать к себе лишнего внимания. Он считал, что идущее от сердца желание помочь другому не требует, чтобы об этом знали все вокруг.
И это все… о нем
Сказка закончилась в один миг. Добрый, бескорыстный, милосердный, Майкл десятилетиями помогал тысячам детишек по всему свету. Он был счастлив сделать этот мир хоть чуточку лучше, светлее, хоть немного уменьшить боль, страдание.
Но реальный мир жесток и несправедлив. Те, чью жизнь он изо всех сил стремился сделать красочной и счастливой, становились его «каинами». Абсурдные обвинения в преступлениях, которые он никогда не совершал, выдвинутые против него лишь с одной целью — получить деньги, совершенно подкосили Майкла.
Он очень страдал. Ведь его отношение к детям было прямо противоположно тому, о чем кричала на каждом углу «желтая пресса». Понимая психику человека, разбираясь в его истинных свойствах и состояниях, мы понимаем — ни единого намека, ни самого крошечного желания, ни единой грязной мысли насчет детей у Майкла не было, и просто быть не могло! У него не было психологической базы для того, чтобы стать педофилом, — анального вектора, который в плохих состояниях является причиной преступного влечения.
В одном из интервью он сказал фразу, которая точно характеризует его отношение к детям и то, в чем он видел смысл своей жизни: «Если бы на земле не было детей, все они умерли — я бы выбросился с балкона в ту же секунду…»
Майкла в итоге оправдали (естественно!), но это нанесло огромный урон его репутации, популярности, обострило болезни и толкнуло в депрессию на продолжительное время. Он уехал, перестал появляться на публике. И его последний концерт так никогда и не состоялся…
Есть Майкл Джексон и все остальные
Иногда, очень редко, в нашем мире рождаются гении с особым даром — говорить просто о самых важных для каждого вещах: смысле жизни, добре и зле, жизни и смерти, любви и дружбе. Люди чувствуют эту глубину, и творчество такого гения становится бессмертным. Майкл Джексон позитивно повлиял на жизнь множества людей через свое творчество, которое объединяло смыслами и потрясающей музыкой. Он реально делал мир лучше.
Я начинаю с человека в зеркале, я прошу его измениться. И нет фразы точнее: если вы хотите, чтобы мир стал лучше — взгляните на себя и изменитесь!
Редкий музыкальный гений и выдающая личность, наследие которой еще предстоит осмыслить и оценить, — безошибочно выбранный инструмент природы, чтобы нести в мир музыку, любовь и гармонию. Великий талант, творчество которого, наполненное любовью и теплом, вдохновило миллионы людей по всему миру, композитор, задающий ритм десятилетиям.
Я всегда хотел создавать музыку, которая будет влиять на последующие поколения и вдохновлять их. Ну, в самом деле, кому интересно быть смертным?
В статье использованы источники:
«Лунная походка»: https://mir-knig.com/read_182842-1
Майкл Джексон — биографический фильм: https://youtu.be/YDafTGkDE_A
Знаменитые высказывания, цитаты: https://peopletalk.ru/article/znamenityie_vyiskazyivaniya_maykla_djeksona/
Сам факт, что он ночевал с детьми в одной постели уже подозрителен, а сам он говорил, что в этом нет ничего такого. В его спальне были найдены эротические материалы с отпечатками пальцев детей. Более того, он платил бешеные суммы родителям "за молчание". А обвинители - знаменитые и даже успешные люди...
Мне кажется, у него был Ан.вектор, иначе, откуда такая выносливость для бесконечных выступлений?
Здравствуйте Антон!
Обвинять и клеветать способны несчастные люди. Быть знаменитым и успешным – это не значит быть счастливым. Нас всех и каждого в отдельности могут оклеветать «успешные» люди в каких-то своих целях. Например из зависти, злости, обиды… Да мало ли причин может найти человек, желающий себя оправдать.
Все понимали, что таких высот, такого успеха и такого количества добрых дел не сделал никто – разве это не повод сбить человека с ног, затоптать его в грязь, и таким образом оправдать свое бездействие в совершении добрых дел?
Анальный вектор – не значит выносливый и энергичный. Сколько людей, имеющих анальный вектор в психике, сидят на диване день за днем, год за годом и не могут с него встать.
Выносливость и энергию Майклу Джексону давало ему стремление сделать мир лучше, желание улучшить детство детей, подарить им то детство, которого не было у него. Когда мы делаем что-то для себя – это не придает энергии.
Слезы на глазах...талантливейший, добрый, яркий человек!