Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Марина Цветаева. Мой час с вами окончен, остается моя вечность с вами. Часть 6

Когда вокруг уретры пустота, а внутри звуковая бездна, удержаться на этой стороне жизни и смерти очень сложно. Единственное, что может спасти, — звуковая вера, которая выше знания. С требованием этой веры обращается Марина Цветаева ко всем, еще имеющим возможность выбора.

Часть 1 —  Часть 2 —  Часть 3  Часть 4 —  Часть 5

 

Биполярное расстройство, маниакально-депрессивный психоз, циркулярный психоз — классическая психиатрия по-разному в разное время трактовала состояние уретрального звуковика в нехватках. Вождя на полставки не бывает. Когда вокруг уретры пустота, а внутри звуковая бездна, удержаться на этой стороне жизни и смерти очень сложно. Единственное, что может спасти, — звуковая вера, которая выше знания. С требованием этой веры обращается Марина Цветаева ко всем, еще имеющим возможность выбора.

«Не могу» и «не хочу»

Марина Цветаева с юности пыталась познать природу человеческой души. Она придавала значение самым обыденным и привычным словам, стараясь дойти до самой сути, до корня понятий. Что значит «не могу» и «не хочу»? Марина рассуждала так. Глубину природного человеческого свойства составляют желания, от которых человек, как ему кажется, может на время отказаться, сказав себе «не хочу». Желание при этом сохраняется, человек не может сформировать пространство своих желаний — оно от рождения, «в глубинах крови».

Но есть и пространство духа, которое формирует сам человек своей духовной работой. И это уже из области «не могу», это свобода выбора между примитивным желанием и отказом от него. Не могу поступать подло, не могу предать, не могу навредить другому человеку. «Не могу» священнее «не хочу». «Не могу» — это все исправленные попытки хотеть, это последний итог. Мое «не могу» меньше всего немощь. Больше того: моя главная мощь, значит, есть что-то во мне, что вопреки моим хотениям все-таки не хочет!.. Утверждаю: «не могу», а не «не хочу» создает героев!», — пишет Марина в 1919 году в голодной революционной Москве.

Если в своих желаниях человек не помышляет ни о чем другом, как только о личном благе, то, приняв на веру спущенный сверху постулат о примате общественного над личным, он все равно остается собой — эгоистичным индивидом, который при любом давлении внешних обстоятельств откажется от всего, во что поверил, ведь это не плод его собственной духовной работы, это не стало его и никогда не станет. Только собственный труд души «на вырост», в развитие, в отдачу, когда человек не может действовать по указке животных желаний, приносит устойчивый результат — мощно развитую личность Человека.

Звуковой вектор в психическом бессознательном человека призван находить ответы на самые сложные вопросы мироустройства. Звуковые погружения Цветаевой чрезвычайно интересны. Иногда она не успевает записать мысль полностью, лишь схематично набрасывает ее, часто используя тире, многоточия. В ее рассуждениях всегда больше вопросов, чем готовых ответов, поэтому так интересно читать не только стихи Цветаевой-поэта, но и прозу, дневники Цветаевой-мыслителя.

Рассказывая о людях, с которыми приходилось встречаться, Марина неизменно щедра. Она всегда показывает человека с лучшей стороны, и это не лесть: Цветаева действительно так видит, так ощущает избранных ею людей — они лучшие, достойнейшие из достойных, герои. Марина Цветаева навсегда оставалась в памяти тех, с кем сталкивала ее судьба, а они сами — в ее книгах и книгах о ней. Она творила мифы не только в стихах и в прозе, Марина делала из людей героев в жизни. Самый яркий пример ее «человекотворчества» — Сергей Эфрон.

Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна… (М. Ц.)

С арестом мужа и дочери Цветаева лишается средств к существованию. Она лихорадочно берется за любую работу, переводит национальных поэтов, печатает рукописи. В дневнике появляется горькая запись: «Пока я буду писать чужое, кто напишет мое?» Марина признается, что впервые испытывает страх: «Боюсь всего, глаз, шага, а больше всего своей головы…»

«Никто не видит, не знает, что я уже год приблизительно ищу глазами крюк. Я не хочу умереть, я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна…» И снова, как всю жизнь, смертная надоба в ней других удерживает Марину от крюка: нужно собирать и носить передачи в тюрьму, на эти передачи нужно зарабатывать. Она составляет сборник для печати. Открывает сборник стихотворение, посвященное Сергею Эфрону. Раньше Марина его не публиковала:

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками пó льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! — любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

Увы. Сборник «зарезан» еще в издательстве. Чрезвычайно плодовитый критикан Зелинский известен только благодаря своему омерзительному пасквилю на Цветаеву. Теперь Марина окончательно перестала писать. В ее понимании — перестала быть…

Пора гасить фонарь наддверный… (М. Ц.)

Начало Великой Отечественной войны Цветаева восприняла как катастрофу с предрешенным концом. Налетов боялась, в бомбоубежище сидела, окаменев, будто вглядывалась в растущую черную точку неизбежности. В эти страшные дни с ней не было никого. В эвакуацию Марина ринулась в панике. Вот в этот момент, наверное, и умерла окончательно ее душа уретрального вождя стаи.

Вожди не бегут — Марина бежала. Вожди не боятся — она была в панике. Вождь не может не отдавать, Марина была совершенно пуста, четырехмерную отдающую и тем наслаждающуюся уретральную сущность поглотила бесконечная черная дыра ненаполненного больного звука. Голова, которой боялась Марина, взяла верх. Ее охватило тяжелое безумие, побег превратился в самоцель. Не куда, а откуда. Сойдя в Елабуге, Марина тут же возвращается в Чистополь, потом опять едет в Елабугу. Она из последних сил пытается как-то устроить свой и сына быт, найти работу и пропитание. Нигде не хотят видеть «белогвардейку». Цветаева теряет волю, перестает владеть собой.

За день до трагедии Марина отчаянно ссорится с Муром. О чем была ссора, хозяйка не разобрала, говорили по-французски. Осталась запись в дневнике сына. Георгий Эфрон пишет: «Мать. как вертушка. совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Ч(истополь). Она пробует добиться от меня «решающего слова», но я отказываюсь это «решающее слово» произнести, потому что не хочу, чтобы ответственность за грубые ошибки матери падала на меня. Пусть покажет на деле, насколько она понимает, что мне больше всего нужно». Мальчик привык, что ответственность всегда лежит на матери.

Марины Цветаевой не стало в последний день лета 1941 года. Ее предсмертная записка объясняет все. Марина не хотела быть обузой сыну. Эту свою последнюю волю она и исполняет, убивая удивительно выносливое, «семижильное», так любившее жизнь тело.

Вместо эпилога

Сочетание в психическом бессознательном человека уретрального и звукового векторов выражается в неразрешимом противоречии максимального желания жизни физической и стремления к абсолюту чистого звука. Эти два желания никогда даже частично не сливаются, между ними не может быть компромисса.

Наполняя желания в уретральном векторе, человек со всей страстью отдается жизни, проживает будто несколько жизней сразу. Вокруг вождя всегда толпа желающих приобщиться к пиршеству природной отдачи. Жизнь таких людей кажется спрессованной: столько событий в ней происходит, столько людей несут в себе воспоминания о встрече с вождем стаи.

Когда уретральный пир окончен, человек падает в бездну звуковых пустот. Пока ему есть чем эти пустоты наполнять, например стихами, музыкой, познанием, звуковое состояние продуктивно, то есть в нем можно жить. Когда наполнять звук становится невозможно, наступает звуковая депрессия. Страдания ненаполненного звука для многих известных людей стали несовместимыми с жизнью.

Трагические судьбы Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Высоцкого являются воплощениями одного уретрально-звукового жизненного сценария, где покончить с собой разом или остановиться на отсроченном варианте в виде алкоголя, наркотиков, неоправданного риска — бессознательный выбор отдельного человека. Суть одна: вон из этой жизни без смысла, где тело зачем-то требует есть, пить, дышать и спать.

В звуке и уретре, при всей их несмешиваемости, есть общее свойство — отсутствие ценности тела. Уретральник, не задумываясь, бросает тело на вражескую амбразуру ради сохранения своей стаи. Для звуковика тело — помеха, отвлекающая от мыслей о вечном. Именно поэтому уретрально-звуковой сценарий часто называют самоубийственным. Но это не значит, что любой человек с таким набором свойств психического обречен на гибель.

Я обращаюсь с требованием веры… (М. Ц.)

Пока человек жив, он наделен свободой воли, свободой выбора, все еще можно изменить. То, что случилось, изменить уже нельзя. Невыносимые страдания толкают людей на отчаянный шаг — лишение себя жизни в надежде избавиться от мук. Поглощение души звуковой пустотой выражается в том, что Н. А. Бердяев называл «поглощенностью собой, бессилие выйти из себя, забыть себя и подумать о других». Высшая степень звукового эгоцентризма, когда человеку бесконечно все равно, кого осиротил, кого оставил без надежды выжить.

Можно ли таким способом избавиться от мук? Нет. Концентрация страданий в тот последний роковой миг зашкаливает сверх всех пределов, полностью аннулируя жизнь. Ужас самоубийцы, перешедшего точку невозврата, останавливает его сердце до того, как наступает смерть тела.

Будто предчувствуя этот ужас и свое раскаяние, Марина Цветаева еще в благополучном Коктебеле 1913 года пишет пронзительные стихи: «Уж сколько их упало в эту бездну…» Прочитанные системно, строки Цветаевой звучат намного глубже, чем принято их понимать. Это предостережение всем нам, живым, от непоправимой ошибки падения в бездну: «Будет все, как будто бы под небом и не было меня».

Трагедия любого самоубийцы, от самого гениального уретрально-звукового поэта до человека мало кому известного, — это трагедия отторжения общей психической матрицей того, кто не оставил в ней отпечатка. Это значит, что придется снова и снова латать пустоты недовнесенного, круговорот страданий и попыток исправления повторится.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все
… 

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117238 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117238 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 23
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
EKaterina Uyrevna 11 января 2021 в 15:01

не передать словами! как я благодарна автору и свп . то что здесь, это просто непередаваемо, это такие большие вещи. спасибо ..............................................................................

Софья Аксельрод 04 апреля 2020 в 23:04

Невероятной силы статья. Хочется благодарить за каждую строчку. Безмерно обожая Цветаеву, я всегда думала о ее уходе как о страшной несправедливости - почему никого не оказалось рядом, почему никто не заметил, не остановил? И вдруг ее уход стал понятен. До слез от чувства безысходности. Не могло быть по-другому, от этого очень больно. Но пришло понимание, что это не роковое стечение обстоятельств, а Судьба. И если и мог кто помочь, то не в последний момент, который все равно бы был таким, а много раньше, когда еще была возможность наполнить звуковую пустоту... Ирина, спасибо вам за пронзительное ощущение ясности!

Татьяна Леднева 10 октября 2014 в 14:10

Спасибо. За потрясающий труд. За великолепное прочтение. За ОЩУЩЕНИЕ.
Прочитала на одном дыхании, впитывая каждый смысл.

Я против того, чтобы считать, что звуковые самоубийцы не оставляют следа. Да, они стирают наработанное в общем психическом. Но они оставляют нам след в этом мире, который не дает покоя. Напоминание – ты всегда рядом с пропастью и должен сделать за меня то, что я не смог. За меня и за себя.

"....К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем ВЕРЫ...."

Луиза Древсхольт 09 октября 2014 в 14:10

она безжалостной кажется, но эта безжалостность вся к себе... кто это увидит и кто это поймет без СВП? По человечески можно осудить, оценить, восхититься. Но понять и ощутить возможно только раскрыв всю структуру души человека, ее части от общечеловеческой матрицы психического...

Elena Storm 24 октября 2013 в 00:10

Как завороженная уже который день читаю ваши материалы. Что до теории, показательно соответствие предлагаемых вами типов их поведению в реальных ситуациях. Но истина, как всегда, где-то рядом. Те же соционики предлагают тот же расклад в более детальном, а главное, гуманистическом( и гуманном тоже!) варианте. Ах, как красиво вы высвечиваете судьбы... А рецепта счастья не подскажете? Я- по индивидуальному вопросу. И все- о старом и наболевшем:
Как жить/ читай Жить или Не жить? и Что делать?

Анастасия Сушинская 19 октября 2013 в 23:10

Потрясающе! Спасибо за такую замечательную работу!

Виктория Лозинская 01 августа 2013 в 05:08

Ирина!!!!!Все время прочтения бегали мурашки и наворачивались слезы!!Стихи к эпилогу,на которые есть музыка,понятны как никогда..до свп!!!Как же хочется передавать через песни такую...пронзительную ..Глубину!!!Благодарю ,Вас!!
"...и с просьбой ..о Любви..!"

Ирина Каминская 08 августа 2013 в 16:08

Спасибо, Виктория! Такая тема - без слёз никак...

Ольга Сигачева 21 июля 2013 в 22:07

Только что из Коктебеля, пока еще волошинского - благодаря дому-музею (истинному Дому поэта!) и величественному Карадагу, над которым не властно время. Как кстати оказалось прочитать накануне замечательную статью о Марине Цветаевой и поведать туристам о том, что время не отдалило от нас поэзию серебряного века. В ней, как в зеркале, - вся суть той бурной противоречивой эпохи...

Ирина Каминская 08 августа 2013 в 16:08

Ольга, спасибо за отклик. К сожалению, рамки темы не позволили рассказать о М.Волошине подробнее, хотя жаждалось. Что значит "пока ещё волошинского"? Вы меня пугаете... Я третью неделю в Крыму и поняла одно: никакие происки политиканов не властны над духом этой земли. "Остров Крым" - уникальное место на земле, надеюсь, так будет всегда.

Настя Черсткова 18 июля 2013 в 00:07

Ирина, спасибо Вам за огромную, прекрасную и глубокую работу!!! Просто невероятная тоска от мысли, что все наработанное Мариной за ее сложную жизнь, все усилия, все встречи, и участие в судьбах людей стало "0" в психическом. Такие жизни! Цветаева, Маяковский, Есенин.... И все ничто.....

Ирина Каминская 1 20 июля 2013 в 23:07

Настя, остались стихи, понять их глубоко, системно, как свои, и довнести эти состояния в общую копилку - наша задача. Хотелось бы верить, что выполнимая. Спасибо, что читаете.

Луиза Древсхольт 01 августа 2013 в 01:08

Спасибо, спасибо, Ирина! Прочла все статьи по разу, и не знаю что сказать, чтобы не получилось славься славься... Не это нам нужно, понятно... Спасибо за труд и вынос в такой органичной и полной форме.... Очень глубоко , понимаемо и белезненно ощущать этих ушедших уретральных звуковиков. Они как один в один, друг за другом повторяли судьбы и уходили, а до системных знаний, так и не были поняты бездонные смыслы появления их как лучиков в темном царстве. Вот, они были и ушли и через каждого отдельного из них, можно понять и ощутить жизнь другого, как под копирку чувств и ощущений, написанных, казалось бы рукой невидимой, высшей... Нет, не в смысле под копирку в прямом симысле, а от единства постигнутого, но в одиночестве, один на один с бумагой... Как бы не любила Марина других, в ее жизни, это были ее любови, с ее смыслами... Но душой с душой так и не смогла соприкоснуться, как бы не хотелось. Перестала быть...
Недавно перечитывала Маяковского, пропуская через системное. Это иное, что-то большое необъятное, всегда, стало понятным и близким...

Буду перечитывать)

Юрий Аленко 16 июля 2013 в 08:07

У Бориса Мокроусова есть замечательно красивая песня, у которой слова о том, что «одиночества не превозмочь» (фильм «Стряпуха»). Кстати, поет Владимир Высоцкий устами одного из героев фильма.

Высокочтимая Ирина! Я писал уже про то, что с высоты Системного знания каждый мог бы в настоящее время удержать себя от самоубийства. За самоубийством же ничего нет. Впрочем, ведь есть этакий акт милосердия: пристрели, чтоб не мучился. Но пристрели, а не застрелись.

Тем не менее, судить того, кто все же сделал над собою усилие и добровольно ушел из жизни, никто из нас не вправе. Впрочем, Вы же, Ирина, и не судите… Назвать последнюю, шестую часть Вашей статьи про Марину Цветаеву не могу иначе, как гениальной.

Но как больно, как страшно вникать в то, о чем Вы, высокочтимая Ирина, сумели так проникновенно, образно и системно написать! Как много на это потребно души! Про себя лично я отнюдь не могу сказать, что способен такое вынести: ведь каждый берет на себя именно столько, сколько душа его может вынести. Если не может, то и не вынесет, и не познает глубины или высоты.

Ирина!

Проделанный Вами труд огромен и результат его прекрасен. Вам удалось приоткрыть частичку мира, в котором жила гениальная гонимая поэтесса. Она предпочла уйти из того мира. Быть в нем стало невыносимо.

В начале текущей части статьи Вы написали о «не хочу» и о «не могу» Марины Цветаевой. Быть может, эти вот принципы объясняют причину произошедшей трагедии? Не будь Марина Цветаева высоконравственной, какой она всегда была, вряд ли в голову ей пришло бы убить себя.

Должен признаться, мне трудно, почти невозможно представить себе выход из такого тупика, в котором оказалась Марина Цветаева. Окажись я на ее месте, думаю, самым правильным моим действием стало бы именно самоубийство. Это было бы нравственным, а оставаться в живых было бы с моей стороны, наоборот, безнравственным.

Вот странно, это же недопустимое действие с точки зрения умеющего системно видеть мир и мыслить системно, но чувствую так. А Марину Цветаеву бесконечно жаль. Как много потерял мир с ее преждевременным уходом! Нам, со стороны, видно, что Марина Цветаева, не доживя определенного ей природой, оставила проживать свои муки кому-то другому. А нас, безутешных, осиротила. Однако прозвучало и соображение о том, что своему сыну Марина мешала. Ну, как сама она думала...

Огромное спасибо за эту объемную и такую душевную статью!

Ирина Каминская 1 16 июля 2013 в 10:07

Спасибо Юрий. Это была самая страшная и самая неподъёмная часть...
Отношения Марины с сыном - отдельная печальная страница её жизни. На это у меня просто не хватило сил. После смерти матери Георгий Эфрон оказался в эвакуации в Средней Азии, о чём сохранились подробные его воспоминания. Потом ушёл на фронт, где вскоре был убит. Его личность вызывает массу споров, но бесспорно одно - это был талантливый человек, которому не привелось реализовать ничего из вложенного в него матерью.

Юрий Аленко 16 июля 2013 в 11:07

Мне кажется, раз уж Вы заикнулись о теме, на развитие которой у Вас, как Вы пишете, не хватило сил, все же Вы напишете.

А как было бы интересно узкавать, почему одному человеку дано природой и он эту данность умеет в жизни реализовать, и где берется это умение; а другому заложенные природой дары не удается даже заявить миру.

Думаю, здесь много о чем именно Вы, дорогая Ирина, могли бы написать.

Как все происходит в реальной жизни? Где искать корни зависимостей или свободы? На портале Юрия Бурлана много уже сказано, но несказАнностей больше. Вот априори: человек родится для того, чтобы быть счастливым. На сайте Владимира Владимировича Шахиджаняна "Набираем-ру" или "СОЛО на клавиатуре" этот замечательный ленинградец, житель блокадного города, однажды опубликовал в своей рассылке: "Смысл жизни человека в радости". Но как, скажите, прийти к ней, если находишься в депрессии? Это как пример. Примеров может быть много.

Кстати, сайт Шахиджаняна находится в стадии упадка, его не поддерживают, покупая их замечательный курс. А ведь слепая печать всеми десятью пальцами дарит набирающим текст свободу: не надо смотреть на клавиатуру, не надо держать себя в напряжении и можно печатать прямо-таки на автомате.

Многие уже прошли "СОЛО на клавиатуре", у сайта так же много благодарных поклонников. Ну, это уж к слову, простите, что не по теме статьи...

А и сам по себе сайт Шахиджаняна может тоже послужить цели системного разбора.

Прошу простить мое многословие!

Ирина Каминская 1 17 июля 2013 в 14:07

Корни зависимости и свободы внутри психического, в степени нашей развитости и реализованности. Чем больше развитость, тем больше возможности для осуществления человеком свободы выбора. Чем меньше развитость, тем больше зависимость от чужой воли и меньше возможности выбора. Свобода выбора это внутренняя потребность выбирать духовное, расти вверх. В каждом векторе проявляется по-разному. В двух словах)

Максим Девицин 17 июля 2013 в 11:07

Так Ирина вроде бы и написала (аж в шестой степени замечательно) и даже подчеркнула ключевое слово "ответственность":
"За день до трагедии Марина отчаянно ссорится с Муром. О чём была ссора, хозяйка не разобрала, говорили по-французски. Осталась запись в дневнике сына. Георгий Эфрон пишет: «Мать. как вертушка. совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Ч(истополь). Она пробует добиться от меня «решающего слова», но я отказываюсь это «решающее слово» произнести, потому что не хочу, чтобы ответственность за грубые ошибки матери падала на меня. Пусть покажет на деле, насколько она понимает, что мне больше всего нужно». Мальчик привык, что ответственность всегда лежит на матери. "

Вот и все. Какой бы ты ни был сверхталант, если ты думаешь, что за твою состоятельность или несостоятельность в жизни должен отвечать другой человек, либо начальник, либо государство, то тем самым ставишь главное препятствие для самореализации. Печально, когда дети берут с собой во взрослую жизнь инфантилизм.

stolarenko sergei 12 сентября 2017 в 12:09

Муру - сыну Марины Цветаевой на момент ее гибели было 14-15 лет. Подросток у которого отец и сестра в тюрьме ... первые месяцы войны и мать которая как он напишет: "Совсем потеряла голову, совсем потеряла волю; она была одно страдание. Я тогда не совсем понимал ее и злился на нее за такое внезапное превращение... Но как я ее понимаю теперь!". Это будет написано в письме в январе 1943 года, а в 1944 он погибнет 18 летним мальчишкой солдатом в Витебской области. Не равняйте его с инфантами нашего времени, в то время их просто не могло быть, исторически не могло...

Ирина Каминская 1 17 июля 2013 в 14:07

Спасибо, Максим. Увы, очень часто можно наблюдать сейчас совершенно инфантильных деток 25-40 лет... В мирное время они вполне доживают и до старости.

Елена Шахова 2 15 июля 2013 в 17:07

Послушайте! Ещё меня любите.... Да, ничего не оставив в общем психическом, с такой просьбой, с такой мольбой пророчески обращается Марина. Мы любим, но никто не в силах избавить от страданий и пустот звуковика. Только помочь. Если успеем...

Ирина Каминская 1 15 июля 2013 в 18:07

Наша задача донести доступными средствами. А вдруг кого-то это остановит? Тогда всё не зря.

Елена Шахова 2 15 июля 2013 в 18:07

Да. Вместо того, чтобы прервать жизнь - сесть и обдумать, сосредоточенно или поговорить. Ведь жизнь даётся не для того, чтобы самому её прервать.