Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Не могу сосредоточиться. Как вернуть ясность мысли

А если голова не работает? Десятый раз перечитываешь одну и ту же строчку, но смысл ускользает… Проблемы с концентрацией внимания могут возникнуть в любом возрасте, и чаще всего они связаны с неумением преодолевать лень или со стрессами.

Мы живем в век информации. На нас со всех сторон обрушиваются огромные информационные потоки. Чтобы быть успешными в работе, учебе, жизни — надо уметь их обрабатывать. Отличать достоверные данные от ложных, полезные от бесполезных. Усваивать необходимое и эффективно использовать свои знания.

А если голова не работает? Десятый раз перечитываешь одну и ту же строчку, но смысл ускользает…

Проблемы с концентрацией внимания могут возникнуть в любом возрасте, и чаще всего они связаны с неумением преодолевать лень или со стрессами.

Леность ума в век расслабона

Движенье — свет, стоянье — тьма,

Но мы как будто в полутени.

Так вязко сладок для ума

Кувшин медово-нежной лени!

(Ольга Рейнгардт, слушательница тренинга)

Леность тела и ума — наше естественное состояние, стремление сохранять энергию. Мыслительный процесс — самый энергозатратный, он забирает больше энергии, чем самый тяжелый физический труд. А тут еще из каждого утюга несется: «Расслабься! Не напрягайся! Позволь себе жить в удовольствие».

Вот люди и не напрягаются. И леность ума становится привычным для многих состоянием. Между тем как жизнь — это изменение, движение. И для того, чтобы чего-то достичь, необходимо преодолевать природную лень. Недаром многие состоявшиеся талантливые люди говорят, что их достижения — это 99 % труда и лишь 1 % таланта.

На природную способность к сосредоточению влияют и стрессы.

Стресс и внимание

Стресс, который человек в состоянии контролировать, запускает механизм адаптации. Мозг работает в усиленном режиме, предельно концентрируется на поиске решения проблемы.

Длительный стресс или сильный стресс, который человек не может адаптировать, подавляет сознание. А мышление — процесс сознательный.

Все мы разные и испытываем стресс по разным поводам.

Например, быстрый и подвижный обладатель кожного вектора ловок телом и душой (психикой). Способен сто дел делать одновременно, быстро переключаться. Но при сильном стрессе, который может быть вызван понижением в карьере или утратой дохода, вместо полезной переключаемости возникает бесполезное мельтешение. Человек хватается то за одно, то за другое, не доводя ничего до конца. И в мыслях такая же чехарда — они перескакивают с одной темы на другую. В результате вместо способности удерживать внимание на нескольких делах одновременно — вообще ни на чем не сосредоточиться.

С проблемами концентрации внимания могут сталкиваться и люди, имеющие природный талант сосредотачиваться на деталях. Видовая роль обладателей анального вектора — передача накопленного опыта и знаний следующим поколениям. И для этого они имеют соответствующие способности: феноменальную память, аналитический ум, «на входе» раскладывающий всю информацию по полочкам. А на это нужно время. Поэтому это люди обстоятельные, нацеленные не на скорость, а на качество. При благоприятных условиях они становятся профессионалами, экспертами в своем деле.

Нацеленность на прошлое им дана для сбора и передачи накопленной информации. Если это не реализуется в социально полезной деятельности, то человек мысленно застревает в прошлом, все время прокручивая в голове то или иное событие. А вот способность усваивать необходимую информацию резко падает.

Сильное торможение также приносят прокрастинация и обиды. Но неспособность сосредоточиться на нужном деле еще не означает, что человек вообще ни на чем не сосредоточен.

Человек находится там, где его мысли

Наиболее ярко это видно по детям. Например, весной, физически присутствуя в школьных классах, мысленно они находятся очень далеко от учебного процесса. Ученики младших классов думают о предстоящих каникулах, подростки — о первых отношениях с противоположным полом…

У взрослых может происходить то же самое. Взять, например, самых эмоциональных и тонко чувствующих среди нас — представителей зрительного вектора. Они обладают образным интеллектом и в потенциале схватывают все на лету. Легко воспринимают информацию наглядную и эмоционально окрашенную. Если же эмоций не хватает, зрительники могут бессознательно избегать концентрации на «скучной» работе или учебе, вместо этого «витая в облаках». (Что, кстати, является показателем неверно выбранного пути реализации. Не составляет труда концентрироваться на любимом деле. )

По-настоящему острой проблема концентрации внимания становится для таких людей при переживании глубокой внутренней драмы. Например, в случае безответной любви или расставания с любимым человеком. Состояние тревоги и страха за себя или близких также резко понижает способность к сосредоточенности.

Не могу сосредоточиться фото

Проблемы сосредоточения у тех, кто для этого создан

Трудности с концентрацией внимания могут быть у любого. Но чаще других этим озабочены те, чье предназначение — думать, создавать мыслеформы. Это — видовая роль обладателей звукового вектора. Для ее выполнения они наделены и соответствующими свойствами: наибольшим объемом психики, мощным абстрактным интеллектом и самой высокой способностью к сосредоточению. В потенциале.

Любые свойства требуют развития и соответствующих для этого условий. Для развития звукового ребенка, наделенного сверхчувствительным слухом к звукам и смыслам слов, необходима особая звуковая экология (отсутствие громких и неприятных звуков, ругани и оскорблений). Иначе ему будет больно выходить наружу и произойдет замыкание в себе, вплоть до избирательного контакта. А ведь именно при вслушивании снаружи происходит сосредоточение внутри, приводящее к появлению мыслеформ. Без развитого навыка сосредоточения на внешнем мире невозможна реализация во взрослом возрасте (проблемы с концентрацией внимания также могут приводить к головным болям и нарушениям сна).

Даже если неблагоприятные условия развития не привели звуковика к столь серьезным травмам, как отмирание нейронных связей, ответственных за обучение на слух, или к избирательному контакту, — приобретенный навык уходить в себя при малейшем стрессе остается и во взрослом возрасте. Вот и получается, что вместо сосредоточения на необходимой информации человек со звуковым вектором «проваливается» в свой внутренний диалог или в свою тишину.

Трудности с сосредоточением могут быть вызваны также явной или скрытой депрессией. Такие состояния возникают вследствие длительной нереализации основного звукового желания — познания себя и смысла жизни. Ощущение полной бессмысленности всего происходящего лишает мотивации и парализует главную способность звуковика — думать.

Зарядка для ума

«Use it or lose it» («Используй или потеряешь»).

(Английская поговорка)

Когда нет сил донести сумку с продуктами — очевидно, что надо тренировать мышцы. Ежедневная тренировка необходима не только телу, но и мозгу. Если его не напрягать — атрофируется. Умственное сосредоточение помогает мозгу оставаться в тонусе.

А если привык находиться в расслабленном состоянии? Сосредоточение — это навык, как умение плавать или говорить на иностранном языке. И, как любой навык, его можно развить. Если в детстве не было подходящих для этого условий — можно и во взрослом возрасте (просто для этого потребуется больше усилий).

Лучшая тренировка для мозга — книги и математические вычисления.

Чтение классической литературы заставляет сосредотачиваться. Чтение — это вообще невероятный процесс, который развивает и чувства, и сознание. Оно расширяет словарный запас. Мы мыслим словами. И чем больше запас слов — тем шире сознание.

В быту человек использует небольшой набор простых слов, дающий ограниченное восприятие. Это способствует «клиповому мышлению» и лености ума. Сложные предложения классических писателей заставляют думать. Начинать лучше от простого к сложному, чтобы не засыпать от перегрузки.

Хорошей гимнастикой для мозга является и устный счет. Здесь тоже стоит начинать с простых примеров, постепенно повышая сложность. Можно загрузить программу на телефон и считать по несколько минут в день. Математика развивает мозг, повышает его извилистость. Учит мыслить без противоречий, принимать точные решения.

Как вернуть ясность мысли фото

Как вернуть ясность мысли

Без осознания причин происходящего решить проблему одними тренировками сложно. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» происходит детальное раскрытие психики, осознаются психотравмы, якоря и ложные установки, повлиявшие на ваше сегодняшнее состояние.

Осознание устройства психики позволяет найти максимальную реализацию природных талантов. Кроме того, тренинг повышает стрессоустойчивость. Избавление от груза травм и плохих состояний, а также повышенная стрессоустойчивость улучшают концентрацию внимания. Об этом свидетельствуют многочисленные результаты:

«Стал внимательнее и более сосредоточенным. Раньше, бывало, читал книгу, произнося про себя предложения, а смыслы куда-то улетали (вместе с хаотичными мыслями, которые в этот момент скакали с темы на тему), нужно было перечитывать по несколько раз. Или, когда нужно было сосредоточенно сделать какую-то сложную работу, мог уткнувшись в экран просидеть без единой полезной мысли полчаса (с умным лицом, прыгая мышкой с окна на окно, перелистывая страницы и совершая прочие бесполезные действия).

Сейчас уже не могу вспомнить, когда это было последний раз».

Ильшат Г., инженер, Москва

«Еще один момент, который меня очень порадовал, — это усиленная работа мозга. Думала, что уже закостенело все и учиться лень, а сейчас хочется больше и больше новых знаний. Стала слышать очень многое, на что раньше не обращала внимание, более сосредоточенно воспринимать информацию и концентрироваться».

Елена Г., Никосия, Кипр

«До прохождения тренинга одной из моих самых серьезных проблем было то, что я с большим трудом воспринимал информацию. Я понял это еще в школе. Пытаясь подготовиться к уроку по истории поймал себя на мысли, что я не понимаю, о чем идет речь в учебнике. Это был маленький параграф на полстраницы...

…Пробовал читать другие книги и понимал, что в них мне тоже почти ничего не понятно. И так было не только с книгами, но и с тем, что говорят люди.

Неспособность выносить мысли наружу была бонусом к неспособности воспринимать информацию. Я не мог этого делать ни письменно, ни устно. Не то чтобы совсем. Какие-то простые фразы вполне мог и понимать, и произносить, и писать, только мне этого было мало. То, над чем нужно было подумать, мне никак не давалось.

…С того момента, как я понял, что у меня проблемы с восприятием информации, и до того момента, как мне стали понятны (благодаря тренингу) смыслы написанного и сказанного, прошло около 15 лет. Почти весь этот период жизни состоял из плохих состояний. От простой апатии до суицидных мыслей, порой очень навязчивых.

…Теперь я могу думать, понимать, что говорят люди. Причем понимать их больше, чем они понимают сами себя. Я понимаю, что написано в книгах.

…Я разрываюсь от возможностей, которые передо мной открылись».

Проблемы с концентрацией внимания  фото
Автор публикации: Инна Рутгаузер
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Лиана Закирова 19 мая 2023 в 09:05

Спасибо за статью!!! Уникальная методика тренинга действительно НАУЧАЕТ сосредотачиваться не просто на текстах, но в принципе на смыслах, на Другом. Абсолютно новое мировосприятие и потрясающее мироощущение!!!