Немой крик, миллионы и тишина для счастья
С криком мы приходим в этот мир, с криком многие из нас идут по жизни. И, кажется, некоторым он заменяет счастье. Спорим, вы даже не задумываетесь, что крик действительно связан со счастьем. Что криком, как отбойным молотком, мы можем выбить из человека желание быть счастливым. Точнее, желание-то остается, никуда оно не девается. Извращаются способы его достижения.
С криком мы приходим в этот мир, с криком многие из нас идут по жизни. И, кажется, некоторым он заменяет счастье. Спорим, вы даже не задумываетесь, что криком, как отбойным молотком, мы можем выбить из человека желание быть счастливым. Точнее, желание-то остается, никуда оно не девается. Извращаются способы его достижения.
Внутри каждого из нас есть эмоции, которые хочется выплеснуть диким криком. Но мы с вами разные, и у крика разное лицо.
Для чего вообще нужен крик? Например, в древнем мире кричали, оповещая об опасности. Причем одни и крикнуть толком не могут — голоса не хватает. Другие не успеют, да и себя не спасут. Третьи кричат фальцетом, да и то после того, как свою рубашку, что ближе к телу, успели спасти. Мудрая природа предусмотрела решение: наделила некоторых людей способностями кричать так, чтобы отключать сознание тех, кто слышит этот крик, и запускать в них мгновенную реакцию. Происходит это оттого, что этот крик наделен определенными вибрациями, которые запускают в кровь адреналин в максимальном количестве.
Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объясняет, что этот особый талант обусловлен оральным вектором.
Надо уточнить, что оральник не просто говорит или кричит. Он требует, чтобы его слушали, и его речь будто проникает в ухо собеседника, а затем дальше — в его психику. У него есть способности индуцировать говорением, то есть взращивать в собеседнике определенные мыслеформы, да так, что собеседнику кажется, будто ему говорят очевидные вещи. Так что из оральников могут получиться отличные рассказчики, гиды, лекторы-виртуозы.
Для оральника крик — это мысль, которая не помещается в голове. Владимир Маяковский как-то образно высказался: «Людям страшно — у меня изо рта шевелит ногами непрожеванный крик».
Оральный крик нейтрализует собеседника. И горе тому, кто попал под горячую руку оральника: он не просто кричит, он атакует жертву, то поднимая, то опуская голос, убедительно приписывая ей все пороки мира, выплевывает обрывки словесной грязи. Иногда оральная мысль не втискивается и в рамки приличия (это про них говорят, что они матом не ругаются, а разговаривают).
Но есть и другие крики. «Вы не услышите их», — как сказал бы Ремарк. А писатель Януш Вишневский утверждает, что даже на языке жестов можно кричать.
У этих криков своя особенность: они нейтрализуют самого кричащего. Иногда наповал, навсегда.
Это крики о пустоте, которую молчаливые и звуканутые не в силах перенести. О безысходности и безыдейности. О вселенской тоске и безумных желаниях перемен. О застое, который, кажется, никогда не закончится. О том, чего не замечает обычный человек, но ни за что не могут пропустить они. В них кричат все вещи, не нашедшие покоя.
Речь о звуковиках. Они не кричат о своей боли, они ее молча распространяют. Иногда под недоуменные взгляды и рукоплескания общественности. Один из самых знаменитых криков — одноименная работа норвежского экспрессиониста звуковика Эдварда Мунка, написанная в 1895 году. Самая загадочная картина и абсолютный рекордсмен по цене: в 2012 году за 12 минут на торгах Sotheby's была продана почти за 120 млн долларов.
До нее ценовой рубеж в 100 млн долларов преодолели лишь два холста Пикассо и скульптура Альберто Джакометти. В чем же секрет «Крика»? В обращении к человечеству, к коллективному бессознательному, как определил это сопредседатель совета директоров Sotheby's Дэвид Норман. Он уверен, что каждый, независимо от национальности, убеждений или возраста, в век насилия и саморазрушения хотя бы раз испытал такое же экзистенциональное чувство ужаса. Искусствоведы назвали картину «пророческой», предрекшей «XX век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием».
Одним фигура на полотне напоминает скелет, другим — эмбрион, третьим — сперматозоид. Кто-то угадывает в ней образ перуанской мумии, которую Мунк якобы видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Сам же художник-звуковик описывает свой источник вдохновения так: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор. Я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
«Крик природы» (Der Schrei der Natur) — это и есть первоначальное название картины. Сегодня остается гадать, то ли это сам художник рефлекторно защищается от крика природы, то ли как проводник передает этот крик.
Эта версия «Крика» — одна из четырех, созданных художником. Она никогда не выставлялась на рынок и никогда не была на публике. Но при этом именно она — одна из самых узнаваемых в истории произведений искусства наравне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.
Три остальных принадлежат норвежским музеям, они дважды похищались, но неизменно возвращались без повреждений.
Существует версия, что картина — отчасти плод психического расстройства (говорят, художник страдал маниакально-депрессивным психозом) и что Мунк воспроизводил «Крик», «словно пытаясь избавиться от него», пока не прошел курс лечения в клинике. Сам Мунк писал о себе так: «Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
XX век породил немало последователей творчества Мунка, растиражировав «Крик». Вот только некоторые из них, вдохновленных этой картиной: знаменитая маска из фильма «Крик», внешний вид инопланетной расы «Тишина» в сериале «Доктор Кто» и даже один из смайликов, добавленных в Юникод версии 6.0 — (face screaming in fear, U+1F631).
За кричащим образом Мунка закрепился имидж проклятой картины. В интернете можно найти множество историй о том, как люди, входившие в контакт с полотном, после этого заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали.
То на музейного служащего, нечаянно уронившего полотно, нападала страшная головная боль, из-за которой он в конце концов сводил с собой счеты. То выронивший картину рабочий музея неделю спустя попадает в ужасную автомобильную аварию и ломает ноги, руки, несколько ребер, получает сильнейшее сотрясение мозга. То один из посетителей музея, потрогавший картину пальцем, сгорает заживо во время пожара в своем собственном доме.
На тренинге «Системно-векторная психология» этот феномен объясняется впечатлительностью людей со зрительным вектором.
Звуковик Мунк говорит на языке бессознательного посредством первобытного, первичного, корневого состояния — страха. Зрительники — люди с образным интеллектом, очень эмоциональны по натуре. В сущности, вся эмоциональная амплитуда зрительного вектора колеблется в пределах двух пиковых состояний: между страхом и любовью. В трагические ситуации с «проклятой» картиной попадали зрительники в определенном состоянии зрительного вектора — зафиксированного на страхе.
Это состояние «в себя», страх — за себя, за свою жизнь. Развивая и реализуя зрительные свойства, человек трансформирует страх в любовь к окружающим. Другими словами, чтобы исключить мнительность и фиксации на страхах, необходимо правильно применять свою зрительность, развивая и реализуя эти свойства.
Говорят, истинным слухом обладает только тот, кто слышит крик души другого человека. А крик в пустоту может быть услышан эхом завтрашнего дня. Это и есть задача звуковиков. Они, выражая себя в пространстве и времени, выбирают: сосуд с «мертвой» или «живой» водой предложить человечеству.
Но проблема в том, что они и сами не понимают своей задачи. Рост депрессивных настроений — лакмусовая бумажка того, что звуковики сегодня страдают в глобальных масштабах. Иногда им удается что-то прочувствовать, как Мунку. Но куда идти с этими внутренними пустотами? Что делать с этими внутренними стремлениями?
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрывается новый мир для звуковиков-взрослых. Показывается им источник их страданий, объясняется, что делать, чтобы подсознание чаще награждало носителя звукового вектора хорошим настроением. Звуковик с системным мышлением вдруг начинает ощущать жажду жизни и психологическую защиту от депрессий. Уже во время тренинга звуковика осеняет: чтобы быть счастливым, ему необязательно делать великие научные открытия, нужно внести хотя бы небольшой вклад в познание мира. Проще говоря, как только звуковик начнет понимать себя и разбираться в своих желаниях, он автоматически приблизит все человечество хотя бы на миллиметр к пониманию места во Вселенной.
Но что самое главное, тренинг Юрия Бурлана дает правильные ориентиры в том, как воспитывать детей-звуковиков.
Слух таких детей отличается особой чувствительностью. А потому главное, на чем настаивает «Системно-векторная психология»: в доме, где растет звуковичок, должна быть здоровая экология звука. Громкие, резкие звуки и крики ранят звуковика, но это далеко не самое страшное. Страшны последствия этих ран. Чем они больше и острее, тем больше ребенок пытается заглушить ощущение страдания.
Сначала он выбирает громкую музыку, преимущественно тяжелый рок, транс. Глубокими басами, от которых дрожат стены его комнаты, он прикрывается дома, наушниками — когда идет по улице. Системное объяснение в том, что подсознательно он пытается ослабить чувствительность слуха, а посредством этого — уменьшить то внутреннее напряжение, которое вызывает в нем недостаток развития.
За тяжелой разрушающей музыкой могут последовать наркотики, самоубийство. Никто не способен угадать величину конкретной звуковой пустоты.
Шанс на здоровое развитие у звуковика есть, когда в доме уважают тишину, если при этом тихого, немного замкнутого и спокойного ребенка не пытаются «переделать», дают ему время побыть в этой тишине.
Время тишины ему жизненно необходимо. Для чего? Вслушиваясь в эту тишину, размышлять о схожести моделей атома и Солнечной системы, о бесчисленном количестве миров, о том, «быть или не быть».
Он даже может изображать этот мир во всем его многообразии, причем детально и фанатично, как это делает 11-летний художник-вундеркинд Душан Кртолица из Сербии. При помощи обычной черной ручки мальчик создает анатомически точные и в высшей степени подробные рисунки доисторических и современных животных и растений. http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/malchik-slomaj-glaza-682805/
Душан начал рисовать в два года, а к восьми у него за плечами было уже две персональные выставки национального масштаба. Со своими работами он побывал в США, Австралии и Индии. Но еще несколько лет назад близкие не принимали эту ненормальность мальчика и всерьез переживали за него.
Видя его страсть к рисованию, они даже обратились за помощью к психотерапевту! Они успокоились только после того, как специалист заверил, что это увлечение безвредно для детской психики, и отметил высокий уровень интеллекта Душана. Сегодня мальчик тратит на работы около 500 листов в неделю.
Как объясняется на тренинге «Системно-векторная психология», звуковик, у которого есть время на сосредоточение, вполне социализирован. Вот и Душан, несмотря на свою популярность, отлично ладит со сверстниками и часто рисует маркером на руках одноклассников татуировки с изображением их любимых животных.
Тишина и крик занимают в нашей жизни куда больше времени и пространства, чем мы зачастую осознаем. Никому не нравится, когда крик направлен на него, но сами мы, бывает, позволяем себе не сдерживаться в своих эмоциях.
Иное дело, когда ты начинаешь ощущать свою ответственность перед миром. Когда ты вдруг ясно осознаешь, что твой крик сегодня может стать причиной наркотической зависимости завтра. Когда ты начинаешь видеть те тонкие, неуловимые порой системные связи в несистемных с виду вещах. Когда изнутри ощущаешь, как от каждого из нас зависит, какое поколение next мы вырастим: психически здоровое или измученное депрессией и оглушенное неработающими антидепрессантами.
А вы все еще кричите?
Корректор: Галина Ржанникова
Великолепная статья! Спасибо! Как часто родители сетуют на то что ребенок стал неадоптантом, не может реализоваться в жизни, увлекается наркотиками или алкоголем, и не видят изъяна в своем отношении к ребенку, в воспитании, в постоянных окриках и скандалах. Не просто вырасти здоровым звуковику в современном мире... Очень интересно как проявляют себя звуковики в искусстве - это преимущественно графика. Важно, как я поняла, донести именно смысл, а цвет не так важен - как выражение эмоций.
спасибо за статью, Наталья! очень отзывается в душе
Просто пронзила фраза из POST SCRIPTUM - "...Никому не нравится, когда крик направлен на него, но сами мы, бывает, позволяем себе не сдерживаться в своих эмоциях." Как же важно осознавать себя, психическое другого, что бы ощущать, что криком мы порой просто убийственно действуем на другого, нужно ощутить его психическое, как своё. И, ощущая всю ту, почти физическую боль других людей от нашего крика, особенно звуковых и особенно детей, ощущая, как свою, даже оральник прижмёт язык.
Спасибо за статью. Очень важно.
"... ШАГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И В МИЛЛИМЕТР ДЛЯ ОБЩЕСТВА..." Вот он ещё один фрагмент понимания жизни. Иногда миллиметр, а иногда стоим на месте, хоть и проживаем жизнь.
Какой шаг делаю я? Как всё задуманное успеть?
Мне нравится такое выражение,Наталья. Это отражает то, что на самом деле проиходит. Нам очень нужно учиться жить по - новому, для этого всё есть. Приблизить счастливое будущее зависит от каждого из нас)
И счастье начинается у каждого внутри, распространяясь на любимого, на семью, на коллектив и на общество. Никак иначе. Времена , когда нам кто то чего то там был должен, прошли безвозвратно.
Ошибочное мнение, что кто-то нам должен или виноват в наших проблемах, сыграло плохую роль в жизни людей. Это сейчас наблюдаемо. Оно ложится негативным оттенком в кожную фазу развития, когда каждый сам для себя .
Когда не видишь причину происходящего целиком, очень сложно видеть причину своих собственных поступков. Нами живут наши желания и другого ничего нет. Желания звуковиков - сосредоточение на смысле жизни и передачи этой информации другим. как же он это будет делать в полном шума мире?
А кто сейчас может видеть причину целиком? Только те , кто уже имеет основной базис знаний и психическом, понимает причины. Мир звуков сейчас действительно насыщен, трудно звуковику сосредоточиться, но вынося себя внутреннего наружу создается благоприятный фон вокруг себя, тем самым снимая напряжение в отношениях.
Отличная статья,спасибо! Спасибо,Наталья.Елена,Вам спасибо за комментарий. Зацепило за живое,особенно про детей.
Очень сильная статья! Спасибо, Наталья! " криком, как отбойным молотком, мы можем выбить из человека желание быть счастливым. Точнее, желание-то остается, никуда оно не девается. Извращаются способы его достижения." Крик, пожалуй, хуже отбойного молотка. Ведь последний приносит видимые разрушения, а первый - невидимые и сначала даже не заметные. Особенно, если орать на детей. Они все стерпят, а куда им от нас деваться? Но мы заложим бомбу замедленного действия в их судьбу.
особенно с современными детками, которые очень чувствительны к слову.. что уж говорить о крике!