Нравственное и культурное воспитание детей: ангельские дети для родителей
Нам, современным родителям, довольно трудно найти единую и непротиворечивую идею детского воспитания. В СССР такая идея существовала и звучала четко: воспитать трудолюбивого члена коммунистического общества. А что сейчас – как выглядит сегодня нравственное и культурное воспитание детей?
Нам, современным родителям, довольно трудно найти единую и непротиворечивую идею детского воспитания. В СССР такая идея существовала и звучала четко: воспитать трудолюбивого члена коммунистического общества. А что сейчас – как выглядит сегодня нравственное и культурное воспитание детей? Педагоги воспитывают по инерции, по старинке, а новоиспеченные родители либо срочно стараются нащупать методику, которая будет актуальна именно сегодня, либо сдаются и тоже воспитывают, как умеют…
Нередко воспитательная позиция выглядит как что-то очень противоречивое: в одних ситуациях заметно влияние на воспитателя традиций прошлого, в других – попытка прививать ребенку навыки, полезные в реалиях нашего времени. Еще чаще встречается дилемма: заниматься нравственным воспитанием детей или же учить их адаптироваться в капиталистическом обществе? Тогда как ни воспитание, ни обучение не являются понятиями взаимоисключающими.
Воспитание культуры поведения у детей – чья это забота?
Откуда такая путаница в головах современных родителей? Все просто: поведение наших детей – это некое отражение социальных процессов, которые происходят в нашей стране. Если в советские годы всем было ясно, где проходят четкие границы дозволенного, а воспитанием культуры поведения у детей занимались и родители, и педагоги, то сегодня пропагандируется свобода воли и уважение индивидуальности. Взрослые, как и дети, живут так, как им вздумается: кто-то тихо уходит в дауншифтинг, освобождаясь от проблем и обязательств, кто-то в состоянии эйфории и вседозволенности участвует в акциях протеста, кто-то забирается на самый верх карьерной лестницы, пропагандируя идеалы сытой жизни.
«Так что же, у наших детей все настолько плохо с духовностью и нравственностью?» – возможно, спросите вы. Сложно увидеть собственные огрехи воспитания, а некоторым и вовсе тяжело выйти из собственной «ракушки» и увидеть, что происходит дальше их двора и района. Проблемы в духовно нравственном воспитании современных детей существуют – об этом свидетельствует увеличившаяся статистика случаев детской жестокости, агрессии, детских суицидов, преступлений, побегов из дома и многого другого.
Попробуйте абстрагироваться и посмотрите со стороны на то, что происходит, например, на обычной детской площадке, куда родители приходят с детьми.
Детские площадки – места почти священные. Здесь дети делают свои самые первые шаги в общении с себе подобными. В этой детской стае законы джунглей – древнего ранжирования, в ходе которого детишки негласно «распределяют» свои роли в обществе, – заметны невооруженным взглядом. Их общение выглядит примерно так же, как общение стайки маленьких обезьянок, выясняющих отношения криками, дерганьем за волосы и присваиванием чужих вещей.
Впрочем, не о детях тут речь, а об их родителях. Понаблюдайте за их комментариями на действия своих чад – и вам все будет понятно по поводу их методов духовного воспитания детей. Вот одна мама уводит в сторону малыша, отобравшего машинку у друга, и приговаривает: «Миша, так нельзя делать! Зачем ты забрал машинку у Костика? Ты что, не видишь, что он сильнее тебя?..» А мама Костика в другом углу песочницы сынишку, который устроил истерику, увещевает: «Зайчик, ну ты же знаешь, что нужно быть добрым и делиться своими игрушками со всеми детьми».
Какой совет правильный – не скажет вам никто, потому что любую ситуацию мы воспринимаем через себя. И та мама, что в смыслах советовала ребенку отбирать игрушки только у слабых, давала по-своему полезный совет. То есть она так действует в своей жизни (или хотела бы) и этому учит своего ребенка, это ее категории нравственности. Тогда как вторая мама из примера с песочницей тяготеет к более классическому пониманию нравственного воспитания.
Из всего этого можно сделать вывод: уровень социально нравственного воспитания детей находится в прямой зависимости от уровня развитости нравственности родителей, а также от желания родителей давать детям духовное, эстетическое воспитание. Да, очень хорошо и удобно, когда разумное, доброе, вечное будет «сеять» школа, педагоги, общество. Но сегодня эта миссия (и ответственность за ее успешное выполнение) лежит только на плечах родителей.
Нравственное воспитание детей – это не так уж сложно
Итак, в нравственно патриотическом, духовном воспитании детей главную роль играет родитель. Но что ему делать, чтобы его воспитательные меры возымели эффект? Как выстроить общение с ребенком так, чтобы где-то не перегнуть палку, где-то не вызвать недовольство малыша или вообще не испортить отношения?
Без знания системно-векторной психологии это действительно затруднительно. Почему? Потому что только эта наука дает возможность понять, к чему у ребенка есть врожденные склонности, а к чему нет; какие морально-нравственные ориентиры ему близки и понятны, а какие навязывать не стоит. А также дает возможность каждому составить индивидуальную программу нравственного воспитания детей.
Как это работает? Давайте рассмотрим на примере.
Одна мама растит мальчика с анальным вектором: он очень послушен, спокоен, делает все несколько медлительно, зато вдумчиво. Мама делает упор на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, дружелюбность, трудолюбие. И у нее это прекрасно получается: малыш растет добрым, честным, что называется, порядочным? оставаясь таким даже в период пубертата. Но только ли благодаря ее стараниям? Скорее благодаря тому, что мама попала точно в цель: воспитываемые в малыше качества являются для него природными – их надо только развить.
Другая мама просит первую раскрыть ей секреты воспитания вежливого ребенка. Та охотно делится, полагая, что так воспитать можно любого малыша. Но у другой мамы – ребенок с кожным вектором, и он просто не в состоянии мыслить категориями анального. Нет, он, конечно, способен вырасти вежливым ребенком, в меру добрым и честным. Но его личная природная нравственность выглядит иначе, чем у малыша с анальным вектором: он не ценит так дружбу, как первый, справедливость для него не превыше всего, честность может быть условной (только если она ему выгодна) – и так далее.
Вы, возможно, спросите: а разве «кожнику» повредит такое нравственное воспитание? Да. Именно такое – повредит. Воспитывать детей нужно, исходя из знания их истинных потребностей, развивая природные свойства, а не навязывая чужие. В ребенке с кожным вектором стоит развивать дисциплинированность, гибкость (ментальную и физическую), способность к разумным самоограничениям, чувство долга.
Пытаясь искоренить в нем способности, данные природой, вы ничего не добьетесь, кроме стрессов ребенка и ухудшения ваших отношений. Стараясь навязать чуждые ему качества, вы испортите с ним отношения и не разовьете его врожденные задатки, а значит, не сможете сделать ребенка счастливым.
Стоит иметь в виду, что классическое понимание нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста представляет собой свод постулатов, близких анальному вектору: вежливость, стыд за плохой поступок, скромность, справедливость, дружелюбие, стремление получить похвалу, подчинение правилам. Это легко понять, ведь именно люди с анальным вектором – заботливые и скрупулезные учителя, которые привносят свое видение воспитания нравственности в маленьком человеке.
Понятия эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста в большей степени касаются развития детей со зрительным вектором, духовного – со звуковым. Детям со зрительным и звуковым вектором понятнее остальных произведения искусства и достижения духовной сферы. Но это не значит, что остальных детей нужно лишить эстетического воспитания – нет, просто надо осознавать, что оно в них не найдет столько отклика, как в детях со зрительным и звуковым вектором.
Можно еще много говорить об особенностях нравственного воспитания детей с разным набором векторов – их действительно немало и о них нужно знать каждому родителю и педагогу. Однако важно понимать, что никакие разговоры не дадут полной картины – можно получить только после прохождения тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Изучить вектор за вектором, затем особенности их сочетания, научиться видеть эти проявления в жизни и применять знания на практике. Это длительная и кропотливая работа, которая в итоге дает цельное понимание, кого и как учить нравственности (которая для каждого будет своя).