Профессия учитель: надежда или безысходность?
Это статья — некая попытка рефлексии для себя и рефлексии для других. Разговор об учительской философии в образовании. Рассуждение о том, есть ли смысл в педагогической деятельности, когда во время проведения урока зачастую только несколько учеников с интересом слушают учителя и хотят реально учиться?
Это статья — некая попытка рефлексии для себя и рефлексии для других. Разговор об учительской философии в образовании. Рассуждение о том, есть ли смысл в педагогической деятельности, когда во время проведения урока зачастую только несколько учеников с интересом слушают учителя и хотят реально учиться? Если после проведения урока, на котором, кажется, педагог выложился на полную катушку, чувствуется за спиной пустыня. Пустыня равнодушия и непонимания.
В воспоминаниях о былых временах нашего образования остался светлый образ учителя, пользующегося всеобщим уважением, слово которого являлось если и не истиной в последней инстанции, то уж точно было веским словом, значимым, авторитетным. Сегодня мы живем в другом обществе, с иными ценностями.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет эпоху современности кожной, характеризующейся приоритетом материальных ценностей, погоней за экономией времени и всего прочего, стремительностью темпов жизни. Потому и дети, новые поколения, рождаются с иными психическими свойствами, нежели те, кто рожден был в анальную эпоху с преклонением перед семейными ценностями, накопленными традициями, постоянством, стабильностью в завтрашнем дне.
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что российское общество изменилось, дети изменились, а вот что делать в этой ситуации учителю, по сути представителю одной из самых консервативных профессий, непонятно.
Кроме того, учитель чаще всего — человек, обладающий анальным вектором. То есть его внутренние особенности: ригидная психика, уважение к традиционным ценностям, ориентация на качество, а не быстроту выполнения работы, неумение делать десять дел одномоментно, трудность в адаптации к переменам — вступают в противоречие с современными требованиями, новыми тенденциями в образовании. Необходимо быстро (по верхам, а не основательно и скрупулезно) обучаться, уметь легко приспосабливаться к меняющимся стандартам образования, общественным запросам, да еще в условиях общей нестабильности, деградации моральных устоев россиян.
Постоянное давление ландшафта на учителя, обесценивание данной профессии все больше порождают разочарований на педагогическом поприще. С каждым годом все большее число педагогов ощущают работу как своеобразное наказание, мучение, источник фрустраций и неудовлетворенности вместо радости, счастья, чувства полноты жизни.
Где же искать потерянные смыслы педагогической деятельности? В педагогических трудах прошлых мыслителей? В удовлетворении желаний общества, детей? В осознании себя и своих ценностей? Или, быть может, махнуть рукой и просто плыть по течению — школьному учителю нет дела и нет времени до рассмотрения этих тонких материй?
Жан-Поль Сартр как-то сказал: «Жизнь до того, как мы ее проживем, — ничто, но это от нас зависит — придать ей смысл». Нельзя быть счастливым, не ощущая смысла своего существования и не реализуя его по максимуму. И в нашей власти выбирать: жить, как привыкли, как придется, словно мяч, лететь, куда пнут, или поработать над собой, над осознанием собственных жизненных ценностей и той миссии, которую несут в мир педагоги.
С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, любой человек рождается не «чистой доской», он изначально обладает определенными врожденными свойствами, заданными ему на базовом уровне. То есть природный потенциал требует развития и реализации. В этом смысле правы философы, когда говорят, что человек существует лишь настолько, насколько себя реализует.
Если развитие векторов (врожденных психических свойств) происходит в рамках возрастных границ (до прохождения пубертата), — и тут определяющую роль играет социальное окружение ребенка, — то реализация человека в большей мере зависит от него самого: он всегда может измениться, улучшить свою жизнь.
Обретение смысла жизни невозможно без понимания собственной природы, устройства своей психики. Это позволяет правильно расставить акценты в жизни, стать более уверенным в себе и не изменять самому себе в угоду кому-то. Большинство учителей — представители анального вектора, и при изучении характеристик данного вектора становится понятно, почему педагоги ведут себя именно так, почему сопротивляются переменам, настороженно относятся к различным нововведениям в сфере образования, почему, несмотря на низкий статус профессии, мизерную оплату, остаются в профессии.
Конечно, в обществе накопился целый ворох всевозможных рационализаций и объяснений косности, ретроградству педагогов, склонности некоторых к садизму — как вербальному, так и физическому. Однако только системный взгляд дает понимание того, что происходит в душе у педагога на самом деле. Резонанс внутренних ценностей с внешними приводит к фрустрациям, потере почвы под ногами. Чем больше давление общества, тем больше противодействие, тем больше накапливается раздражений и обид.
Анальный человек нуждается в уважении, в постепенном, продуманном проведении реформ, чтобы все было разложено по полочкам, определены четкие цели. Пока российское общество этого не может дать педагогам, им остается самим, понимая свой значимый вклад в воспитание и обучение новых поколений, осознавая видовую роль учителя как звено передачи накопленной культуры от предыдущих поколений новым, заботиться о своем душевном комфорте, создавать свой мир, в котором был бы главный смысл образования: воспитание человека человеком достигалось на самом деле, а не на бумаге.
Почти все ученики жалуются на то, что им в школе скучно, они хотели бы учителя, который бы их веселил. Что поделать, время общества потребления, время массовой культуры, время господства Интернета. Традиционный урок детям мало интересен. Системно-деятельностный подход, пропагандируемый ФГОСами, напротив, работает. Особенно при системном понимании психологии детей.
Исходить из того, что надо принимать детей такими, какие они есть, можно только в том смысле, что надо знать и понимать их врожденные особенности, которые не изменишь, не поменяешь на другие, но при этом задачу воспитания и развития детей никто не отменял. Да, современные дети рождаются с более высоким потенциалом, чем мы, с большей силой желаний, большими способностями. Но они даже больше, чем мы в свое время, нуждаются в понимании и нашей взрослой поддержке. Они не знают, чем наполнить свои желания. Мы создаем для них условия развития и реализации врожденных наклонностей. Или не создаем и получаем «недочеловеков», которые чем смогли, тем и заполнили свои душевные пустоты, как смогли, так и развились. Не понимая, что и какому ребенку нужно на самом деле, мы не реализуем образовательные задачи на должном уровне и теряем детей. Проигрываем судьбу ребенка суррогатам счастья — наркотикам, алкоголю, игромании и т.д.
Борьбу за ребенка педагог может выиграть, если он завоюет авторитет у детей как личность (к счастливым людям всегда притягиваются, хотят с ними общаться), как профессионал в своем деле (для детей важно, что педагог — успешный человек, востребованный и на других поприщах, что он выбрал профессию педагога по призванию, а не от безысходности), причем если родители ребенка поддерживают авторитет учителя или хотя бы не обесценивают его, то положительные результаты в становлении личности ребенка не заставят себя долго ждать.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана, во-первых, дает самому педагогу ценные знания, позволяющие ему чувствовать себя уверенно в меняющемся мире, получать большее удовольствие от жизни, от работы; во-вторых, дает действенные инструменты для дифференциации детей (а также взрослых), для понимания их психологии и, соответственно, возможность видеть тот личностный результат, которого может достичь каждый ученик в процессе получения образования.
Корректор: Зифа Ахатова
Статья интересная и поднимает одну из насущных проблем образования. Но так и не понятно, что же делать анальному педагогу в "кожных" условиях жизни - как именно перестраиваться? - быть профессионалом?
Но для молодого учителя, преподавателя неизбежен период, в течение которого профессионализм только "наращивается" - и происходит это в состоянии стресса из-за постоянного недовольства отношением к нему со стороны учеников, которое только усиливает сознание собственной профессиональной несостоятельности.
Для профессионалов со стажем - как перестраиваться? - если современное поколение учащихся, студентов требуют "зрелищ" и с трудом усваивают материал не только без наглядных средств, но - без наглядных средств особого (медийного) свойства, активизирующих непроизвольное внимание (потому что произвольное внимание - слабенькое, как и вообще способность к произвольным усилиям - у большинства обучающихся).
В статье указывается, что, зная СВП, можно разбираться в свойствах детей и соответственно строить педагогический процесс, учитывая индивидуальный набор векторов каждого ребенка. Хотелось бы узнать об этом поконкретнее - применительно к процессу обучения, взаимодействия "учитель - ученик". Понятно, что основные проблемы возникают с детьми, чьи вектора не развиты, и возможно, находятся в архитипичном состоянии - вот об этом хотелось бы узнать поподробнее.
Возможно ли продолжение темы - в последующих статьях? - чтобы найти ответы на вопросы.
"Возможно ли продолжение темы - в последующих статьях? - чтобы найти ответы на вопросы". Лена Елена, в правильно поставленом вопросе, как известно, содержится половина ответа. ) Чтобы найти ответы на СВОИ вопросы их нужно задать не столько автору статьи, сколько лично себе. Чтение системных статей несомненно углубляет знания системно-векторной психологии, но тогда, когда уже есть какая-то база. Учитель, обладающий системным мышлением, никогда не задаст вопрос как использовать СВП "применительно к процессу обучения, взаимодействия "учитель - ученик". Его мышление перестраивается таким образом, что он видит детей "изнутри" и осознанно выбирает подход к каждому ребенку. Это происходит практически на автомате. Ему в голову не придет злиться на вертлявого кожника, ставя ему в пример усидчивого анальника. Он знает какими методами воздействовать на каждого ребенка дифференцированно, исходя из его психотипа. Точно знает кто на что способен, чего и сколько можно требовать от каждого ученика. Бессознательное детей определяет такого учителя очень положительно, поэтому его будут уважать и любить.
В Вашем посте чувствуется, что Вы мыслящий и ищущий учитель, что душой переживаете за свою профессию. Вот нашли же сайт системно-векторной психологии.) Система образования порочна - это правда. Причина всем порокам у нас одна: мир стремительно развивается, а мы за ним не успеваем в следствие нашей психологической безграмотности. Ни в одной области деятельности и отношений между людьми. Поломать порочную на сегодня систему образования, да и в целом порочную систему жизни нашего социума возможно только путем "снизу", когда люди в массе своей начнут дифференцировать природу человека и, соответственно, выстраивать все вокруг себя, в том числе и в любой профессиональной сфере.
Так что пока - тренинг в помощь! Не пропустите ближайшие бесплатные вводные лекции онлайн.