Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Реабилитация чувством Часть 1. Музыка

Музыка в клинической практике и в домашнем восстановлении становится мостиком, чтобы человек, даже не очень хорошо осознающий происходящее, чувствовал себя в безопасности во взаимодействии, чтобы запускалось желание общаться, будоражились яркие воспоминания, пробуждалось желание жить, вопреки болезни.

— Алексей Васильевич, будем заканчивать занятие. Может, у вас есть ко мне какие-то вопросы?
— Как вы ко мне относитесь?
— Всей душой к вам прикипела, Алексей Васильевич!
— И я. Всей душой к вам прикипелся.

Я работаю медицинским логопедом. Нашим пациентам после инсульта, черепно-мозговой травмы, удаления опухоли, при прогрессировании деменции трудно говорить, глотать, читать, писать, а порой и дышать. Еще им страшно.

И если бы не тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, пробуждение чувств никогда не стало бы самым важным и самым эффективным средством в моей практике.

Экскаватор чувств

Инструменты для погружения на разные уровни чувственной глубины:

  • Уровень 1. Музыка

  • Уровень 2. Литература

  • Уровень 3. Любовь

Вечер тихой песнею...

— Петр Владимирович, как вы тут, пока меня не было?
— Так себе, никто со мной не пел.

А как не петь, если это и установление контакта, и растормаживание экспрессивной речи, и удлинение речевого выдоха, и выработка артикуляционных переключений, и ритмизация, и эмоциональный подъем, и попутно нормализация частоты сердечных сокращений?

Музыка в клинической практике и в домашнем восстановлении становится мостиком, чтобы человек, даже не очень хорошо осознающий происходящее, чувствовал себя в безопасности во взаимодействии, чтобы запускалось желание общаться, будоражились яркие воспоминания, пробуждалось желание жить, вопреки болезни.

Реабилитация чувством фото

Пациентка реабилитационного центра после повторного инсульта с тяжелыми когнитивными нарушениями и необходимостью постоянного ношения трахеостомической трубки для поддержки дыхания, практически не разговаривающая в быту и на других занятиях, после первых нот вспоминает текст «Среди долины ровныя»:

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Со словами: «Там еще про малюточек что-то было! » — вспоминает песню до самого конца! А потом рассказывает про свою бабушку, которая ей пела эту песню, хотя самой пациентке — уже 93 года. С тех пор все чаще на логопедических занятиях она делится яркими моментами детства, юности, профессиональной жизни.

Наша память эмоциональна, и это так наблюдаемо, когда удается найти тот пробуждающий эмоцию, а за ней и память, шнурочек.

Заговорила бы эта пациентка вообще с нами без музыки — неизвестно. Смогла бы часами дышать самостоятельно с голосовым клапаном без любимых песен — тоже вопрос. Чуть позже на занятиях мы с ней уже читали Пушкина, Толстого и обсуждали прочитанное в контексте ее жизни. До тех пор, пока это было в ее силах.

Случайный вальс

С успешным руководителем случился инсульт, который лишил его возможности ходить самостоятельно, держать вилку, принимать душ, принимать, как ему казалось, и решения. Речь стала невнятной из-за дизартрии, когда нарушается иннервация речевого аппарата и органы артикуляции уже не могут совершать такие тонкие и точные движения, как раньше. Андрей Игоревич защищался от происходящего сначала апатией, потом шутками на грани фола.

Петь он отказывался из-за полного неверия, что не испортит любимую песню своим нечетким произношением. Чтобы как-то его ободрить, мы делали артикуляционную гимнастику и логопедический массаж, иногда под музыку. Сначала песни для прослушивания выбирала я — в надежде, что угадаю, что ему понравится. И угадала! «Случайный вальс» наши встречи изменил. Андрей Игоревич запел:

Хоть я с вами совсем не знаком,
И далеко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова<
Возле дома родного…

А на следующий день пришел на занятие и сказал: «Вот, мне кажется, вам понравится! » Поставил «Comme toi» Голдмана. Когда человек замечает других, думает, как угодить другим, значит, он выздоравливает душой.

Вскоре на занятии вместе с женой они читали вслух «Бородино». Андрей Игоревич через несколько месяцев реабилитации стал ходить сам, а занятия все чаще стали прерываться рабочими срочными звонками, на которые он отвечал четко, внятно и с улыбкой. Он вернулся к делу. Стал вновь сильным плечом для всех окружающих.

Реабилитация чувством музыки фото

«Гормональный букет» сильных чувств

Музыкальный терапевт, Алиса Апрелева, в своей книге «Музыкант как волонтер» пишет о возможностях чуткой помощи через музыку:

  • «Музыканту-волонтеру бывает проще, чем другим волонтерам, установить контакт с благополучателем, и все дело здесь в магии музыки! Впрочем, магия эта уже достаточно хорошо объяснена научными исследованиями. В частности, «виноваты» здесь гормоны. Когда человек слушает свою любимую музыку в одиночестве, в его организме вырабатывается «гормон счастья» дофамин; когда же люди слушают музыку вместе, начинает вырабатываться пролактин, отвечающий за формирование эмоциональных связей между людьми. Если же люди поют вместе, к «гормональному букету» добавляется окситоцин, который снижает тревогу и повышает доверие к тем, кто находится рядом*. Таким образом, общий музыкальный опыт, объединяющий людей, создает идеальные условия для формирования искренних, доверительных отношений».
    * Подробнее см.: Daniel J. Levitin. This Is Your Brain On Music: The Science of a Human Obsession. — New York: Dutton/Penguin, 2006 и другие источники.

  • «Ритм — важный элемент терапевтического музыкального общения. Люди с повреждениями и патологиями коры головного мозга (в результате травм, болезни, врожденных состояний) не всегда способны воспринимать мелодию, гармонию и текст, но практически всегда отзываются на ритм. Связано это с тем, что ритм воспринимается нижней (стволовой) частью головного мозга — той, которая отвечает за дыхание и cердцебиение. Мы воспринимаем ритм непроизвольно, на физиологическом уровне. Именно поэтому музыка с хорошо выраженным ритмом так эффективна при работе с людьми, страдающими когнитивными и неврологическими нарушениями».

Юрий Бурлан на тренинге уточняет условия для проявления лечебного потенциала музыки в когнитивной реабилитации. В восстановлении памяти критически важен эмоциональный отклик. Не всякая музыка его вызывает. Только самая любимая. Людям, теряющим память, надо ставить ту музыку, те песни, которые когда-то были окрашены яркими эмоциями. То, от чего их сердце бешено билось радостью и предвкушением счастья в детские и юношеские годы. Особенно в пубертате. Для одной девочки-бабушки это будет Марк Бернес, для другой — Фрэнк Синатра.

Вызвать сильные положительные эмоции можно не только музыкой. Если есть эмоциональная связь с человеком, вы можете сами, своим присутствием, особыми доверительными разговорами вызывать сильные положительные эмоции: «А ты помнишь, бабушка?!» И у человека начинают возникать сильные чувства, а за ними просыпается память. Это должна быть многочасовая регулярная практика.

Слушатели тренинга «Системно-векторная психология» делятся своими результатами по борьбе с деменцией и проблемами с памятью музыкой:

[Татьяна Ольховская — Санкт-Петербург]: Пели песни по телефону с тетей 89 лет, у нее года два деменция, она все вспомнила, перестала переспрашивать одно и то же, полчаса пения ее любимых песен.

[Наталья Фомина — Фастов]: Я стала ставить маме 84 лет. Песни молодости мама не захотела, а вот песни Валерия Леонтьева и особенно видео с концертами Софии Ротару она смотрит взахлеб)) Притопывает, постукивает в ритм, во все глаза всматривается. Я вижу улучшение ее эмоционального состояния. Мама никогда не пользовалась мобильником. Теперь она сама переключает песни в ватсапе. Этого она не могла делать. Появилась сосредоточенность внимания. Ушли многие повторения одного и того же вопроса. Часто говорит, что вот, наверное, сын смотрит и гордится мамой…

[Андреева Марина]: Мой муж, который начал страдать провалами памяти, 63 года, стал каждый вечер слушать музыку молодости, смотреть в ютубе передачи о местах, где мы проводили отдых. И я вижу, что память у него стала лучше!!!!

Отзывы участников вводных лекций

Оживляющее искусство

В документальном фильме «Живые внутри» проводится музыкальный эксперимент в доме престарелых. Бабушкам и дедушкам, давно не проявляющим интерес к жизни и окружающим из-за деменции или других неврологических заболеваний, дают наушники с их любимой музыкой.

Происходящее комментирует знаменитый американский невролог Оливер Сакс:

«Мы впервые увидели Генри вялым, невосприимчивым к внешним стимулам, почти неживым. Потом дали ему наушники, из которых звучала его любимая музыка. И он мгновенно просиял. На лице появилась мимика, глаза широко раскрылись, он начал петь, двигаться в такт. Музыка воодушевила его. Кант однажды назвал музыку оживляющим искусством. И Генри ожил благодаря музыке. Эффект сохраняется, когда наушники снимаются. Генри, который обычно молчал и не мог ответить на простые вопросы даже «да-нет», стал весьма многоречив.

— Генри, какую музыку вы любили в молодости?
— Cab Calloway был у меня на первом месте!»

И он запел в лучших традициях блюза: I’ll be home for Christmas, you can count and plan on me … with plenty of snow … mistletoe… presents wrapped around your tree…

«В каком-то смысле Генри на какой-то момент вспомнил, кто он такой, обрел себя, свою идентичность вновь благодаря силе музыки».

Реабилитация чувством музыки людей фото

Петь можно и нужно с большинством речевых трудностей — дизартрией, дисфонией, афазией за редким исключением. Алиса Апрелева в своей книге выделяет как основные противопоказания амузию и музыкогенную эпилепсию. Не поем также, если растормаживание речи автоматизмами в первые недели после инсульта/травмы совсем не дает плодов — чревато эмболом, повторением одного и того же звука, слога, слова. Или если в речи пациента или близкого человека наблюдается неконтролируемый словесный салат — его, наоборот, затормаживают рамками.

А песня, она без границ. Ей вход открыт даже в реанимацию, только тихой.

«…И вот брат достал со шкафа баян, по классу которого он с отличием закончил музыкальную школу в далеком 1978 году, с которого мама до сих пор любовно вытирает пыль, братишка размял пальцы, все в том же гараже раскопали коробки с песенниками, и мы запели!

Мы все запели те песни, которые звучали много лет во время застолья, вновь зазвучали в доме «Хаз-булат удалой! Бедна сакля твоя», «Ой, мороз, мороз!», «Ромашки спрятались» и, конечно, под финал грандиозная по своей широте и глубине «Издалека долго течет река Волга», с которой мамочка солировала в юности в русском народном Волжском хоре.

Пели все, порой сглатывая слезы, братец обычно держался дольше всех, но и он под конец частенько шмыгал носом, а папа все больше и больше оживал, и маме стало легче принять этот удар судьбы, с которым она никак не хотела мириться и ужасно обижалась на папу за то, что он так ее подвел, негодник, со своим инсультом!

«Песни от всей души» тоже участвовали в реабилитации: мама с папой усаживались и проживали вместе каждую песню, были особенно пронзительные передачи, такие, например, как о Николае Сличенко, и тогда у папы пошли какие-то феноменальные результаты, он проходил свои пять-десять метров как-то чуть бодрее, что-то там мурлыкал себе под нос, благодаря воздействию на эмоциональную память папа все больше и больше включался в жизнь».

Светлана Чуданова, Санкт-Петербург

Хором: «Что ж ты бродишь всю ночь одиноко. Что ж ты девушкам спать не даешь».
Логопед: «По-моему, отлично мы с вами спелись, как считаете?»
Пациент: «По-моему, отлично, только непонятно».
Логопед: «Что непонятно, Николай Иванович?»
Пациент: «Любите ли вы меня…»
Логопед: «Люблю».

Список использованных материалов:

  1. Алиса Апрелева «Музыкант как волонтер»
  2. «Живые внутри» https://www.youtube.com/watch?v=x9IHUPamCB4
  3. Материалы тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор публикации: Татьяна Кузьмина
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131736 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131736 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131736человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X