Спасательный круг Паломы
«Элегантность ежика» — фильм, поставленный по книге с таким же названием, написанной французской писательницей Мюриель Барбери. Элегантность? У ежика? Сюжет фильма выстроен вокруг двух разных по возрасту, внешности и социальному положению «людей-ежиков»...
Осторожно, спойлеры! Будьте внимательны, в статье раскрывается сюжет фильма.
Бывают названия, которые цепляют сразу, а есть те, которые в своей парадоксальной сути вызывают вопросы и заставляют задуматься, какое содержание может скрываться под на первый взгляд абсурдным, противоречивым заголовком.
«Элегантность ежика» — фильм, поставленный по книге с таким же названием, написанной французской писательницей Мюриель Барбери.
Элегантность? У ежика?
Сюжет фильма выстроен вокруг двух разных по возрасту, внешности и социальному положению «людей-ежиков».
Палома — не по годам умная 12-летняя девочка из богатой семьи. С первых минут фильма она шокирует зрителей намерением покончить с собой в день своего 13-летия. Жизнь кажется ей абсурдной и глупой, люди — редкостными тупицами и моральными уродами. Ей совсем не хочется проявлять свои таланты, Палома старается уединиться, спрятаться, чтобы ее никто не трогал.
Она одинока в кругу семьи, в которой каждый существует сам по себе — отсутствующий, занятый своими мыслями и газетами отец, сестра, которая навязчиво любуется своим отражением, и мать, годами посещающая психоаналитика.
Палома стремится чувствовать свою целостность, ее коробят фальшь в словах, поступках, чувствах близких людей. Как сердится Палома на мать, когда та, с нежностью ухаживая за цветами, часами ласково разговаривает с ними. И как фальшиво заботливо звучит материнский голос при обращении к дочери. Девочку ужасает тот факт, что, возможно, ей предопределена судьба ее матери или сестры.
Девочка серьезно готовится к самоубийству. У нее продуман план действий, и каждый месяц на протяжении года она берет по таблетке снотворного из коробки в маминой спальне. И все же она иногда сомневается. А может, все-таки есть что-то, что придает ценность жизни, а она не успеет узнать это важное, не успеет это почувствовать…
Рене. Она работает консьержкой в доме, где живет семья Паломы. Женщина внешне неказиста, неуклюжа, иногда ворчлива. Рене очень старается соответствовать образу консьержки, скрывая свою любовь к чтению, увлечение трудами философов, классической музыкой, хорошими фильмами. Кому придет в голову такая нелепица — консьержка, читающая труды Маркса, Фейербаха? Привратницы такое не читают.
Рене просто не вписывается в представление общества о консьержке. Она давно смирилась с этим и даже находит забавным жить среди других людей, не выдавая себя, не пуская никого ни в тайники своей души, ни в секретную комнату, где она остается наедине с книгами и фильмами. Для всех она остается привратницей — той, кто сторожит вход, разделяющий два разных мира — внешний и внутренний.
Ежиками не рождаются — ежиками становятся
О ней проницательная Палома говорит: «В ней есть элегантность ежика: снаружи сплошные колючки, не подступиться, но внутри… что-то подсказывает мне, что внутри ее отличает та же изысканная простота, какая присуща ежикам, зверькам апатичным — но только с виду, никого к себе не подпускающим и очень-очень славным».
Одиночество — вот что выбирают «люди-ежики». Они не вписываются в окружающую среду, как бы ни старались к ней внешне адаптироваться. Они боятся насмешек и недоуменных взглядов. Такие люди открываются не всем и часто выбирают путь человека-невидимки, желая избежать боли непонимания.
И Рене, и Палома рождены с желанием поиска сути жизни, с особой чуткостью к красоте звуков, смыслов. Таких людей в мире немного, всего 5 %, и только при особых условиях жизни они раскрывают этот дар в полной мере. Именно им труднее всего — они пытаются постигнуть внутреннее и внешнее, сущность в себе и мир вокруг себя. «Сходят с ума» от невозможности понять, в чем смысл всего? Что значит жизнь?
Вот и юная Палома готова расстаться с жизнью, ведь она не находит ответов на вопросы: «Где мое место, где мой настоящий дом? Зачем так жить?» Ей хочется чего-то большего, что даст ощущение жизни, ощущение доверия к миру и к другим людям.
Консьержка Рене покорилась судьбе, спрятавшись за дверь привратницкой, а девочка не видит будущего — она нуждается в чувстве глубокого объединения, познания себя и другого.
Возможно ли познать мир другого человека?
Нужно услышать этот мир, прочесть его по глазам, движениям, запахам другого человека. С миром Рене и Паломы сумел подружиться новый жилец — японец Кокюро.
Богатый японец, бедная консьержка, 12-летняя девочка. Такие разные, они почувствовали необходимость друг в друге. Кокюро умеет завоевывать доверие благодаря таким своим качествам, как чуткость, уважительность, внимательность. Палома — как «лакмусовая бумажка», Рене — «драгоценная шкатулка», чей внутренний мир богат, интересен и просто спасителен для девочки и японца.
Их объединили взаимопонимание, любовь к чтению и утонченной красоте, той самой элегантности, которая присуща каждому из них. Они нашли друг друга и испытали счастье, свободу, благодарность, разделяя слова и чувства друг друга.
Ежность — нежность
На смену ощущениям уязвимости, беспомощности, погруженности в себя, зажатости и скованности эмоций приходит новое чувство — нежность. Нежность, как ласковая искренность. Теплое, бархатное, бережное чувство открытости другому. Душевное состояние, в котором мы способны перенести внимание с собственных переживаний на состояние другого человека. Мы не перестаем быть уязвимыми, но теперь достаточно сил, чтобы довериться близким по духу людям.
И тогда, когда в жизни Рене, Паломы и Кокюро засияло нечто прекрасное, смерть, к которой так отчаянно стремилась Палома в начале фильма, все-таки пришла.
Погибает Рене. Она бросается на помощь бродяжке Жежену, танцующему на дороге, и не замечает фургон, который сбивает ее, когда она сохраняет жизнь мужчине.
Смерть консьержки изменила судьбу девочки, Палома испытала настоящую душевную боль. Она почувствовала абсурдность решения покончить с собой, свое высокомерие по отношению к смерти, свою черствость, причиняющую боль и ей самой, и родителям, которые любили ее как умели.
Смерть Рене Палома приняла как часть жизни, частью ее жизни стала сама консьержка. Девочка постигла это не умом, а сердцем. В один момент она открыла дверь во внешний мир, открыла свою привратницкую, чтобы полюбить жизнь такой, какая она есть, и людей такими, какие они есть. Палома плакала. Но плакала она не о себе, а о другом человеке.
Фильм погружает в раздумья, которые у каждого будут о своем. В том числе и о детях, о семье, о социальном неравенстве. Об одиночестве и непонимании друг друга. О растущем количестве самоубийств, о молодых людях, желающих убить не только себя, но и погубить других, абсолютно ни в чем не повинных людей.
Главное, что эти мысли и переживания после просмотра, безусловно, помогут понять: человек сможет полюбить жизнь, когда полюбит других людей.