Валькирия революции. Александра Коллонтай
На международной конференции в 1910 году вместе с Кларой Цеткин Коллонтай добивается решения праздновать 8 марта как День солидарности всех женщин в борьбе за свои права. В России этот праздник начали отмечать с 1913 года.
На международной конференции в 1910 году вместе с Кларой Цеткин Коллонтай добивается решения праздновать 8 марта как День солидарности всех женщин в борьбе за свои права. В России этот праздник начали отмечать с 1913 года.
Александра Михайловна Коллонтай — имя этой женщины овеяно мифами, вымыслами, легендами. Её называли Валькирией революции, хотя она не носилась по фронтам Гражданской войны, не принимала участия в Красном терроре, не занималась продразверсткой и коллективизацией, как это делали её современницы-революционерки.
Роль Александры Михайловны в создании государства нового образца нельзя рассматривать без эпитета «первая». Первая в России женщина-министр, первая в мире женщина-дипломат, первая русская женщина-социолог. Исследования по вопросам материнства и детства, которыми она занималась более 100 лет назад, актуальны по сей день. Создательница первого в истории руководящего органа коммунистических женщин — Женотдела ЦК РКП(б).
По её инициативе Женотделы стали создаваться во всех союзных и автономных республиках и просуществовали целое десятилетие — до 1929 года. Их задачей было оказание помощи больным и раненым красноармейцам, а после Гражданской войны — борьба с голодом, разрухой, организация пунктов общественного питания, детских домов и интернатов. На них возлагался ещё целый ряд дополнительных функций, менявший жизнь советских женщин.
Существуют данные, что Женотделы в центре и на местах сталкивались с активной оппозицией, открытой враждебностью и даже агрессией. Их сотрудницы нередко становились жертвами проповедников заскорузлых домостроевских отношений, упрочившихся в своих многовековых анальных традициях. Иногда физической расправе, насилию и убийствам подвергалось в разных частях страны более 200 делегаток в год.
Александра Михайловна, как и подобает человеку с уретральным вектором, всегда шла непредсказуемым путем, легко меняя направления, ведущие к цели, а определены они были за много лет до начала революции. Самостоятельно выбирая своё будущее, она не стала покорной дочерью и хорошей — в общепринятом среди дворян понимании — женой. Ей, полиморфу с уретрой и звуком, было душно в кругу семейных отношений, где жена занимается хозяйством и воспитанием детей.
Однажды, не выдержав этого домашнего вакуума, вдохновлённая марксистскими книжками, она порывает с мужем, оставляет на попечение родителей сына и уезжает в Швейцарию: кто знает, может быть, услышав зов будущей революции, где будут определены интересы женской части стаи, интересы будущих, пока ещё не рождённых детей-сирот, а позднее интересы и государства, которые она станет представлять, отстаивать, за которые будет бороться.
Такой тип уретральной женщины мог появиться только в России, причём в нужное время — накануне Октября. Вообще, в подготовительном процессе, самом перевороте и Гражданской войне участвовало много женщин. Первыми за дело взялись «женщины-народовольцы», чья деятельность распространялась сначала на деревни в виде обучения крестьян письму и счёту, а затем и на город — террористическими акциями и покушениями на царя и его окружение.
Александра Коллонтай никогда не была революционеркой «с бомбой и револьвером в ридикюле». Методы борьбы и способы достижения целей существуют разные. Блестяще образованная, Александра Михайловна жаждала внести революционные изменения в улучшение жизни женщин-россиянок бескровным путем.
Её оружием был острый ум и выразительное слово, к которому прислушивались не только на митингах, но и на дипломатических приёмах, где Коллонтай произносила речи на норвежском, шведском, финском, английском, немецком, французском... и русском.
Она умела подчинять своей воле и обаянию всех — солдат и матросов, фабричных работниц и интеллигенцию, премьер-министров и королей, простых рыбаков и самых богатых предпринимателей Европы.
Из врагов и оппонентов она делала соратников и единомышленников, находя их «слабые места» и склоняя на свою сторону, а значит, на сторону Советского Союза. До сих пор не изучены методы, которые использовала Александра Коллонтай в хитроумных сплетениях жёсткой мужской игры под названием «международная дипломатия».
Зато любой мало-мальски состоявшийся историк или даже просто анальный проходимец так и норовит излить ушат грязи и оскорблений на образ этой незаурядной женщины. Ну что же, каждый видит в деяниях и поступках члена Первого Советского Правительства, Наркома А. М. Коллонтай то, что ему ближе, заполняя собственные нехватки.
Конечно, особая уретральная сексуальность Коллонтай привлекала мужчин, готовых идти за ней на край света или пустить пулю в лоб, однако, вокруг её имени больше мифов и сплетен, чем реальных событий. Старались все. Некоторые большевики не разделяли её теории освобождения женщины из-под управления мужчиной, и даже при новой власти не собирались сдавать своих позиций «бабам». Не разбираясь и невнимательно читая её статьи или слушая её выступления о «любви и эросе», они рассматривали Коллонтай как распространителя опасных идей женского разврата. Молодёжь вдохновенно встречала её книги, нередко слишком буквально понимая их содержание.
Во всяком случае, Александре Коллонтай удалось показать всему миру, что настало время и женщине выйти наружу. Пробил час, когда женщину уже не удовлетворяют старые, пещерные формы отношений. Она не способна наполнить себя прежними способами — через семью и детей. У неё возникают новые желания — к обучению, развитию, оргазму, самостоятельному, без помощи родителей, выбору мужчины и образу жизни.
Александра Коллонтай через себя, через собственную раскованную природу почувствовала, уловила эти новые тенденции в обществе, призывая женщин не к сексуальной свободе и разнузданности, как утверждают многие источники, а к свободе выбора. С революцией женщина впервые перестаёт быть собственностью мужчины. Это поведение в более утрированном варианте подхватили кожно-зрительные женщины, быстро адаптировавшиеся на новом советском ландшафте.
Кроме того, Коллонтай была мятежным наркомом и нередко противостояла решениям Политбюро. Так же, как Троцкий, она, наблюдая рост бюрократических тенденций в Правительстве, указывала на это Ленину. Она, как и Лев Давидович, была против начинавшихся репрессий и неоправданных кровопролитий, призывая к дискуссии и разбору ошибок.
Коллонтай как «предательницу» аристократического класса не жаловали белоэмигранты, не гнушаясь печатать в своих западных газетах самые нелепые (порой даже оскорбительные) слухи и сплетни о ней.
В Советской России и в эмигрантских кругах шептались о её нескончаемых романах, разбитых комиссарских сердцах, о её сказочном богатстве и фантастической привлекательности.
Собственно, всё это не главное. Главное — то, что Коллонтай всегда шла наперекор. Наперекор общественной морали, традиционным устоям. Как пловец против течения, она отправлялась наперерез бытующим мнениям, бросалась в бушующее море дискуссий и споров, со всей уретральной страстью отстаивала собственные взгляды, не боясь стать в оппозицию к сильным мира сего.
Принимая канву заданных правил игры, она вышивала по ней свои узоры собственным особым стилем и талантом. В то время как революционерки разрушали старый мир, Коллонтай уже осенью 1917-го включилась в созидательную деятельность. Уретральные вожди ведут стаю в будущее, и уретральные вождицы не желают отставать от них ни на полшага.
Коллонтай мечтала вывести женщину из-под влияния мужа и быта, сделать свободной в выборе профессии, обучения, в общественной работе. В личной жизни она призывала женщин к новым формам отношений, предлагала внести серьёзные изменения в институт брака, упростить процедуру регистрации и развода.
Александра Коллонтай хорошо знала жизнь российских женщин, где баба по своему статусу приравнивалась к домашней скотине, не имела права голоса. Работая за границей и находясь в тесных контактах с лидерами европейских суфражистских и феминистских движений, она знала, как живут женщины-работницы Европы, Америки и могла их быт сравнить с женским бытом в России.
В 1916 году выходит её книга «Общество и материнство» — это первое социологическое исследование, проведённое автором в своей стране, где была самая высокая рождаемость и самая высокая детская смертность. В приведённой Коллонтай «чёрной статистике детской смертности» лидировали не имперские окраины, а центральные губернии России.
В среднем, из тысячи младенцев до года — 350 свезенных на погост. Только один из троих детей доживал до взрослого возраста — такова была объективная и непредвзятая российская статистика. Александра Коллонтай изначально, задолго до Октябрьских событий, определила для себя самую важную задачу, которую можно сформулировать как роль женщины в государстве с её полной социальной реабилитацией. В стране, где около 80% населения не умели читать и писать, а 90% российских женщин были крестьянками, фабричными работницами, служанками и, занимаясь наравне с мужчинами тяжёлым трудом, не получали никакого отпуска по беременности, уходу за детьми или оплату по нетрудоспособности.
На одного врача в сельском округе дореволюционной России приходилось в среднем 6500 человек, на 4000 женщин — одна дипломированная акушерка. В городах, из-за тяжелой работы на заводах и фабриках, вредного производства, отсутствия охраны труда до половины женщин рожали мёртвых детей. Младенцы, которым было суждено появиться на свет, не доживали до одного года. Это мизерная часть статистики, собранной Александрой Коллонтай.
Изучив состояние быта российских женщин, Александра Михайловна за два года нахождения за границей подготовила ряд серьёзных документов, законов, декретов, касающихся женской и детской части населения. Многими из этих законов и постановлений Россия пользуется до сих пор. Таким образом, около 100 лет назад Коллонтай закладывала фундамент будущей советской системы социального обеспечения, просуществовавшей более 70 лет.
Осенью 1917 года, сразу после победы Октябрьской Революции, Александра Михайловна получает от Ленина назначение на пост Народного комиссара общественного призрения, создает Коллегию призрения несовершеннолетних и—год спустя — отдел охраны детства: учёт, контроль, объединение всех детских приютов, благотворительных обществ, детских домов детей беженцев.
Сегодня много говорят о том, что в дореволюционной России из казны и от частных лиц поступали большие средства на благотворительность, строительство школ, больниц, детских приютов, народных читален и музеев. Отчасти это справедливо, но — только отчасти. Под патронажем первых лиц государства оказывались редкие больницы, госпитали и приюты, где царевны или другие знатные дамы, переодевшись в платья сестёр милосердия «оттачивали» состраданием свой зрительный вектор. Полезная затея, однако, не покрывавшая в вопросе призрения нехватки всех нуждающихся на просторах Великой Империи.
Бывшие дореволюционные приюты перестраивались в детские дома, в которых воспитывавшихся детей-сирот обеспечивали одеждой, пищей, медицинским обслуживанием. Помимо обычного обучения, детдомовцы получали профессию в трудовых школах.
Одной из задач, которую ставила Революция, было здоровье нации и демографический рост, полноценное восстановление мышечного населения, изрядно пострадавшего на фронтах Первой мировой и Гражданской войны.
Так, после Октябрьского переворота за подписью А. М. Коллонтай впервые в России появится постановление «Об охране материнства и младенчества» и законодательное закрепление за будущими матерями отпусков по беременности и родам. Заботу о матерях и детях молодое Советское государство отныне должно было считать своей прямой обязанностью. Статистика подпольных абортов и их последствий, делавших женщин инвалидами, впечатлили Социального Наркома — она добивается принятия закона, разрешающего аборты.
Коллонтай, как Ленин и Троцкий, выступает на митингах, однако, у каждого из них своя публика и свои задачи. Александра Михайловна обращается к работницам фабрик и заводов. Элегантная, умная, превосходный оратор, она своими пламенными речами зажигает огонь свободы в сердцах слушательниц, восхищая всех, кто оказывается на митингах.
Идея общественного воспитания воплощается Александрой Коллонтай и Львом Троцким в системе яслей и детских садов. Проявление заботы о своей стае – вот что, согласовываясь со своей природой, перенимает у уретрального вождя уретральная самка.
А. М. Коллонтай, идя по жизни неизведанными тропами, во всем оказывалась первой: сначала первой в истории женщиной-министром социальной сферы, затем первой женщиной-послом, тонко и умно проводившим идеи Советского Союза. Под неё впервые перекраивается церемониал приёма при дворах королей Норвегии и Швеции, а очаровательный посол тем временем добивается признания молодой Страны Советов и успешно ведёт дипломатические игры с теми, от кого завит насыщение советского рынка, разрушенного и ещё только восстанавливаемого.
Хорошо развитые свойства кожного вектора «подсказывают» Александре Михайловне удачные комбинации в вопросах международной торговли с капиталистическими странами. Нестандартное уретральное мышление решает ребусы с выведением из войны фашистских дивизий и северных стран-союзниц. К её заслугам можно причислить и подписание перемирия между СССР и Финляндией. К тому времени Александре Коллонтай исполнилось 70 лет, и передвигаться она могла только в инвалидной коляске.
Любая историческая личность похожа на айсберг. Коллонтай — не исключение. О ней много написано, но на самом деле её мало кто знает, ведь до сих пор недоступны её архивы, похищенные из Советского посольства во время её кратковременного отсутствия. Её книги и работы не переиздавались.
Псевдогласность выявила самые низменные качества тех людей, что в мутном калейдоскопе собственного негатива разглядывают мир в прошлом и настоящем, ругая всех и вся вокруг, забывая при этом, что множество благ, всё ещё сохранившихся после перестройки, создавались и завоёвывались людьми, делавшими революцию.
Сегодняшние грамотеи упускают из виду, что в массе своей их деды и прадеды были неграмотными, а положение и состояние здоровья их бабушек и прабабушек было просто ужасающим. В том, что эти критиканы живы, — прямая заслуга Александры Коллонтай, добившейся бесплатного медицинского обслуживания и бесплатного среднего образования.
Современная свободная, социально активная женщина России — это тоже плод творения Александры Михайловны. Звезда Александры Коллонтай не закатилась, её свет ощущается в повседневной российской жизни. Мало кто из женщин сделал столько для своей страны и своего народа, сколько сделала эта хрупкая, но такая сильная, умная, красивая и очень талантливая женщина.
Удивительное дело, именами уретральных людей называют звезды. Есть малые планеты Vladvysotckiy, Gagarin и Kollontai. И если звезды называют их именами, значит, это кому-нибудь нужно.
Поразительная женщина! Столько всего она сделала! Ее именем не зря названа звезда!
Почему-то при чтении статьи на ум несколько раз приходило некрасовское - "есть женщины в русских селеньях..."
И таки есть!
И не только в селеньях, но во всей нашей стране!
Трудно себе представить, чем бы закончилась революция, и каковые бы последствия наступили, если бы не такие женщины - прирожденные вожди.
Также вспомнилась еще одна замечательная женщина-политик - Министр культуры Екатерина Фурцева...
Если женщина красива и на виду,то злословие гарантировано.Спасибо,товарищ Коллонтай,за праздник 8 марта и поднимем бокалы с шампанским за нас,красивых женщин!Спасибо автору за статью.
Очень большое спасибо, было интересно читать. Отдельное спасибо за слог, которым написана статья