Виктор Пелевин. Загадка и разгадка культового писателя
Существует ли на самом деле реальный писатель Виктор Пелевин? Предположение, что книги под авторством Пелевина пишет суперкомпьютер, вполне в духе его произведений. Но никакая машина, а только человек способен подняться над реальностью всей мощью абстрактных смыслов.
Человек, даже очень хороший, всегда слаб, если он один. Он нуждается… в чем-то таком, что сделает его существование осмысленным.
Пласты смыслов, слои реальностей
Виктора Пелевина называют самым влиятельным интеллектуалом России. Его романы поражают воображение необычными смыслами. Написанные Виктором Пелевиным книги уникальны, аналогов нет. Поэтому и самого писателя не с кем сравнивать. Он такой, какой он есть, и он – единственный в своем роде.
В произведениях Виктора Пелевина удивительным образом переплетаются, взаимно проникая друг в друга, несколько пластов реальности. Одна из этих реальностей очень похожа на нашу – здесь описаны сцены из обычной повседневной жизни, порой слышится развязный слэнг братков, проступают щемяще узнаваемые моменты существования в постсоветской России, а также упоминания известных людей. Но искусно сплетенное автором повествование быстро достигает некой «точки выхода» – и постепенно или внезапно знакомый мир начинает преображаться и деформироваться самым удивительным образом.
Кто прячется за темными очками?
Его произведения постоянно переиздаются и оценены множеством литературных наград и премий. Но при этом писатель не встречается с читателями, прячется от публики, ненавидит давать интервью, не любит фотографироваться и часто носит темные очки… Редкие интервью он дает по телефону.
Такое парадоксальное, на первый взгляд, поведение порождает дискуссии о том, а существует ли на самом деле реальный писатель Виктор Пелевин? Предположение, что книги под авторством Пелевина пишет суперкомпьютер, вполне в духе его произведений. Но никакая машина, а только человек способен подняться над реальностью всей мощью абстрактных смыслов.
Так что же это за явление: культовый писатель Виктор Пелевин? Восторженные поклонники считают его чуть ли не сверхчеловеком. Недоброжелатели критикуют: напустил тумана, интересничает. И те и другие в попытке открыть феномен этого самобытного писателя занимаются гаданиями. И только Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ювелирно точный ответ на вопрос о гении писателя-звуковика Виктора Пелевина.
Писатель и его звуковые миры
Звуковиками в системно-векторной психологии называют людей, обладающих звуковым вектором. Вектор – это набор врожденных психических свойств и желаний человека, определяющий черты личности, поведение и часто – жизненный сценарий. Всего векторов восемь. При этом семь векторов вполне могут быть счастливы на уровне осуществления земных, вполне материальных желаний, и только желания в звуковом векторе носят абстрактный характер.
В своих повестях и романах Виктор Пелевин создает удивительные звуковые миры, полные необыкновенных аллегорий и абстрактных фантазий. И все это – в попытках осмыслить мир вокруг, ведь наша реальность всегда является точкой отсчета в звуковых поисках писателя. Такие творческие попытки звукового осмысления мира порой принимают причудливые формы, которые завораживают воображение читателя. Сверхэффект достигается тогда, когда романы звуковика читают такие же звуковики. Равные свойства психики позволяют одному транслировать смыслы, а другим воспринимать их без каких-либо помех и недопонимания.
Рассмотрим с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, какие особенности звукового вектора присутствуют у писателя и его героев, цитируя его интервью и произведения.
Поиск смысла жизни
Понимание происходящего вовсе не означает, что у него есть смысл.
«Кто я? Откуда я пришёл? Куда я иду? В чём смысл жизни?» – вот главные вопросы звуковика, которые он может начать задавать уже с шести лет. А бывает и так, что вопросы эти остаются невысказанными, неосознанными, но тем не менее из глубин бессознательного продолжают мучить своей неразрешенностью. Это то самое состояние, когда внешне вроде бы все хорошо, а счастья нет: люди вокруг кажутся серыми неинтересными глупцами, а жизнь – пустой и бессмысленной…
Поэтому часто в поисках смысла звуковики путешествуют по дорогам Непала, изучают философию и эзотерику. Не минул этот путь и писателя Пелевина, проявившись в изучении книг американского писателя и мистика Карлоса Кастанеды (есть сведения, что Пелевин как редактор подготовил трёхтомник Кастанеды), интересе к философии (что проявляется в общей эрудиции писателя в философских вопросах), увлечении буддизмом (буддистские мотивы присутствуют в его романе «Чапаев и пустота» и других произведениях).
Конечно, на этом писатель не останавливается. Напряженные поиски смысла продолжаются – в каждом новом произведении писатель внимательно рассматривает нашу жизнь под новым углом. И всегда открывает что-то интересное.
Ночная жизнь
Пелевин опоздал на полтора часа. Извинялся агрессивно: «Я спал. Проснулся. А уже шесть часов — и надо куда-то ехать. Куда ехать? Меня можно, конечно, прижать к стенке, но дело в том, что стенка сразу исчезнет».
Ночью размышляет и пишет, днем спит? Обычный режим жизни звуковика. Во времена древней человеческой стаи видовая роль человека со звуковым вектором – ночной охранник стаи. Ночь, тишина и одиночество… Все спят, и только он один сосредоточенно вслушивается в звуки ночной саванны: не крадется ли леопард?
Минули тысячелетия, мы давно живем в больших городах, и вокруг не бродят дикие звери… Но видовая роль звуковика та же – сосредоточение. Сегодня это сосредоточение на познании самого себя и других людей. Механизм такого сосредоточения очень точно объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Но, как и в доисторические времена, лучше всего звуковику думается ночью. И проблемы со сном – это в большинстве случаев «звуковые» проблемы. Если желания звукового вектора не наполняются, человек может либо спать по шестнадцать часов в сутки, либо страдать бессонницей…
Виктор Пелевин в одном из интервью заметил: «Для меня все районы спальные…» Он не может представить себе жизнь, в которой надо было бы вставать и куда-то ходить по утрам.
Человек-невидимка
Пелевин известен тем, что не входит в «литературную тусовку». Он не появляется на публике и предпочитает общение в Интернете. Надо сказать, что для любого звуковика в наши дни основная часть жизни происходит во всемирной паутине – добавочной звуко-зрительной реальности Интернет. Звуковики не любят живое общение и, как никто другой, нуждаются в тишине и уединении.
Однако звуковикам свойствен эгоцентризм – и в этом таится большая опасность. Сосредоточение исключительно на себе самом, противопоставление себя этому бессмысленному миру – это тупиковый путь, ведущий к одиночеству, депрессии и суицидальным мыслям. Напротив, сосредоточение на других людях, на человечестве – высший пилотаж для звуковика, открывающий главные смыслы. Виктору Пелевину это удается.
Фокусник слов и смыслов
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Виктор Пелевин не просто пишет. Он ловко и неподражаемо жонглирует словами, выдает новые рекламные слоганы, смакует парадоксы. Язык его романов особым образом сочетает в себе современную разговорную речь и слэнговые словечки со сложными текстами, повествующими о смыслах. В его романах часто употребляются слова и фразы на английском, который он знает в совершенстве. Свободное владение словом и любовь к изучению языков – еще один талант в копилку свойств звуковика.
Тело, которое мешает
Ни один человек в мире не может быть счастливее собственного тела... Но можно быть значительно несчастнее своего тела — и это уникальное человеческое ноу-хау.
Человек – часть живого мира. И над нами такую же власть имеет природное стремление сохранить себя и продолжить себя во времени. Это относится ко всем людям, кроме обладателей звукового вектора. Только они в своих ощущениях разделяют тело и дух. Для звуковика дух, сознание, ум – первично, важно, существенно. Это нечто намного большее, чем просто бренное тело, которое для него зачастую иллюзорно, также как и внешний физический мир. В не самых лучших состояниях звуковик начинает ненавидеть свое тело: мощь абстрактного интеллекта увлекает его ввысь, к абстрактным смыслам, а бренное тело удерживает на земле, ведь его надо кормить, одевать и иногда выгуливать… Порой для звуковика тело как клетка, которая не дает сознанию развернуться во всю интеллектуальную мощь.
Именно поэтому главные герои романов Виктора Пелевина не озабочены интересами своего тела – питаются кое-как, а часто вообще забывают поесть, не занимаются спортом, не являются поклонниками здорового образа жизни. Напротив, могут уйти в тяжелый запой или даже наесться мухоморов, не думая о последствиях для здоровья...
Депрессия
Татарский окончательно понял, что в душу заползла депрессия…
Звуковая депрессия, когда жизнь не мила и нет в ней ни капли смысла, знакома почти любому звуковику. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что в современных условиях звуковой вектор находится в тяжелом положении: философия, религия, точные науки, музыка – все то, что наполняло еще не так давно желания звукового вектора, сегодня уже не дает ответов на звуковые вопросы, а новые смыслы для большинства пока не найдены. Не ведающие ничего о новейших открытиях в системно-векторной психологии, герои Пелевина время от времени погружаются в тоску и депрессивные состояния, симптомы которых автору знакомы не понаслышке…
«Зачем надо было эту дрянь есть?» – подумал он с тоской. Наркотики
Я довольно часто пишу о наркотиках… они, к сожалению, стали важным элементом культуры.
Масштабность фантазии писателя потрясает. И заставляет всерьез задуматься о ее источниках: а может, он потихоньку ест мухоморы или глотает кислотные марки – те самые, о которых пишет в своих произведениях? Однако сам Пелевин неоднократно подчёркивает: несмотря на то, что его герои принимают наркотики, сам он наркоманом не является, хотя в молодости и экспериментировал с расширяющими сознание веществами.
Однако прием различных веществ был и остается важной частью повествования в произведениях писателя. Почему? И снова исчерпывающий ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Дело в том, что настоящими наркоманами становятся именно звуковики. Не находя смысла в обычной повседневности, они всеми силами стремятся расширить границы своего мира.
В ход идут разные способы изменения сознания – религия, философия, эзотерика, медитации и самый опасный – наркотики. Могут ли наркотики ответить на главные вопросы жизни и смерти? Судя по описанию переживаний одного из героев Пелевина после принятия кислотной марки, нет.
«Когда Татарский пришел в себя, единственное, чего ему хотелось, – это чтобы только что испытанное переживание, для описания которого у него не было никаких слов, а только темный ужас, больше никогда с ним не повторялось. Ради этого он был готов на все».
Письменное слово. Узоры смыслов
Внутри меня постоянно плетется какая-то паутина, но невозможно предугадать, даст ли она в итоге нужный узор.
Писательский талант – один из основных талантов анального звуковика. Очень важно не только сосредоточиться, но и записать результаты своих размышлений письменным словом. Писательство может отчасти наполнить звуковые желания и подарить обладателю звукового вектора чувство удовлетворения от жизни.
Виктор Пелевин не сразу нашел свою стезю. Сначала он поступил в Московский энергетический институт и окончил его. И только через десять лет после окончания школы поступил в Литературный институт, из которого его отчислили. Но это уже не могло изменить его судьбу: настоящему писателю не нужен поводырь. Необходимо только умение чутко сосредоточиться на познании мира вокруг, причинно-следственных связей событий, услышать биение сердца и музыку человеческой души и описать это словом.
Романы Виктора Пелевина – материальный результат работы его абстрактного интеллекта. Можно утверждать, что больше всего его наполняет именно письменное творчество – это преобразование его внутреннего мира в осязаемые другими мыслеформы. Это и есть для звуковика выход наружу.
Сегодня системно-векторная психология Юрия Бурлана помогла нам погрузиться во внутренний мир гения Виктора Пелевина. Но не все знают, что новейшие открытия в психологии позволяют не только гораздо глубже понять любимого писателя, актера, музыканта или художника, но также узнать много интересного о самих себе.
Буддизм, медитации, путешествия, философские и эзотерические учения – сколько всего перепробовано, а достойного смысла жизни так и не найдено… Да и любимые романы гениального Виктора Пелевина наполняют ненадолго: внутренние вопросы продолжают требовать звуковых ответов. Ведь творчество любого писателя не может дать звуковику смысл жизни, пока он просто читатель.
Виктор Пелевин сумел найти и раскрыть свой звуковой талант, реализовать его на полную катушку. Но в каждом из нас прячется свой гений, который ждет, когда его раскроют! Познать самого себя, открыть свои уникальные способности помогает тренинг по системно-векторной психологии. Тогда жизнь наша не останется «лишь зыбкой рябью сознания», а вполне возможно, подарит миру еще одного гения.
Записывайтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана прямо сейчас!
Я открыл для себя Пелевена через его роман * Чапаев и пустота* это было нечто. Теперь , через системно-векторную психологию этот писатель воспринимается совсем по-другому и тайна, которой он являлся тогда, раскрыта. Но всегда интересно читать этого писателя и я думаю, что он является одним из лучших писателей современной России
Плетутся узоры теней из потайных углов души....выползая в мир ночных тунелей. СВП отбросило свет в тьму. Благодарю за знание Ю.Б и команду.
Елена, спасибо за статью об одном из моих любимых авторов ! Помню, Вавилен Татарский, совершил революцию в моей голове когда я училась в 11 классе )))))) Удивлялась, как Пелевин так точно описывает состояния, которые казались мне знакомы. И как он так абстрактно мыслит ))) Много лет спустя, получила ответы от СВП :)
Точно! И в моей голове Виктор Пелевин и его Вавилен Татарский живут уже много-много лет :) Осели на постоянное место жительства :)
с большим интересом прочла статью о любимом писателе. Всегда завораживали его сюжеты,неожиданные повороты, смыслы. Его произведения еще долго оставались в памяти, заставляли думать,удивляться. такой подарок получили все мы именно в день рождения писателя! Спасибо большое за статью и возможность понять ибьяснить его феномен!