Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Вирус харакири в Японии. Причины и возможности излечения

Обряд харакири возник в средневековой Японии. Дословно «харакири» переводится как «резать живот». Человек сам вскрывал себе мечом живот, нанося смертельную рану и переживая сильнейшие боли и мучения. Это было ритуальное самоубийство, закрепленное официально как почетная смерть, которое практиковалось среди высшего сословия Японии – самураев. Вид пассивного протеста против любой несправедливости.

Япония – страна, известная своей самобытностью. Европеец, попадая сюда, отмечает, как сильно отличаются японцы даже от своих азиатских соседей, не то что от жителей европейского континента. Бурное развитие технологий, технический прогресс, значительные достижения в медицине, социальная защищенность соседствуют здесь с крайней степенью эмоциональной закрытости, сексуальной распущенностью (на взгляд европейца, не привыкшего к такой свободе распространения порнографии) и абсолютным пренебрежением к ценности жизни. Суицид в Японии представляет из себя национальную проблему, на профилактику которой тратятся огромные средства.

В 2006 году Япония заняла 9-е место в мире по уровню самоубийств, 71% которых был совершен мужчинами в возрасте от 20 до 44 лет. Рост числа покончивших счеты с жизнью продолжается. В 2009 году он составил более 30 тысяч человек, то есть 26 человек на 100 тысяч населения. Это означало, что суицид здесь совершается каждые 15 минут. В этом смысле Япония значительно выделяется на фоне других развитых государств.

В чем причина такого положения дел? Что заставляет молодых и работоспособных людей уходить из жизни при таком высоком уровне жизни? Японское полицейское агентство называет основными причинами роста числа самоубийств потерю работы, депрессию, давление общества, а также находит дополнительно еще 50 мотивов. Причем в каждом конкретном случае указывается до двух-трех причин ухода из жизни.

Многие считают, что причина кроется в традициях японского народа, который испокон веков считает самоубийство самым почетным и славным способом решения проблем. Об этом говорят и средневековый обряд харакири (или сэппуку), и появление во времена Второй мировой войны японских летчиков-камикадзе, которые намеренно жертвовали своей жизнью с целью нанести наибольший урон врагу, и банзай-атаки японской армии в той же войне, которые не вели к победе и фактически превращались в массовые суицидальные акты, имевшие целью лишь показать, что дух армии не сломлен. Откуда взялись эти традиции?

Суть харакири – ритуальное самоубийство

Обряд харакири возник в средневековой Японии. Дословно «харакири» переводится как «резать живот». Человек сам вскрывал себе мечом живот, нанося смертельную рану и переживая сильнейшие боли и мучения. Это было ритуальное самоубийство, закрепленное официально как почетная смерть, которое практиковалось среди высшего сословия Японии – самураев. Вид пассивного протеста против любой несправедливости.

Например, когда воин испытал поражение, он таким образом должен был сохранить свою честь. Или вследствие того, что не мог применить свои профессиональные воинские навыки в составе феодального войска (прямо как современный японец при потере работы-реализации – не правда ли, похожая реакция на ситуацию?). Самый яркий пример воинской доблести показал Масасигэ Кусуноки, который совершил сэппуку вместе с 60 преданными друзьями после проигранного ими сражения. До сих пор это считается самым благородным актом в японской истории, демонстрирующим верность долгу и чистоту намерений.

вирус харакири

Харакири совершалось не от отчаяния, а скорее напоминало жертву во имя какой-то идеи, а в целом, было выходом из любой затруднительной ситуации, в которую попадал самурай. Иногда доходило до того, что два самурая, просто поспорив, вскрывали себе животы. Как легко они расставались с жизнью!

Когда общественный строй Японии стал ориентироваться на европейский уклад жизни, харакири было официально отменено, однако не ушло из быта японцев совсем. Его отголоски проявляются и в современной Японии, хотя никто уже не вскрывает себе живот, теперь уходят из жизни более современными способами.

Особенно влияние прошлого ощущается, когда кончают жизнь самоубийством видные лица государства (дипломаты, министры, писатели), каждый факт суицида которых сопровождается скрытым одобрением нации и тянет за собой шлейф славы и величия.

Почему в Японии это так, в то время как в европейских странах самоубийство считается тяжким грехом? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает ответить на этот вопрос, исходя из понятия «менталитет народа».

Менталитет Японии

Географическое положение Японского государства уникально вследствие изолированности островов, на которых оно расположено. Поэтому в течение достаточно длительного периода своей истории все внимание японского общества было сконцентрировано на внутренних проблемах, а не на развитии связей с другими государствами. В истории Японии даже существовал период (с 1641 по 1853 год), когда значительную роль играла политика самоизоляции – Сакоку, что переводится как «страна на замке». В то время под страхом смертной казни японцам не разрешалось строить корабли для длительных плаваний, выезжать из страны и иметь торговые отношения с соседями.

Невозможно было и осуществлять экспансию, так как Японию всегда окружали сильные соседи с многовековой древней историей и сильной государственностью (в современном виде это Китай, Корея), а на севере климат был не столь благоприятный, как на Японских островах. Поэтому социально-экономические условия этой страны развивались практически независимо от того, что происходило на азиатском континенте. Все это наложило особый отпечаток на формирование менталитета Японии.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, весь объем человеческого психического делится на восемь векторов – восемь групп желаний и свойств. Нижние вектора – кожный, анальный, уретральный и мышечный – способствуют выживанию человека в материальном мире. Они же формируют и менталитеты стран.

Менталитет Японии такой же, как и в развитых европейских странах – кожный, но имеющий свои отличия. Кожный менталитет складывается в странах с небольшой территорией, имеющих четкие, почти физически ощущаемые границы. Именно такова ситуация в Европе, где население вынуждено интенсифицировать свой труд, думать о наибольшей эффективности своих действий, чтобы выжать максимально всё из небольшого клочка земли, отведенного им историческим процессом. Однако в Европе существовали хорошие дороги, что способствовало развитию свойств кожи наружу – в торговле, в реализации желания кожного человека к перемещению и новизне.

вирус харакири

Япония же, ограниченная со всех сторон водой, не развивала кожные свойства своего менталитета наружу, а только внутрь, что привело к таким явлениям, как крайний аскетизм, минимализм во всем, гиперэкономия времени и пространства, появлению кодекса социальных норм и ограничений «гири», который призывал к сдержанности эмоций, движений.

Формированию культа и даже мании самоубийств способствовала особая составляющая японского менталитета – надстройка, которая определялась состоянием звуковой меры этой страны.

Изолированный звук

Есть мнение, что обряд харакири появился под влиянием догм дзен-буддизма. В концепции этого учения душа человека располагалась не в сердце и не в голове, а именно в животе. В японском языке один иероглиф обозначает и «живот», и «душа», и «тайные мысли», и «намерения». Поэтому обряд сэппуку якобы был призван «выпустить душу наружу», показать чистоту своих намерений, доказать свою внутреннюю правоту. Таким образом, харакири считалось «крайним оправданием себя перед небом и людьми», то есть больше относилось к духовному действию.

Кроме того, дзен-буддизм говорил о бренности преходящей земной жизни, отсюда такое пренебрежение к ней. В среде военно-феодального сословия бусидаже существовал культ смерти, навеянный учением дзен. И все же причина не в том. Это, скорее, следствие, адаптация учения под свои потребности. Ведь в других странах, где распространен буддизм, он не стал причиной распространения вируса суицида.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что главным желанием человека со звуковым вектором являются духовные категории – познание себя и смысла жизни. Физический мир его не волнует. И если он не получает ответа на свои главные вопросы: «Кто Я? Зачем Я?», то его душа болит, что проявляется в депрессивных состояниях, и просит освобождения от оков бренного тела, что создает склонность к суициду.

Существование обряда харакири и нынешних суицидальных проблем говорит о ненаполненном, больном состоянии звуковой меры японского общества, каковы бы ни были рационализации причин самоубийств. Это действительно попытка души освободиться от проблем этого мира, потому что проблемы духовного поиска не решаются.

Без сомнения, в Японии ценности звукового вектора являются основополагающими, а духовные устремления очень сильны, что так притягивает к ней звуковых любителей поиска смысла жизни. Это снова связано с особыми географическими условиями. Как хрупка и зависима от природных сил жизнь японца на протяжении веков! Землетрясения, извержения вулканов, цунами – обычные явления для Японского архипелага – заставляют его жителей задуматься о бренности бытия, о жизни и смерти, направить свое внимание на мир метафизический, духовный.

Отсюда и множество обрядов и явлений, отражающих духовный поиск японского народа. Это и любование цветами сакуры в попытке почувствовать мироздание, и обряд харакири, который демонстрирует приоритет силы духа над земной жизнью, и особые японские стихи хокку, по кожно-звуковому кратко передающие абстрактные смыслы.

вирус харакири

И тем не менее, сформированный в результате изоляции этот звуковой поиск не выходит наружу (такова японская ментальность), ограничиваясь поисками внутри себя. Но внутри ответов нет. И это ввергает звуковую меру сначала в депрессию, а затем и в суицид. Об этом и говорят многочисленные проявления звукового неблагополучия Японии, начиная от поголовной виртуальной игромании и заканчивая полной асексуальностью японского общества, которая является следствием полной сексуальной вседозволенности и становится уже реальной угрозой для демографии страны.

Самоубийство – это не выход

И все же не зря в большинстве традиций суицид считается страшным грехом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что самоубийца полностью стирает свой след в психическом, уничтожая навсегда свою душу, а вместе с ней и весь свой вклад в развитие человеческого вида. С точки зрения природы это является самым большим грехом. Ведь ценность каждой отдельно взятой человеческой жизни определяется тем, насколько человек способствовал выживанию целого.

Пока звуковая мера болеет на уровне нации, человечества, природа болеет вместе с ней, отвечая катаклизмами, которых становится все больше, что жители Японских островов ощущают на себе самым явным образом.

Способность выйти за рамки индивидуального развития, почувствовать себя частью целого, понять это целое, как самого себя – вот что излечивает звукового человека вне зависимости от места его проживания. Это могло бы стать реальным решением проблемы суицидов не только в Японии, но и во всем мире. Для этого и существует системно-векторная психология – наука о душе человека, позволяющая глубоко познавать себя и окружающих людей, наполнять звуковые желания поиска смысла жизни.

Если вам интересно узнать все о себе и о мире, записывайтесь на бесплатные вводные онлайн-лекции Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь: www.yburlan.ru/training/registration-zvuk

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 131483 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

19 декабря

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 131483 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
19 декабря

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 131483человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 3
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Татьяна Сосновская 12 августа 2016 в 13:08

Мне интересно, а в чем проявляется асексуальность японского общества, которая возникла на фоне полной вседозволенности. Мы ведь тоже близки к полной вседозволенности. Не грозит ли и нам асексуальность? ))

Марина Голомолзина 12 августа 2016 в 23:08

Да, Таня, так и будет. Будет потеря интереса к сексуальным отношениям на фоне общедоступности порнографии. Просто Япония в этом вопросе впереди планеты всей )))

Алена Андреева 10 августа 2016 в 15:08

Великолепная статья, читала не отрываясь. Как страшно, когда люди убивают себя, вместо того чтобы решать свои проблемы.