Владимир Высоцкий: умру я в это лето…
Знамения случаются, когда ничто не предвещает. В разгар всеобщего веселья, в эпицентре застоя и сопутствующего ему всенародного олимпийского ликования, ранним утром 25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий. Ушёл в вечность таганский Гамлет, перестало биться сердце неистового Хлопуши.
В России поэты всегда считали своим долгом говорить от имени народа,
собственного голоса лишённого.
(Бенгт Янгфельдт)
Знамения случаются, когда ничто не предвещает. В разгар всеобщего веселья, в эпицентре застоя и сопутствующего ему всенародного олимпийского ликования, ранним утром 25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий. Ушёл в вечность таганский Гамлет, перестало биться сердце неистового Хлопуши. «Посредине праздника» в отдраенной начисто, отстроенной наскоро, избавленной от нежелательных элементов, образцово олимпийской Москве разверзлась бездна всенародного горя. Миллионами людей в одночасье был утрачен близкий человек – товарищ, однополчанин, брат, любимый.
Пройдёт какой-то десяток лет, и из руин империи мы будем выкарабкиваться по его ритмической основе, чтобы, вдохнув хриплых речитативов Высоцкого, сохранить себя, а пока пара скупых некрологов в «Вечёрке» и «Советской России», никакой информации о месте прощания. Официальная власть и теперь отмалчивалась. Но мы знали, куда идти. Десятки тысяч собравшихся на Верхней Радищевской, заполнивших близлежащие переулки и Таганскую площадь, не были толпой. Сплочённая общим горем людская стихия обрела единство цели, неожиданно и совершенно не к месту явился Народ – организованный, спокойный, сильный.
Власти испытывали понятную тревогу. Готовились к несанкционированным выступлениям. Со всего города к Таганке подтянули милицию. Ждали выкриков, лозунгов. Но народ безмолвствовал. Вместо народа, как и раньше неуправляем и неподцензурен, из всех окон хрипел знакомый каждому – его Голос. Милиции в белых по случаю олимпийских торжеств рубашках оставалось только наблюдать. Казалось, одно неверное движение и народ сметёт конные кордоны.
Неверных движений не было. Хулиганских выходок, провокаций – ни одной. Ошибочное деление «на своих и врагов» внутри единой стаи отменил тот, кто, бредя от удушья, одарил нас своим безграничным духовным пространством – естественным и свободным. В.Золотухин вспоминал, как В.Янклович, имевший при себе пачку фотографий с автографами Высоцкого, дал одно фото милиционеру из охраны. «Из толпы баба завопила: - Кому вы даете?! Он же милиционер! Дайте мне! Милиционер заплакал: - А мы что, не люди?»
Духовной жаждою томим, Владимир Высоцкий утолял эту жажду своей стае – миллионам слушателей. Он пел о главном: о смысле жизни человека в России. Именно поэтому он был равно близок и понятен всем нам – школьникам и ветеранам, рабочим и космонавтам, академикам и колхозникам. Песни Высоцкого поднимали «персональные судьбы» людей к единой судьбе России. Одряхлевшая власть тщилась, а он делал. Слушая Высоцкого, мы вспоминали, что не безликие «винтики», не тупая толпа, а люди, достойные не жалости, но милосердия. Он и был милосерден, всей жизнью своей показывая: раз я могу быть свободным, значит и вы можете тоже.
Ему никто и никогда не помогал. Хотя могли бы. Но – нет. Только сам. Сам решил и стал актёром, а когда рамки актёрской профессии стали тесны, не раздумывая, ушёл из любимого театра. Времени оставалось слишком мало, он это знал наверняка. Он вообще всё о себе знал. Абсолютная свобода предполагает абсолютное понимание своего предназначения. Он только хотел знать точно – сколько лет, месяцев, дней, часов осталось, чтобы успеть отдать себя до капли. Времени не оставалось. Следовало отбросить всё лишнее. Актёрство, как и песни, стало непозволительной роскошью. Остался только Гамлет. Остались только стихи, аккорды были уже не нужны.
Монолог Гамлета Владимир Высоцкий в последний раз вытолкнет в зал 19 июля 1980 года, меньше, чем за неделю до смерти:
Быть или не быть - вот в чем вопрос.
Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы
Иль нужно оказать сопротивленье?
Восстать, вооружиться, победить
Или погибнуть, умереть, уснуть?
И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук
И тысячи лишений, присущих телу!
Это ли не цель, что всем желанна -
Умереть, уснуть, уснуть?..
Сильное тело отказывалось служить, феноменальная память подводила. Гертруда (Алла Демидова), обнимая бьющегося в судорогах Гамлета, шептала ему на ухо слова, которые он мог произнести, казалось бы, в любом состоянии, ведь это его, Владимира Высоцкого ежедневная, ежечасная дилемма – победить или погибнуть. Увы. Без допинга он уже не мог. Его обманывали. Кололи витамины. Тут же, из кулис. На этом обмане он ещё несколько минут держался, потом снова полуобморок и приказ: «Колите, черррти, подыхаю!» - и снова обман, потому что «лекарство» означает мгновенную смерть. Сердце не выдержит. Зрители не замечали его мук, думали, играет, как всегда гениально, до мурашек, до слёз, играет принца Датского. А он не играл, он был им – «наследным принцем крови». И он умирал.
Наркоман? Такого слова не было в обиходе той поры. Да и положа руку на сердце, разве похож был уретральный вожак Высоцкий на наркозависимых доходяг и пьяниц, ничего, кроме брезгливой жалости не вызывающих? Первая и последняя съёмка сольного концерта на телевидении – «Монолог», 1980 год. Спокойное сосредоточение на мысли. Доброжелательность, удивительное обаяние силы духа, уверенность в каждом слове. Обязательное: «Я пришёл утолить жажду, если она имеется…» Он вновь читает из Гамлета. Читает безукоризненно, каждой строкой проникая в кровь, в сердце, в душу: «Вот и ответ… Вот и разгадка». Неповторимые модуляции голоса, настоящая дуэль со смертью.
Последняя попытка «выскочить» была назначена на «это лето», 2 июля 1980 г. Высоцкий должен был вылететь к другу В.Туманову на золотые прииски и там, в таёжной глуши постараться переломить судьбу и выжить. Не сложилось. «Кривая» утащила на дно. Буквально накануне смерти ещё где-то пел. Из последних сил старался докричаться, спасти души. Ему аплодировали. Аплодировали агонии.
Высоцкий не критиковал советский режим, как поспешили сообщить «голоса» в день его смерти. Эта суетливая мелочность была не нужна Поэту. Высоцкий-поэт противостоял фарисейству. Он впечатывал в психическое бессознательное людей их истинные жизненные задачи, учил каждого быть свободным не в мелкомасштабном выборе «что бы такое употребить себе на пользу», а в единственно верном измерении отдачи лучших своих свойств на общее благо.
Изнутри своего уретрально-звукового психического Владимир Высоцкий выносил в стаю необходимые ей для выживания свойства – бесстрашие, вольнолюбие, веру в высшее предназначение Человека. И милость к падшим. Всегда как данность – милосердие бескрайней и незлобливой русской души к оступившемуся, пропащему, заблудшему, как сказал он словами есенинского Хлопуши:
...чтоб гневные лица
Вместе с злобой умом налились.
Владимир Высоцкий не был жертвой режима и вообще – жертвой. Он не имел с режимом точек соприкосновения в психическом. Не было такой цензуры, чтобы его укротить. Не было такого закона, чтобы его принудить. Никаким умалчиванием и не-печатанием нельзя было запретить ему обращаться к миллионам. Когда Высоцкий забывал свои слова, зал хором подсказывал ему написанное неделю назад. Он никогда не знал заранее, что скажет залу, всегда работал от нехватки. Он сделал всё, что было в человеческих силах. По достоинству оценить меру гражданской ответственности Владимира Высоцкого, его вклад даже не в культуру – в дело выживания России в современном мире – мы сможем только системно. Следите за нашими публикациями.
А также можете записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training/
Только сейчас, благодаря системно-векторной психологии, стало понятно, почему так близко к сердцу принимались его песни, почему как личную драму воспринимали мы его смерть. Только сейчас мне стало понятно, почему во мне так отзывались и отзываются песни о войне, ведь я не видела её. Это он, Высоцкий, так об этом пел, что каждый в себе ощущал и трагедию войны и радость победы. Счастье и надежда для нас в том, что мы его помним.
Со слезами на глазах дочитывала статью. Боль потери своего вождя отпечаталась в психическом русского народа. Осознается, проживается и щимит даже в сердцах тех, кто как и я родился спустя десяток лет после смерти великого гения.
Такое счастье, что Высоцкий был в нашей семье всегда — ещё с 70-х годов, с моей младшей школы. Где уж папа брал эти кассеты, находил записи — очень много и разных. Всегда звучали эти песни, как элемент жизни. Теперь вижу, что если молодой человек слушал такого смысла и энергетики песни, он уже не пропадёт по жизни, это как иммунитет для всех испытаний.
И вдвойне радуюсь, что мой племянник, ему 16, услышал, полюбил и даже стал играть на гитаре и петь Высоцкого! Спасибо за столько прекрасных слов и столько любви!!!!
"... По достоинству оценить меру гражданской ответственности Владимира Высоцкого, его вклад даже не в культуру – в дело выживания России в современном мире – мы сможем только системно..." Вот так, до самой глубины понятен В.Высоцкий. Теперь!
В этом ещё разбираться и разбираться, Наташа! Но на том стоим и симъ победиши вне всякого сомнения)
Спасибо огромное за эту статью, Ирина! Когда читаешь о Высоцком, сразу на душе теплее становится, он всю страну в одну семью объединял, стал родным для очень многих. Благодаря своему папе - большому любителю творчества Владимира Семеновича - я выросла на его песнях, да и сейчас редко выпадает день, когда бы не послушала хоть одну-две песни ВВС. Никакими словами не получится полностью выразить счастье от того, что есть такой человек как Высоцкий
Спасибо, Ольга! Мне тоже папа прививал любовь к Высоцкому, они с одного года. Папа таскал меня и на спектакли, которые я, по молодости лет, не слишком понимала. Но что Высоцкий - это нечто - висело в воздухе. Он мгновенно накалял атмосферу в зале. Потому что всегда был вне заданных сценических обстоятельств. Теперь системно я понимаю, почему это так, и почему у папы до сих пор хранятся катушки Высоцкого, хотя ни катушечного магнитофона, ни даже кассетного у нас давно нет.
Ирина, спасибо за потрясающе словесно выраженную дань памяти Владимира Высоцкого!
Мы помним, для нас он жив... На Таганке цветы, на Ваганьковском цветы. Я помню то лето. И уверенность, наверное, впервые: ВРУТ голоса. Провокация. Увы, то была правда. Не стало его. А нас, школоту, сослали в Цымлянск на виноградники, олимпиада ж. И вот мы на поле вышли в чёрных водолазках. А жара 30+. Демонстранты. Хоть как-то поучаствовать в... присоединить свои голоски к... не знали, к чему, сейчас понимаю. Сейчас смотрю фотографии с похорон и вспоминаю стояние на Мойке в день смерти Пушкина. Воистину, "ни время, ни пространство ИМ не сводня"...
Ирина, как же проникновенно вы пишете! Низкий поклон вашему таланту и образованности. Спасибо за ваш труд!
Вот так приложила Ирочка Высоцкого в своей статейке :
" уретральный вожак " ! И что странно , никто не заметил ...
Да что вы, Виктор, все заметили и всё поняли. Можете и вы полюбопытствовать. Тогда и вам будет понятно.
//www.yburlan.ru/biblioteka/uretralnij-vektor
«Из толпы баба завопила: - Кому вы даете?! Он же милиционер! Дайте мне! Милиционер заплакал: - А мы что, не люди?»
Сколько смыслов!!! спасибо, Ирина.
Помню времена, когда слушали не хорошее качество звучания песен, а эти бабины с записями Высоцкого, которые переписывались десятки, сотни раз - они шипели лязгали, а мы больше бессознательно вдыхали смыслы его хриплых речитативов. Мне всегда хотелось понимать и казалось, что все, кроме меня, понимают о чем он. Но то, что он просто наполнял нехватки людей, разных, без политики и призывов за и против чего либо, объединяя собой, своими феромонами, стало понятно только теперь. Уретральный вождь, опережающий и время и пространство, ушел за горизонт, оставив защитный шлейф своих феромонов целому народу.
Вчера на лекции у меня ВПЕРВЫЕ сложилось, что за феномен был Высоцкий. Никто этого не описывал ещё в литературе, я копаю сейчас сильно. Юрий описал впервые вчера. Шарахнуло в голову - ВОТ И ОТВЕТ! Голосом Высоцкого-Гамлета)
Очень понравилась статья!
Те, кто сегодня воюет в ополчении Юго-Востока, большинство - мужчины за сорок, все- выросшие на песнях Высоцкого. Люди несгибаемого Духа. Они непобедимы!
Вчера на лекции многое сложилось для меня впервые. Сил им выстоять.
Ирина, огромное спасибо за статью!
Спасибо, что читаете, Дмитрий!
Ирина, преогромная благодарность за оживление памяти народной о легендарном великом русском Поэте. К песням Высоцкого меня пристрастил мой муж. Конечно, мне и до встречи с мужем очень нравились песни Высоцкого, но глубокого восприятия не было. Мы познакомились как раз в год смерти В.С. А на годовщину смерти собрались с друзьями и всю ночь слушали бабинах незабвенные записи, говорили о жизни и оплакивали эту тяжелую утрату для нас. Было нам тогда по 20 лет...
Хорошо помню то ощущение - утраты близкого человека. Я и вчера, честно говоря, идучи с Таганки, из музея, подрёвывала. На кладбище было легче, там народ, все в теме, а на Таганке всем как бы по барабану, все по своим делам спешат, так и должно быть, конечно, жизнь есть жизнь. Но мы помним.
Как прекрасно написано.... не верится, что так много может один человек. Но в подтверждение этому есть одним момент из современности: даже нынешние подростки знают Высоцкого. Он не предан забвению, нет. Его цитируют и слушают сейчас. Разве есть еще такой певец, выдержавший так много "редакций" разных поколений? Совершенно разных и все же популярный..
Спасибо, Ирина. За Ваше системное слово.
Спасибо, Оля, что и ваше поколение помнит и знает Высоцкого. Это удивительно и здорово.
Запоздалый некролог, как запоздалое признание. Только сейчас, нам позволено понять все то, что сделал Владимир Высоцкий для страны. На фоне всех катаклизм последних десятилетий, воспоминаний родственников, друзей и подруг, обиженных и примазавшихся, строящих на имени великого Поэта свои жалкие пиар-кампании, долгое время существовал никому неизвестный образ человека, для которого самым главным в жизни было слово, обращенное к своему народу. Все равно чье - свое, Есенина или Шекспира, не важно. Важно, что каждое слово, сказанное Высоцким, наполняло страждущие души его слушателей. Спасибо, Ирина!
День памяти, а у меня из головы не идёт мысль, каким по-настоящему весёлым парнем он был. Не мог выносить хмурые лица вокруг. Мог денег на улице раздать людям, чтоб не хмурились. Не представляю В.С. в нашем времени. Бесконечно жаль, что уходит удивительное поколение послевоенных мальчишек, ярчайшим представителем которых был Высоцкий. Не за кого замуж выходить...
Не за кого замуж выходить? У нас на Украине с этим нет проблем. Мы в евросоюзе. Скоро нам однополые браки разрешит новая власть и новое законодательство, и все, кому "замуж не за кого выходить" переженятся друг на друге. Вот так шутит отчаяние...