Воспитание идеальных детей
Ошибочно полагать, что для того, чтобы правильно воспитать ребенка, необходима самая малость — безусловная к нему любовь. То же самое и с нашими детьми, помощь и правильная поддержка взрослых в воспитании позволяет вырастить счастливца и гения в своей области из любого ребенка...
Как-то в родительском чате обсуждался вопрос: «Идеальные дети, они какие?» И тут же, ко всеобщему удивлению, выяснилось, что ожидания и чаяния у всех родителей разные.
Кто-то считал, что идеальные — добрые, тихие и спокойные, скромные и вежливые. Другие родители возражали, что в наше время скромность не украшает, нужно быть напористым и нахрапистым, где-то даже дерзким — и тогда все в жизни сложится. Мамы мечтали о детях образованных, чтоб отличить Моне от Мане умели, классику слушали, умные книги читали. А некоторые папы спорили, что вся сила в мышцах, приемах и ударах, чтоб себя в обиду не дать, а иногда и на опережение нос врагу начистить, пусть другие боятся.
И такой спор вышел, шум-гам, посыпались мнения, как правильно воспитывать.
— Эти ваши воспитательные методы, либеральные, до добра не доведут! Нас пороли, и ничего, выросли и спасибо родителям говорим.
— Ну уж нет, детей любить нужно безусловно, плохо себя ведут — значит, плохо любите своих детишек.
— Не позволю из своего сына девочку делать, нечего нюни распускать. Мужиком должен быть! Чтоб кремень.
А потом посыпались жалобы. Тут уже все родители были солидарны, будто соревнуясь, чей ребенок хуже и непослушнее:
— Не хочет учиться, уроки не делает.
— Ленится, никакой помощи не дождешься, весь день лежит на диване.
— Врать начал, изворачиваться, агрессивно разговаривает.
— С утра до ночи сидит если не в смартфоне так в ноутбуке.
— А мой вообще тихоня, сидит весь день в наушниках, слова из него не вытянешь.
— А моя связалась с плохой компанией, боюсь до жути, а вдруг сигареты, алкоголь или еще хуже — наркотики?!
Единственное, на чем в результате сошлись абсолютно все родители, так это на том, что дети должны быть здоровыми. Хочется добавить, что здоровыми дети должны быть не только физически, но и психически. Только в таком случае удается вырастить гармоничную личность, счастливого взрослого, красивого человека, душой и телом, с которым будет приятно общаться, приятно жить, к которому будут тянуться другие люди.
Ошибочно полагать, что для того, чтобы правильно воспитать ребенка, необходима самая малость — безусловная к нему любовь.
Представьте себе на секунду, что вы пришли в цветочный магазин за рассадой цветов. На вопрос, как за ней ухаживать, продавец объясняет, что самое главное — любить всеми силами рассаду, и все само по себе будет расти. Правда, фантастическое предположение?! Ведь без должного ухода может расти только сорная трава.
То же самое и с нашими детьми, помощь и правильная поддержка взрослых в воспитании позволяет вырастить счастливца и гения в своей области из любого ребенка.
Так что же нужно нашим детям от нас, а нам что делать для них, чтобы и отношения не испортить, но и родительский долг выполнить, воспитывать, но не перегнуть палку? Как удобрить благодатную почву детской психики, чтобы получить прекрасный результат?
Воспитание в рамках векторов
Одним из главных принципов правильного психического развития является воспитание в соответствии с психическими особенностями.
Наблюдательные читатели согласятся, что часто в одной семье, от одних и тех же родителей, с одинаковым воспитанием вырастают дети с совершенно разным характером, более того, даже у близнецов разный характер и психика. Они могут отличаться друг от друга так же сильно, как бабочка от гепарда или рыбка от птички.
Один ребенок тихий, скромный, медлительный, серьезный, любит учиться, читать, узнавать новое, усидчивый, не возьмется за новое дело, пока не доделает старое. Второй — моторчик на ножках, быстрый, шустрый, бегло схватывает, но все по верхам, в одно ухо влетело — из другого вылетело. Естественно, что и воспитывать таких разных детей нужно по-разному.
Мы взрослые видим своего ребенка через себя и свою психику, но векторальный набор ребенка и родителя тоже часто не совпадает, и тогда получается, что без знания психики своего чада мы пытаемся привить ему несвойственное проведение, требуем научиться хотеть того, чего он не может хотеть от природы, пытаемся оценивать его не по тем критериям, которые естественны для его психотипа.
Если мы от розы требуем славного урожая яблок, то ничего хорошего из этого не выйдет. Но если мы будем стараться улучшить ее цветение, то получим лучшую в мире розу. Именно поэтому советы психологов общего характера, которые всех детей призывают воспитывать под одну копирку, никуда не годятся, не имеют смысла — они не учитывают врожденных психических особенностей или, иначе говоря, индивидуального характера ребенка.
Если ребенка, которому важно неторопливо завершить свою игру или дело, мы постоянно понукаем, ускоряем, одергиваем, лишаем возможности довести начатое до конца, то потом не нужно удивляться, что он прокрастинирует. Мы от незнания создали для него настолько неподходящие для развития условия, что он не только не сумел развиться в своих свойствах, но и получил более или менее стойкие психологические проблемы, одна из которых — прокрастинация.
И потом можно тысячу раз читать лекции о пользе труда, о том, как плохо лениться, но ребенок не будет способен преодолеть патологический принцип наслаждения от откладывания, сформировавшийся в его психике.
Но если мы такому ребенку дадим возможность играть в необходимом ему темпе, доделывать дела до конца, спокойно, без поторапливания, если мы будем хвалить его за выполненное, если будем поощрять у такого ребенка стремление к чистоте и порядку, то вырастим будущего гениального писателя или преподавателя, историка или археолога, аналитика или антиквара. Да много кого еще, но главное — специалиста в своей отрасли.
Намного проще прочувствовать ребенка, если мама вовремя и умело смогла наладить с ним крепкую эмоциональную связь, а понять особенности психики поможет тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Чувство защищенности и безопасности
Почему старые методы воспитания никуда не годятся и перестали работать?
Еще каких-то 100 лет назад расшумевшегося за столом ребенка били деревянной ложкой по лбу, а в школьных классах на почетном месте лежали розги, потому что «битие» определяло сознание.
«Нас так воспитывали, и ничего, выросли, живы-здоровы и вполне себе нормальные», — говорит взрослое поколение. Для многих воспитание ремнем, скакалкой и подзатыльниками было нормой. Мы до сих пор говорим людям, не соответствующим нашим ожиданиям: «Эх, мало тебя в детстве били!»
При этом мы не учитываем, что жизнь и прогресс не стоит на месте, он стремительно несется и наращивает объемы. Давно уже никто не стирает в реке, не едет на телеге, не носит лапти из бересты. Сегодня, сидя за ноутбуком, можно быть где угодно, получать тонны информации, иметь доступ к любым знаниям.
Наши дети уже с рождения умеют пользоваться благами цивилизации — мобильными телефонами, интернетом, компьютерами. Да что там пользоваться, они еще и нас учат, как разобраться в смартфоне или установить нужную программу.
Точно так же на огромных скоростях наращивает объемы психика ребенка. Насилие, как физическое, так и моральное в виде криков и бранных слов, оказывает на сегодняшних детей сильное негативное воздействие. Оно тормозит или вовсе останавливает их развитие. Ребенок вырастает недоразвитым психически, со взрослым телом и инфантильным мировосприятием.
Из-за насилия ребенок теряет базу для нормального развития, без которой оно невозможно: ощущение защищенности и безопасности. Без этого ощущения ребенок находится в стрессе и, как следствие, не может получать знания, не может развиваться душевно и умственно.
Конечно, шлепнуть по попе намного проще и привычней, чем подбирать заветные ключики к сердцу ребенка, заорать проще, чем находить нужные аргументы для подростка, ругаться легче, чем объяснять, почему так делать нельзя, и искать, предлагать альтернативу нежелательным действиям. Но вероятность того, что ваши отношения с выросшим ребенком будут хорошими, доверительными, добрыми, глубокими, наполненными теплыми эмоциями, а ребенок будет ощущать счастье, при этом очень маленькая. Сегодняшнее «удобство» аукнется в будущем и отсутствием эмоциональной связи между подростком и вами.
Поэтому нужно принять, что насилие как метод воспитания давно кануло в лету вместе с телегами и лаптями.
Развитие чувств
Человек — сознательная и чувственная форма жизни. Развитая чувственность — это один из самых важных аспектов превращения ребенка в счастливого взрослого.
О связи книг и образованности вообще не стоит упоминать, всегда приятно поговорить с человеком начитанным, обладающим хорошим словарным запасом, а не разговаривающем в стиле Эллочки-людоедки.
Наш мозг не отличает реальность от прочитанного, таким образом с помощью книг мы нарабатываем опыт, можем путешествовать во времени и пространстве не вставая с дивана, учимся больше понимать других людей.
Ребенка нужно вовлекать в чтение поэтапно, практически с рождения, сначала выразительным чтением, затем с помощью совместного чтения, своим примером как читающего и начитанного взрослого. Нет таких детей, которым не было бы интересно читать, — есть взрослые, которые не смогли увлечь или не нашли правильную, нужную, интересную литературу для ребенка.
Проявив немного смекалки и фантазии, это сделать легко, и чем раньше мы прививаем любовь к чтению у ребенка, тем проще и быстрее он станет образованным, вовлеченным, развитым.
Нужно учитывать, что детям с разной психикой нравятся разные книги. Для кого-то это будет фентези и фантастика, кто-то предпочтет приключения, рассказы, сказки, а кто-то будет фанатеть от энциклопедий и жизнеописания великих людей.
Чтение классической литературы оказывает такое огромное влияние на будущую жизнь ребенка, что невозможно это переоценить:
-
развивает в ребенке способность сопереживать, сочувствовать;
-
способно оградить его от негативного влияния социума, учит делать верный нравственный выбор;
-
развивает воображение и фантазию, так необходимые для жизни в современном мире;
-
расширяет словарный запас — для того чтобы, став взрослым, ребенок мог более успешно сотрудничать с другими людьми;
-
является прививкой от морально-нравственной дегенерации и плохой судьбы;
-
учит понимать свои и чужие чувства.
Поддержка
Будучи взрослыми, сформировавшимися личностями, со своим внутренним стержнем мы очень часто бываем в ситуациях, когда нам хочется получить хоть капельку поддержки, одобрения, участия, тепла. Найти человека, который выслушает, поймет, возможно посочувствует или даст совет.
Ребенок в таких ситуациях бывает намного чаще, особенно это касается подростков. Мы ошибочно полагаем, что этот почти двухметровый дядя, наш сын, должен и просто обязан справляться самостоятельно с любыми трудностями.
Поддержка родителей необходима. Особенно это касается любых детских начинаний, проектов, увлечений, ведь мы не можем знать наперед, а вдруг нарисованные кривульки-косульки в блокноте когда-то разовьются и превратятся в уникальные картины, а бесконечная болтовня сегодня превратит ребенка в будущего артиста эстрады или пародиста.
Конечно, это не означает, что на любое действие ребенка нам нужно бурно реагировать чрезмерной похвалой и дифирамбами. Но чуткая поддержка взрослых родных людей может стать той опорой, которая необходима для формирования и реализации талантов.
Если мы, родители, не даем поддержки, положительных эмоций, не строим с детьми эмоциональных связей, не учим говорить о своих чувствах, мечтах, планах, о своей боли, то они идут искать все это на стороне, в том же интернете, в соцсетях, в группах, в компьютерных играх.
Здесь важно добавить, что ребенок тоже человек, он имеет право на негативные эмоции. Это не значит, что нужно соглашаться с приступами агрессии, условно говоря. Но большая ошибка отрицать чувства ребенка, его страхи, сомнения, негативные переживания. Лучше помочь справиться с ними, поговорить и задать правильный вопрос, чтобы ребенок сам поразмышлял над своими эмоциями, сделал выводы.
Абсолютное большинство детей рождается здоровыми, со своими талантами и способностями. Кем станет ребенок — гением или злодеем, насколько сможет быть счастливым, состояться в жизни — зависит от нас, взрослых. От того, сколько усилий мы приложили, насколько внимательными не только к телу, но и к психике ребенка оказались.
Даже если вы, читая эту статью, поняли, что в вашем воспитании есть огрехи и ошибки уже допущены, — это не повод для отчаянья и злости на самого себя, это не повод опускать руки и жаловаться на своего ребенка. Мы, взрослые, всегда хотим для своих детей самого лучшего, но иногда по незнанию совершаем ошибки.
Любую ошибку можно исправить, а любое «не могу» и «не получается» можно изменить, было бы желание.
Детская психика подвижная и гибкая, поддается коррекции, особенно до пубертата. А мы взрослые имеем все инструменты для того, чтобы вместо инфантильных пряток от проблем исправлять свои ошибки и решать острые вопросы воспитания.
«Ребенок так же вертится на стуле, как юла. У него так же в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын — от испуга, оттого, что мама его не любит, а мама — от чувства вины за свой крик, за свой гнев.
Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном — это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела».
«Я поняла, почему она такая быстрая и не может сидеть на месте, буквально создает такой ветер вокруг себя, что и кондиционер дома не нужен. Я теперь точно знаю, почему чуть что, она плачет и не может успокоиться, жалеет паучков и хочет стать защитником природы. Я знаю, почему закрывает ушки руками при громких звуках и информации, которая ей не по душе. Прячется и уходит в себя без причины. И все это — показатель ее гениальности. Да-да, именно так.
«Ваш ребенок вундеркинд?» — стали мне говорить воспитатели в детском саду, преподаватели на развивашках, мои друзья и просто прохожие. Да как вам сказать, любой ребенок вундеркинд от рождения, если его правильно развивать. Вот мне повезло вовремя попасть на тренинг. Теперь я подбираю школы развития осознано, а не интуитивно».