Воспитание музыкой. Зачем детям слушать музыку
Музыка — это язык науки, культуры, логики, риторики. Она создает иной принцип мышления — формируя не просто сознание, а совершенно другое, более совершенное, гармоничное восприятие мира...
(с подборкой музыкальных произведений от системного эксперта)
Музыка — это универсальный способ развития ребенка, и, конечно, речь идет именно о классической музыке.
Психологи советуют будущим мамам слушать классическую музыку, особенно на поздних сроках беременности.
Михаил Казиник, известный музыкант, искусствовед, человек, невероятно увлеченный музыкой и стремящийся донести ее ценность до всех и каждого, говорит о том, что основное и самое важное влияние музыки на ребенка происходит в период от последних, четырех-пяти, месяцев дородового периода до пяти-шести лет.
Удивительный эксперимент показал, если мама, будучи беременной, слушала классическую музыку, то уже родившийся плачущий малыш легко успокаивался при звуках знакомой мелодии.
Классическая музыка оказывает влияние и на физиологию человека, что было доказано многочисленными экспериментами. Например, японские ученые включали музыку кормящим мамам. В результате было выявлено, что от прослушивания классики у них на 20–100% увеличивалось количество молока, а при прослушивании поп-музыки или джаза уменьшалось на 20–50%.
И в этом нет ничего невероятного, ведь музыка — это эмоции и за каждой эмоцией спрятаны биохимические процессы, происходящие в организме.
Малышам с рождения поют колыбельные, потешки и прибаутки. С ними гораздо легче укладывать спать, умывать или одевать. Ребенок очень чутко реагирует на интонации.
Интонации — это та же музыка, только музыка речи. Особенно это важно для ребенка. Ведь его сознание еще только развивается, словарный запас только формируется. И даже не понимая смысла сказанных слов, ребенок непостижимым образом реагирует на интонации. Интонация — предтеча музыки.
Музыка — это питание человеческого мозга. В ней заключены формулы мышления, бытия, формулы существования и бессмертия, формулы гармонии.
Все музыкальные формы учат ребенка восприятию не только музыки, но и слова, поэзии, изобразительного искусства, пробуждая творческий дар.
Воспитание музыкой не есть воспитание музыканта — это прежде всего воздействие на самые глубинные сферы — чувства, мышление. Классическая музыка дает невероятное эмоциональное наполнение.
Музыка и мозг
Музыка строится по уникальным законам, которые кратны всем законам всех наук, а музыка и математика — родные сестры.
Пожалуй, одно из лучших высказываний о музыке принадлежит немецкому философу Готфриду Лейбницу, который сказал, что музыка — это скрытое арифметическое упражнение души, которая вычисляет, сама того не зная.
В классической музыке заключена формула Золотого сечения. Гениальные композиторы-классики использовали эту формулу в огромном количестве случаев. Например, во всей музыке Моцарта на точку золотого сечения приходится кульминация. А вся музыка Баха, все звуки его произведений построены по законам математического развития.
Золотое сечение — это пропорция, которая заключена в музыке и несет в себе абсолютную гармонию. Уравновешивает состояния. Вряд ли гениальные музыканты делали какой-то специальный расчет, они из глубин бессознательного, на чувственном уровне «знали» пропорцию. Когда исследователи музыки анализируют музыку, то четко прослеживают структуру, выстроенную на числах Фибоначчи.
Звуки гаммы и основные аккорды — это всегда стремление к кульминации, точке Золотого сечения и к разрядке.
Пианистка и исследователь в области восприятия музыки Марина Корсакова-Крейн говорит, что музыка несет в себе чрезвычайно важную информацию в очень сжатой форме. Музыкальное произведение состоит из напряжения и разрешения... из напряжения и разрешения. Эти напряжения и разрешения происходят из разницы в энергетических затратах на обработку основных мелодических элементов. Они имитируют нашу жизнь. Человек переживает в музыке психологическое время.
Искусственная последовательность напряжений и разрешений передает логику эмоций, их причинно-следственную связь. В этом и ценность воздействия музыки на состояние человека.
Рассказывает Лариса Левицкая, преподаватель музыкальной школы:
«Слушая музыку, ребенок учится слышать многоголосную структуру, различать, как разные голоса, со своим тембральными красками взаимодействуют между собой. Как интонирует мелодия, как разговаривают между собой разные голоса — инструменты в оркестре. Как они договариваются, через какое иногда сопротивление, когда вершины в кульминациях многоголосной ткани не совпадают. Какими волнами идет развитие и происходит разрядка в каждом голосе отдельно и как они могут не совпадать в этом процессе многоголосия. И какой эффект дает разрядка общая — одновременно всех голосов.
Когда слушаешь музыку, то как бы идешь по партитуре, ощущаешь движение, находишься в процессе, учишься сосредотачиваться и предугадывать на эмоциональном уровне, проживать переживания, еще не осознанные, не выраженные словом. Позже ребенок захочет развиваться и искать, как именно все устроено — будет устремляться к осознанию той информации, которая станет частью его бессознательного, хорошей базой, условием для дальнейшего развития».
Принцип Золотого сечения просматривается не только на уровне мелодий, но и частей, и всей композиционной формы. Музыка Шопена строится на Золотых сечениях. Музыка — образец того, что все пронизано золотым сечением.
Скрытая связь между музыкой и математикой должна быть отдана с первых дней жизни ребенку — чтобы дети слушали. Чтобы развивать интерес к постижениям, к развитию, развивать мышление. Но, разумеется, этим сила музыки не ограничивается.
Когда ребенок слушает музыку, особенно оркестровую, он слышит, как одну мысль передает разное количество инструментов. И через это слушание постепенно начинает понимать, что значит взаимодействовать, дослушивать, продолжать, делать одно дело.
Музыка — как модель сотрудничества — показывает все перипетии, удары, с которыми сталкивается человек, будь то во внешнем мире или в скрытых внутренних переживаниях. Через музыку раскрывается все разнообразие оттенков человеческих эмоций. Чтобы потом эту накопленную базу можно было подкрепить словом.
Музыка и будущее ребенка
Музыка — это язык науки, культуры, логики, риторики. Она создает иной принцип мышления — формируя не просто сознание, а совершенно другое, более совершенное, гармоничное восприятие мира.
Музыка, так же как литература и живопись, — это для любого ребенка билет в лучшую жизнь, а для детей со звуковым или зрительным векторами — это быть или не быть. Кстати, среди нобелевских лауреатов, которые и являются самыми яркими представителями звукового и зрительного интеллектов, большая часть — те, у кого в детстве была музыка.
Мозг ребенка с рождения и до пубертата стремительно развивается, с невероятной скоростью наращивая число нейронных связей. Воспитание ребенка классической музыкой, наравне с чтением и математикой, стимулирует мозг, создавая все новые и новые связи между нейронами, делая его более извилистым.
Ребенок со звуковым вектором, вслушиваясь в звуки мелодий, получит невероятно ценный навык сосредоточения на звуках внешнего мира. Ведь его тонко чувствующее ухо способно улавливать самые тонкие вибрации внешней среды. В дальнейшем этот опыт поможет в сосредоточении на смыслах изучаемого в школе материала.
Образный интеллект зрительного ребенка, соприкасаясь с музыкой, получает крайне необходимый навык испытывать «правильные» эмоции.
Классическая музыка развивает большую восприимчивость отличать малейшие нюансы в голосе, эмоциях, что обеспечивает более глубокое понимание людей, развивает чуткость нейронных связей. Но прежде всего музыка воспитывает Человека.
Не стоит требовать, чтобы ребенок сидел и слушал музыку, — его внимание еще слишком неустойчиво. Пусть она звучит тихим ненавязчивым фоном. Возможно, вам покажется, что ребенок не обращает на нее ровным счетом никакого внимания, — знайте, что это не так, и постепенно вы в этом убедитесь.
Данную музыкальную подборку составили системные учителя музыкальных школ.
Обратите внимание, что произведения расположены в нужной для ребенка последовательности.
- «Танцы кукол» — детская сюита для фортепиано Д. Д. Шостакович.
- «Детский альбом Op. 39» — сборник пьес для фортепиано композитора П. И. Чайковского.
- «Карнавал животных» — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса.
- «Полет шмеля» — оркестровая интермедия Н. А. Римского-Корсакова.
- «Три толстяка» — опера в 4-х д., 7 карт., В. И. Рубин.
- «Восемь русских народных песен» — А. К. Лядов.
- «Звуки леса» — С. А. Губайдулина.
- «Времена Года» — А. Вивальди.
- «Игры детей» — Ж. Бизе.
- «Пер Гюнт» — Э. Григ.
- «Шехеразада» — Н. А. Римский-Корсаков.
- «Моя матушка гусыня» — М. Равель.
- «Золушка» — балет в трех актах С. С. Прокофьева.
- «Руслан и Людмила» — опера М. И. Глинки в 5 действиях.
- «Метель» — Г. В. Свиридов.
- «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — великие балеты П. И. Чайковского.
- «Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, С. С. Прокофьев.
- «Жар-птица» — сказка-балет, И. Ф. Стравинский.
- «Картинки с выставки» — цикл пьес для фортепиано М. П. Мусоргский. («Гном» — с осторожностью со зрительными детьми.)
- «Щелкунчик» — балет, П. И. Чайковский.
- Этюды №1, ор.10, №5, ор.10, №2 ор 25, №3 ор 10 с декламацией стихов — Ф. Шопен.
- «Снегурочка» — опера, Н. А. Римский-Корсаков.
- «Ромео и Джульетта» — балет в 3-х актах, С. С. Прокофьев.
- «Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского.
- Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха (для звуковых).
- Русский танец из балета «Лебединое озеро» — П. И. Чайковский.
- «Венгерская рапсодия №2» — Ф. Лист.
- «Фолия» — А. Корелли.
- «Грустный вальс» — Я. Сибелиус.
- Увертюра к опере «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Неаполитанская тарантелла» — Д. Россини.
- «Славянские танцы» — А. Дворжак.
- «Болеро» — М. Равель (больше для звуковых детей).
- «Фортепианный концерт No. 2, до минор», «Вокализ», Рапсодия на тему Паганини — С. В. Рахманинов.
- Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Пастораль», «Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле» — А. Шнитке.
- «Экспромт-фантазия до-диез минор», «Ноктюрн до-диез минор», «Вальс цветов» — Ф. Шопен.
- «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш» — Моцарт.
- «Мелодия» — А. Г. Рубенштейн.
- «Венецианский карнавал» — Н. Паганини.
- Симфония №7 «Ленинградская тема нашествия», романс из кинофильма «Овод», «Бурлеска», Финал концерта для скрипки с оркестром — Д. Д. Шостакович.
Благодарю за прекрасную статью, интересную и полезную
Я была школьницей, по субботам мама встречала меня классической музыкой. Во взрослом состоянии я собирала для мамы бесценные диски с её любимыми мелодиями. Один раз купила сборник, он оказался каким-то адаптированным. Мама от огорчения чуть не заболела. Так можно было испортить классику
Эта информация бесценна!
Огромная спасибо автору за рекомендации музыкальных классических произведений для развития детей!!!
Вот это да столько оказывается дает музыкальное образование! Замечательная статья, музыкальная подборка просто бесподобна.