Я поняла причину истерик сына. Их больше нет
Сын застывал на мгновение, и я уже знала, что сейчас начнется рев, вой, устрашающая сирена эвакуации. Его истерики начали случаться примерно с двух лет. На ровном месте. Из ниоткуда. Беспричинно...
На тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана я пришла около года назад. Вопрос был один: «Что не так с моим сыном? Или со мной?»
Его истерики начали случаться примерно с двух лет. На ровном месте. Из ниоткуда. Беспричинно.
Сын застывал на мгновение, и я уже знала, что сейчас начнется рев, вой, устрашающая сирена эвакуации.
Его было невозможно вытащить оттуда ни уговорами, ни ласковым словом, ни строгостью тона. В такие моменты хотелось убежать, спрятаться, зарыться с головой в песок.
Моя реакция была всегда разной: от негодования до полного отчаяния, от лихорадочного желания сиюминутно найти психолога, астролога, травницу до нежелания вставать по утрам от своей беспомощности как родителя.
Я начала избегать общения с ним, не задавать лишних вопросов, чтобы не провоцировать лишние истерики. О, как сложно признаться даже самой себе — я предпочитала общение со вторым сыном, который был понятен, спокоен и предсказуем. Было больно.
Я пришла на тренинг за ответом на вопросы: «Что делать? Как жить?»
Узнавание
С первой лекции на тему «Звуковой вектор» я узнала сына. А наутро после занятия он подошел ко мне и поцеловал. Я заплакала. Звуковые лекции были одними из самых тяжелых, но ключевых в отношении сына.
Я поняла, почему он так поздно заговорил, почему прятался в шкафу, плотно закрывая двери, чтобы выплакать свою истерику. Почему так сложно его уложить ночью и разбудить с утра.
У меня в голове постоянно пульсировала фраза: «Слово — это смысл». Я ходила по дому с конспектом и перечитывала из раза в раз: «Талант звуковика — это слово, слово — это смысл, в этом его сила. Чем больше слов в запасе, тем больше смыслов, тем комфортнее». Мне казалось, что я нашла ответ.
В один из вечеров перед ужином я спросила сына: «Что вы делали с папой на улице? Ты ему помогал?» Он посмотрел в окно на участок, приоткрыл рот, как будто что-то хотел сказать, но передумал. Он уже был готов упасть в свою истерику. Но именно в этот раз у меня появилось нечеловеческое желание дойти до конца и понять, где происходит сбой. Я перехватила этот момент, взяла сына на руки, поднесла к окну и засыпала вопросами, лишь бы он не провалился в свой плач: «Вы раскидывали щебень на дорогу?», «Ты работал с молотком или отверткой?», «Ты был в песочнице или около гаража?». Он показал на два деревянных пенька и сказал: «Отвертка, я... я... я...»
Мой маленький мальчик был снова готов заплакать, но и я была решительна: впопыхах накинула куртку на себя и ребенка и выбежала во двор. Мы подошли к этим пенькам, я увидела несколько десятков закрученных шурупов. «Ты закручивал шурупы отверткой?» — спросила я. «Да, закручивал», — ответил сын и просиял в улыбке. Он знал слово «отвертка», он знал слово «шуруп», но ему не хватило слова «закручивать» для полного смысла. В гараже мы захватили с собой парочку шурупов и вернулись к ужину оба довольные и радостные. За столом мы обсуждали, что такое резьба, зачем нужен острый конец и чем отличается «откручивать» от «вкручивать».
Эврика!
Я была воодушевлена своим открытием: истерики от невозможности выразить свою мысль! Оттого, что нет достаточного запаса слов. А где его брать?.. В чтении. Мы всегда любили книги, но сейчас я не просто не ограничивалась монотонной сказкой перед сном, а с особым вниманием начала обсуждать сюжет, героев, иллюстрации, приводить примеры из жизни. Сын включился.
Я приобрела и ежедневно использовала печатные версии словарей синонимов и антонимов. Несколько раз пересмотрела все части семинара системного логопеда Виктории Фоменко на Ютьюб. Многое начала применять на практике по ее рекомендациям. И все находит невероятный отклик у сына.
Мы стали брать на прогулку листок с каким-то из стихотворений Пушкина, Есенина или Фета. Природа вокруг вдруг стала такой прекрасной, понятной и обогащенной гениальностью великих русских поэтов. Мы выучили золотой репертуар советских песен и наслаждаемся чудесными смыслами слов из «Прекрасного далеко» или «Бьют часы на старой башне».
Истерик больше нет
Сейчас сын знает, что если не хватает слов, то можно попросить маму или папу о помощи. Мы вместе отправимся в увлекательное путешествие в поисках правильного, нужного слова. И обязательно его найдем! Это значительно интереснее, чем плакать в темном шкафу.
Я купаюсь в счастье от общения с сыном. Мое сердце наполнено любовью, радостью, желанием отдавать и получать знание вместе с детьми. Я ценю моменты, когда он, копируя меня, берет в руки словарь, ищет нужную букву вместе с младшим братом. А потом начинает объяснять ему устройство вещей, приводит примеры, задает вопросы.
Кстати, словари мы держим на кухне поближе к обеденному столу, чтобы уточнять смыслы слов и окрашивать их теплым эмоциональным фоном совместного приема пищи. Но это уже другая история.
Как классно! Большие успехи!
Понимание открывает так много радости! Читаешь статью и счастлив вместе с мамой и ее детьми.
До мурашек радостно, когда маленьким умникам достаются системные мамы! Анна, спасибо за историю такого чуткого взаимодействия!