Антуан де Сент-Экзюпери. Лицом к лицу с ветром. Часть 4. Муза для Антуана
«Я требую от женщины успокоить мою внутреннюю тревогу, — писал он своей матери, — вот поэтому женщина так и необходима мне. Вы не можете себе представить, мама, как тягостно одному...» И такая женщина вскоре появилась...
Часть I. «Я родом из детства»
Часть 2. В гнезде «Аистов»
Часть 3. «Капитан птиц»
«Аэрпосталь-Аргентина»
В 1929 году, пройдя переквалификацию во Франции, Антуан де Сент-Экзюпери получает назначение в Буэнос-Айрес. Ему предложено возглавить отделение авиакомпании «Аэрпосталь- Аргентина». У него хороший заработок, он обеспечен материально настолько, что часть денег отсылает матери. Вместе с мадам Мари де Сент-Экзюпери он радуется их семейному событию: Лионский музей приобрёл её картину.
В Буэнос-Айресе Антуан живёт в роскошной квартире, но тоскует по проданному за долги замку, в котором прошло его счастливое детство, по тишине и безмолвию песков. Сахара — «моя очаровательная нищета, которую я оплакиваю».
Теперь, когда я «зарабатываю двадцать пять тысяч франков в месяц и не знаю, что с ними делать; тратить их изнурительно, и я начинаю задыхаться в комнате, загромождённой тысячью предметов, которые никогда мне не понадобятся, которые я начинаю ненавидеть, как только они становятся моими» [Сент-Экзюпери из письма Ринетте, подруге юности].
Звуковику не нужны материальные блага, все его ценности — это идеи и мысли, а у писателя-звуковика ещё и Муза.
Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...
«За каждым поступком мужчины ищите женщину», — говорит на лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан. Женщина – это муза, вдохновительница, жена, любимая, боевая подруга. К её ногам мужчина складывает все свои победы, она же становится причиной всех его поражений.
После неудачного сватовства к Луизе де Вильморен, ставшей впоследствии известной писательницей, автором французских женских романов, в жизни Антуана больше не случалось отношений такой глубины. «И я однообразно и скучно ухаживаю за разными Колеттами, Полеттами, Сюзи, Дэзи, Габи серийного производства, которые, не проходит и двух часов, надоедают мне. Это залы ожидания» [Сент-Экзюпери из письма сестре].
«Я требую от женщины успокоить мою внутреннюю тревогу, — писал он своей матери, — вот поэтому женщина так и необходима мне. Вы не можете себе представить, мама, как тягостно одному...» И такая женщина вскоре появилась, ею стала Консуэло Каррильо — вдова известного южноамериканского писателя Гомеса Каррильо.
Невеста с «комплексом бабочки»
Антуану шёл 31 год, когда он наконец-то женился. Маленькая, грациозная женщина впорхнула в жизнь графа де Сент-Экзюпери, как прекрасная экзотическая бабочка. Биографы писателя в своих книгах уделяют не слишком много места его жене. Близкие Антуана и подавно экономят на лестных отзывах в адрес Консуэло, не касаясь их отношений из уважения к родственнику. Но эта женщина сыграла роковую роль во всей последующей жизни французского писателя.
По одной из версий самой будущей графини де Сент-Экзюпери, их роман начался на небесах, когда, поднявшись в воздух на своём самолёте, в компании подвыпивших друзей Консуэло, лётчик пригрозил молодой женщине уйти в глубокое пике, если та его не поцелует. По мнению современников и очевидцев, наблюдавших за развитием отношений в этой паре, всё было намного прозаичнее.
Оформить брак в мэрии официально лётчик и его Муза пыталась несколько раз. Антуан терпеливо ждал, а невеста находила один за другим поводы, чтобы отклонить регистрацию. Ей даже удалось сбежать от Экзюпери в Париж. При этом, по полученному в браках с прежними мужьями-анальниками опыту, она неустанно терзала Тонио, пытаясь спровоцировать в нём вспышки ревности.
Поведение Консуэло типично для кожно-зрительной женщины с «комплексом бабочки». Это один из жизненных сценариев, о которых говорит на тренинге Юрий Бурлан, и обусловлен он неразвитыми свойствами зрительного и кожного векторов. Такая женщина, соблазнительница по природе, хрупкая, красивая, порхает от одного поклонника к другому.
Не последнюю роль при выборе очередного партнёра играет для неё его социальный статус и материальное положение. Кожно-зрительную с «комплексом бабочки» брак в привычном смысле слова интересует мало. Дети и семья для неё всегда помеха, она не готова заниматься проблемами мужа.
«Чёрная вдова»
Когда семейные узы для такой женщины превращаются в оковы, она начинает задыхаться в браке. Как к отдушине она то и дело возвращается к навязчивой мысли о свободе, но не посредством развода. Ей не даёт покоя странный видеоряд: смерть мужа, похороны, вдовство и... новые увлечения.
Её фантазия усиливает эти видения настолько, что они постепенно реализуются в жизни. Женщина бессознательно доводит своего одного, другого, третьего... анального мужа до инфаркта. Каждый сценарий, создаваемый «чёрной вдовой», в новом браке повторяет предыдущий.
Если говорить о таком феномене, как «комплекс чёрной вдовы» с позиции системно-векторной психологии, следует, в первую очередь, обратить внимание на то, что многократными вдовами обычно становятся кожно-зрительные женщины, чьи свойства зрительного вектора находятся в архетипе.
Её богатое воображение, обрастает новыми яркими красками и деталями, добивается реалистичности «раскадровки» придуманного сценария. Сам процесс внутренней работы психического и мозга доставляют «сценаристке» невыразимое удовольствия, замешанное на тревогах и страхах. Известную пословицу «Глаза страшатся, а руки делают», можно перефразировать: «Глаза страшатся, а убийственная фантазия работает».
К 22 годам Консуэло дважды побывала замужем и дважды успела овдоветь. Первый её муж, о котором мало что известно, по утверждению некоторых кумушек, добровольно ушёл из жизни. Вторым был известный гватемальский писатель, военный журналист и аргентинский дипломат Энрико Гомес Каррильо. Этот брак оказался не менее коротким, чем предыдущий. Кожно-зрительной Консуэло, прирождённой сказочнице и фантазёрке, не доставало в отношениях с серьёзным мужчиной-писателем, намного старше её по возрасту, романтики.
Пятидесятилетний супруг с анально-звуко-зрительным набором векторов, был автором 80 книг, если верить Википедии. Гомес Каррильо неожиданно скончался в Париже в 1927 году, оставив Консуэло приличное наследство: недвижимость, авторские права, знакомства в литературных кругах и дружбу многих известных европейских писателей того времени.
Опереточная графиня
Антуан встретил Консуэло спустя четыре года после её второго вдовства. В гардеробе двадцатишестилетней дамы все ещё преобладали траурные нотки. Саму её, гордо нёсшую титул «Неутешной вдовы Энрико Гомеса Каррильо», в обществе принимали исключительно за заслуги умершего мужа. Впоследствии титул вдовы писателя графа де Сент-Экзюпери откроет для неё ещё большие возможности.
Ксения Александровна Куприна — дочь русского писателя Александра Ивановича Куприна, хорошо знавшая Консуэло ещё до брака с Сент-Экзюпери, вспоминала: «Она жила в маленькой скромной квартирке. В одной комнате в углу на постаменте стояла маска её мужа Гомеца Карилльо, которая трещала, когда она себя плохо вела. Да, да, трещала, издавала треск... Все слышали...Ну, если она кокетничала с кем-нибудь или говорила что-нибудь, что не нужно, маска трещала, трещала...Помню ещё, в одной комнате стоял громадный стол и на нем слепок с руки Гомеца Карилльо. Рука эта якобы по ночам писала. Я, правда, не видела, чтобы она писала, но я видела рукопись! В общем полная мистики атмосфера...»
Даже если этого не было, то кожно-зрительной Консуэло, чьё сознание находилось в суеверных страхах, без труда удалось убедить в этом свою юную русскую подругу, такую же кожно-зрительную, как она сама. Визионерство, томительное ожидание беды, страх жить и ужас умереть — характерны для людей, чьи свойства зрительного вектора развиты недостаточно.
Корневой страх смерти, типичный для кожно-зрительной женщины, толкает её на поиски способов сохранения жизни и получение психологического равновесия. Поиск долгожданного ощущения защищённости и безопасности, объясняет частую смену сексуальных партнёров.
У Консуэло, как у зрительной женщины, самая высокая и частая амплитуда смены эмоциональных состояний. Чтобы её поддерживать она использует всевозможные способы переживаний, для этого снова и снова оказываться там, где ей обеспечен смертельный страх и леденящий ужас.
Поводы для эмоциональных раскачек у Консуэло были самыми разными. Её фантазия подсказывала ей за что можно зацепиться, чтобы увеличить амплитуду страха. «Трещащие маски», «пишущие руки», одинокие, опасные для жизни прогулки по ночным лесопосадкам или охваченному революцией Буэнос-Айресу. Фантазии и вымысел Консуэло вкупе со зрительной болтовнёй успешно индуцировали не только её саму, верящую в ей же самой придуманные истории, но и друзей.
Далее Ксения Куприна продолжает: «...однажды она мне звонит, голос совершенно убитый: «Приезжай сейчас же!» Я приехала... она была вся в чёрном... вся в слезах. И тут она мне рассказала, что она встретила, наконец, человека — сильного, красивого, замечательного, который спас её от всего в жизни... горя, отчаяния, страха...»
Оказалось, что речь шла о де Сент-Экзюпери, с которым Консуэло познакомилась в Буэнос-Айресе. Между лётчиком и зрительной фантазёркой возникли отношения, приведшие их в мэрию для регистрации брака. Однако Консуэло сбежала в Париж, в надежде, что Антуан бросит все дела и помчится за ней. Но тот был занят в «Аэрпосталь-Аргентина», а из-за непредвиденных вылетов некоторое время не давал о себе знать. Несостоявшуюся невесту охватили страх и паника: в этот раз события развивались не по привычному для неё сценарию.
Желая получить поддержку и долю сочувствия от подруги Ксении Куприной, Консуэло рассказала девушке трагическую историю о том, как на её глазах погиб любимый. Этим любимым был некий герой-революционер, на месте его казни «по белым камням, залитым ярким солнцем, текла его алая кровь...» Консуэло оказалась в плену собственного вымысла, а для убедительности своих слов она даже пыталась покончить жизнь самоубийством.
Из системно-векторной психологии Юрия Бурлана известно, что в зрительном векторе присутствует ещё одна особенность — склонность к эмоциональному шантажу. Человек со зрительным вектором – существо публичное и демонстративное. Разыгрывать «личную драму» в одиночестве – не его стиль. Он катастрофически нуждается в «партнёрах» и «зрителях».
Неразвитая кожно-зрительная женщина, находящаяся в панических состояниях, утрачивает контроль над своими эмоциями. Её лабильная психика не способна удерживать сверхстресс внешних обстоятельств.
В таком состоянии она женщина способна наглотаться таблеток, перерезать себе вены, пытаться спрыгнуть с балкона в надежде, что кто-то её удержит за фалды. На самом деле это обычная игра на публику, которая порой завершается трагически.
Консуэло нашла в лице Ксении Куприной благодарного зрителя и даже участника для своего спектакля, растянувшегося на несколько суток: «Наш общий друг дал нам ключи от своего домика... на озере под Парижем... и я... в качестве такой няньки поехала с ней...Три дня и три ночи я то и дело бегала вытаскивать её из озера, ночью она не давала мне спать своими отчаянными истериками, и я все боялась, что она либо вскроет себе вены, либо отравится...» [М. Мижо «Сент-Экзюпери»].
Шантаж суицидом завершился через три дня. Консуэло получила от Антуана телеграмму и призналась Ксении: «Я думала — он меня покинул, изменил... И вот я придумала, что он умер!»