Дифференцированные подходы к обучению младших школьников, раскрываемые в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Публикация посвящена актуальной теме обучения в младшей школе...
В сборнике трудов II Международной научно-практической конференции «Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта» опубликована работа специалистов Портала Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, посвященная дифференцированным подходам к обучению младших школьников. Конференция состоялась 17 апреля 2015 г. под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, организатором данного события выступил Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)».
Сборник трудов конференции индексирован в базе данных "Российский индекс научного цитирования" (РИНЦ). ISBN 978-5-9906281-9-9
Публикация посвящена актуальной теме обучения в младшей школе. Вниманию педагогов предложена новейшая методика с учетом дифференцирования врожденных свойств учеников на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Несомненно, данная методика обладает огромным потенциалом в практическом применении.
Предлагаем полный текст публикации:
Дифференцированные подходы к обучению младших школьников, раскрываемые в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Для успешного выполнения задач в учебном процессе педагогу необходимо учитывать природные свойства вверенных ему учеников, ориентироваться на те особенности, присущие каждому ребенку, с помощью которых можно максимально оптимизировать способы достижения целей обучения. [1]
Каждый человек от рождения обладает определенным векторальным набором, который невозможно изменить, но вполне возможно развить в ребенке имеющиеся у него качества. Если развитие затормаживается, могут произойти сложные и необратимые изменения в психическом ребенка, влияющие на всю его дальнейшую судьбу и, соответственно, на судьбу общества в целом.
Всего существует восемь векторов, из которых четыре т.н. нижних: мышечный, кожный, уретральный, анальный. Хотя бы один из нижних векторов присутствует у каждого человека, отдельно или в сочетаемости. Четыре верхних вектора: зрительный, оральный, звуковой, обонятельный – встречаются гораздо реже и не у всех. [2]
Приходя в класс, учитель должен понимать как природу отношения разных детей к процессу обучения, так и свои собственные ожидания и устремления. Нельзя во главу угла ставить идеалы, присущие самому преподавателю, а надо понимать все многообразие человеческих качеств и желаний. [3]
Не слишком часто в одном человеке сочетается быстрота и тщательность исполнения.
Ребенок, быстро бросающийся решать любую задачу, обладатель кожного вектора, обычно не заботится об аккуратности и выверенности полученных результатов. Мотивировать такого ученика можно, акцентируя его внимание на пользе, даже выгоде от полученных знаний. [4]
В противоположность «кожникам», обладатель анального вектора медлителен, в работе проверяет каждую мелочь. Такой ребенок с трудом адаптируется к новым условиям, новизна вызывает у него стрессовые состояния. При этом «анальник» способен очень глубоко усвоить и проработать материал, доводя порученную ему работу до совершенства. Для такого ребенка очень важна высокая оценка его труда, мотивирующая его на дальнейшую работу, ему необходимо ощущать школу «вторым» домом.
Особого внимания требует присутствие в классе детей с уретральным и/или звуковым вектором.
Первый типаж встречается довольно редко, это природный вождь (не путать с «кожным» лидером), который не поддается никаким ограничениям, с взрывным характером, подверженный вспышкам гнева, на первый взгляд, необоснованным. Мотивацией в этом случае должно быть уважительное обращение к ответственности ребенка, его готовности понимать и учитывать интересы всей группы. Необходимо правильно направлять большой природный потенциал уретрального ребенка на общее благо, неразрывно связанное с его собственным. [5]
Обладателей звукового вектора в мире немного, но именно они дают наибольшее число гениальных изобретений и цивилизационных прорывов. Тихие, молчаливые, с отсутствующим взглядом ученики при неправильном понимании и обращении могут закрываться в себе и отказываться от общения, что обычно учителями воспринимается крайне негативно и может послужить поводом поставить диагноз «задержка психического развития». На самом деле «звуковики» отличаются очень мощным интеллектом, способностью осмысливать совершенно невероятные для общепринятого порядка понятия. Такие дети очень чувствительны к повышению голоса, на них нельзя кричать, повышенный звуковой фон, обыкновенно присутствующий в школе, уже сам по себе является для такого ребенка стрессообразующим фактором. «Звуковикам» необходимы задания повышенной интеллектуальной сложности, от решения которых они получают колоссальное, не всегда понятное другим, наслаждение.
Довольно большой проблемой для педагога может стать наличие среди его учеников обладателя орального вектора, который без конца шутит над всем и вся без какой-либо боязни или стеснения. Такого балагура невозможно обуздать императивными указаниями, замечаниями в дневнике или вызовом родителей. Этот ребенок получает слишком большое удовольствие от самого процесса говорения. Поэтому наилучшим способом направить потенциал «оральника» в нужное русло будет поручение ему устных докладов, участие в певческом деле или ведении школьных мероприятий: утренников, концертов и пр.
Еще один типаж, требующий повышенного внимания и особого подхода, это мальчик, обладающий кожным вектором в связке со зрительным. Если девочкам с такой же кожно-зрительной связкой прощается и даже приветствуется их миловидность, ранимость, чувствительность, часто слабость, то к мальчикам с такими качествами остальные дети могут быть довольно жестоки. При правильном воспитании такие ребята становятся замечательными актерами, певцами, танцорами, тонко чувствующими прекрасное, умеющими это выразить телом. Их эмоциональность и чувствительность при должном развитии вырастают в любовь и сострадание к другому человеку, особенно к людям, чем-либо в жизни обделенным: пожилым людям, больным детям, инвалидам.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ключ к пониманию врожденных свойств каждого ребенка, а также возможность учителю самому осознать свои собственные свойства и желания [6]. Педагог должен отказаться от бессистемного проецирования своих представлений, каким образом можно достигнуть лучшего результата с каждым ребенком, а учитывать уникальность каждого ученика, выдвигая на первый план эффективность занятий.
Библиография:
- Князева О. Занятия для подготовки детей к школе: легко, интересно, системно. 27.01.2015 // //www.yburlan.ru/biblioteka/zanyatiya-dlya-podgotovki-detei-k-shkole-legko...
- Очирова В.Б., Голдобина Л.А. Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения. // «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»: сборник материалов VII международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (21 ноября 2012 г.) . Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. C.108-112.
- Очирова В.Б. Инновационное исследование проблем детства в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. –Пенза: Изд-во Пенз.гос.технол.акад., 2012. C.119-125.
- Винникова В. Учение с увлечением - 12.07.2014 // http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/uchenie-s-uvlecheniem-kak...
- Винникова В. Почему ребенок не хочет учиться. Конфликт с учителем. - 05.082014. // http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/pochemu-rebenok-ne-xochet...
- Очирова В.Б., Грибова М.О. Развитие ребенка: пути решения проблем на основе методологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана. // Актуальные вопросы психологии: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 30 апреля 2013 г.: Сборник научных трудов. Краснодар, 2013. C.88-90.