Ложечку за маму: как правильно накормить ребенка
Нередко родители жалуются на плохой аппетит у ребенка. Либо он отказывается от еды, либо ест очень мало. Начнем с того, что у физически, психически и эмоционально здорового человека (взрослого или ребенка) и аппетит здоровый. Человек хочет есть, испытывая голод, — это его природная потребность. Как быть родителям, если «ложечка за маму» не помогает?
Повезло тем родителям, дети которых кушают с аппетитом, не привередничают, не мучаются животиком то и дело. Кому-то повезло меньше, и ребенка приходится уговаривать, заставлять, идти на ухищрения: обещать сладкое или развлечения после супа, весело и интересно оформлять подачу блюда, а то и целые игровые представления устраивать — пусть так, но его реально накормить. А с некоторыми детишками никакие приемы не работают.
Для родителей эта ситуация морально тяжелая. Они ведь заботятся о ребенке, хотят для него только лучшего, беспокоятся о его здоровье и правильном развитии. А уж если бабушки-дедушки или знакомые сердобольно выскажутся о том, какой ребенок худенький или как он плохо растет, это же удар по больному месту!
Как быть родителям, если «ложечка за маму» не помогает?
Проблемы с питанием у детей
Плохой аппетит
Нередко родители жалуются на плохой аппетит у ребенка. Либо он отказывается от еды, либо ест очень мало.
Начнем с того, что у физически, психически и эмоционально здорового человека (взрослого или ребенка) и аппетит здоровый. Человек хочет есть, испытывая голод, — это его природная потребность.
Почему у ребенка бывает плохой аппетит:
- Такой аппетит конкретно для него нормальный, но не по оценке родителей, которые сравнивают с другими детьми или с собой в детстве. Необязательно каждый ребенок должен соответствовать неким усредненным нормам. Здоровый ребенок съест столько, сколько ему необходимо. Если он ест меньше или реже, чем сверстники, но чувствует себя бодрым и активным, значит, ему хватает, это его индивидуальная норма.
- У ребенка имеются проблемы с физическим/психическим/эмоциональным состоянием.
Проблемы с физическим здоровьем определяются медиками и обычно проявляют себя не только снижением аппетита.
В большинстве случаев причина плохого аппетита — в неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии. Тут может быть масса вариантов, суть которых сводится к тому, что ребенок испытывает стресс.
Есть общие для всех причины стресса — например, недостаток чувства защищенности. Есть и индивидуальные, которые зависят от психологических особенностей ребенка, его врожденных желаний и ценностей.
До шести лет состояние ребенка практически полностью зависит от обстановки дома, в первую очередь от состояния мамы, частично — от обстановки в детсаду. Позже влияние внешнего окружения — школы и улицы — все больше возрастает.
Для маленького ребенка мама — почти весь мир, основная связь с ним, гарант безопасности и выживания, условие гармоничного внутреннего состояния. Поэтому ребенок неосознанно очень тонко чувствует состояние мамы, которое автоматически передается ему.
Если мама в целом довольна жизнью, хорошо себя чувствует, счастлива в браке, спокойна за будущее, то и ребенок ощущает защищенность, спокойствие и радость от жизни. А если мама находится в тревожном состоянии, депрессии, долгосрочном стрессе, боится по каким-то причинам за себя, не уверена в муже, в себе, в завтрашнем дне? Даже если внешне она держится молодцом и старается не показывать ребенку свое внутреннее состояние, оно все равно влияет на него.
Обстановка в семье напрямую влияет на чувство защищенности и безопасности ребенка. Любые конфликты, скандалы, неприязнь и прочие неблагоприятные обстоятельства негативно сказываются на состоянии, поведении и развитии малыша.
Нехватка эмоциональных связей с близкими может быть причиной плохого поведения ребенка, в том числе агрессии, капризов, истерик или эмоционального шантажа. Если он видит, что так привлекает недостающее внимание родителей, то быстро научается это применять. Как вариант — демонстративный отказ от еды, чтобы мама с беспокойством уговаривала его съесть еще ложечку.
Достаточное внимание — это не только уделяемое ребенку время, но и степень эмоциональной близости при этом. Формально мама может быть рядом сутками, а нужного эмоционального отклика ребенок от нее не получает: не может доверительно поговорить, поделиться переживаниями, почувствовать себя понятым.
Наличие эмоциональной близости позволяет выяснить, какова обстановка в детсаду или школе. Нередко источники стресса находятся там. Но ребенку бывает тяжело говорить о чем-то, особенно если это его напугало, вызвало сильный стыд или чувство унижения. Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком, тем проще ему поделиться тревожащими его обстоятельствами.
Некоторым детям для комфортного состояния нужно соблюдение каких-то особых условий. Например, бывает, что ближе к вечеру ребенок кушает лучше, да и в целом ведет себя активнее. Или плохо ест, если вокруг много отвлекающих факторов или шумная обстановка, которую родители могут и не замечать — им привычно.
У некоторых детей улучшается аппетит, если блюдо красиво оформлено. Хотя с этим надо быть поаккуратнее: приучишь ребенка к изыскам — он начнет отказываться от простой подачи.
Переедание или зависимость от сладкого
Если одни дети от стресса теряют аппетит, то другие могут, наоборот, начать переедать или налегать на вредную еду, сладости — это зависит от особенностей психики, которые определяют поведение любого человека.
Как и у взрослого, у ребенка возникает желание добрать недостающее удовольствие от жизни самым доступным способом — чем-нибудь вкусненьким.
Это кажется, что в таком беззаботном возрасте все только в радость. На своем уровне психического и эмоционального развития ребенок ощущает всю полноту переживаний. Хочется быть хорошим для родителей и воспитателей или учителей, а его упрекают — грустно. Хочется, чтобы похвалили за успехи, но все старания остались незамеченными — обидно. Поссорился или расстался с друзьями — тяжко на душе. Первая влюбленность безответна — и детское сердечко болит.
Шоколадка или чипсы хоть ненадолго, хоть частично, но заполнят нехватку удовольствия. И быстро это превращается в привычку.
Проблемы с пищеварением
Доктор обследовал — ребенок здоров. Но то и дело у него болит живот, его тошнит, проблемы со стулом. Особенно если понервничает. Мама поругала, воспитательница в садике заболела — и его перевели в другую группу, контрольная в школе.
Это тоже индивидуальная реакция на стресс. Психическое состояние и физическое здоровье связаны — это давно ни для кого не секрет. Только у одного от переживаний появляется сыпь на коже или веко дергается, у другого живот болит, а у третьего приключается приступ астмы.
Часто проблемы с пищеварением возникают у обстоятельного, немного медлительного ребенка, которого систематически поторапливают — сбивают его естественный ритм, вызывая стресс. Подробнее о психологических причинах болей в животе у детей смотрите видео:
Избирательность в еде
Некоторая избирательность в еде есть у всех детей. Чем проще и привычнее пища, тем лучше ее воспринимает маленький ребенок. Что-то ему невкусно, что-то неприятно по консистенции, запаху или внешнему виду. Это нормально. Пищевое разнообразие сегодня дает возможность подобрать полноценный рацион с учетом предпочтений ребенка.
Проблемы начинаются, если ребенок соглашается есть очень ограниченный набор продуктов. Родители переживают, что он не получит всех нужных веществ. Возникают трудности с питанием вне дома (в учебном заведении, в поездке), где нет возможности выбора блюд.
В этом случае часто у ребенка могут быть негативные ассоциации с какой-то едой, иногда неосознаваемые. Например, ел он рисовую кашу, в этот момент его что-то напугало, он подавился, закашлялся — испугался еще больше. С тех пор он отказывается есть рисовую кашу, или рис в любом виде, или любую кашу. Червячок в надкушенном яблоке, куриные лапы в мусорном ведре — ребенок, может, и забыл о них давно, а подсознание говорит: не ешь эту гадость.
Уже в раннем возрасте дети могут отказываться от мяса. Понимая, что это была живая коровка или курочка, он объясняет это тем, что ему жалко их есть. В корне же — бессознательный страх за себя: если я могу съесть животное, то вдруг кто-то может съесть меня?
Иногда дети могут есть только привычную еду, потому что попробовать новый продукт — значит, совершить маленькое исследование внешнего мира. Это требует некоторых энергозатрат, выхода из зоны комфорта. И если внутреннее состояние ребенка не очень, его психические ресурсы направлены на то, чтобы справляться со стрессом, а не изучать и пробовать новое.
Удовольствие от еды — удовольствие от жизни
Пища — естественный источник эндорфинов — гормонов счастья. Человек поел, из желудка поступает в мозг сигнал: я сыт, а значит, моя жизнь в безопасности. Приятное ощущение внутреннего комфорта от насыщения дарит человеку способность получать удовольствие от жизни на базовом уровне.
В детстве эта способность формируется на самом основном — еде, а дальше расширяется и на другие источники радости.
А теперь представьте, что прием пищи ассоциируется не с удовольствием, а со стрессом, негативом, страхом. Если ребенка насильно пичкают тем, что он есть не хочет, а попутно ругают, кричат, оскорбляют, попрекают, угрожают («вылью суп за шиворот», «отдам Бабе-яге», «не съешь — заболеешь и умрешь»), то помимо проблем с аппетитом у него может появиться психологическая травма на всю жизнь.
А что значит — человек не может получать удовольствие от жизни? Что бы хорошего с ним ни происходило, каких бы целей он ни достигал — ничего не радует. Жизнь вяло течет безвкусной блеклой массой, как та остывшая манная каша с комочками из детства.
Насильственное кормление в детстве — одна из основных психологических причин безрадостной жизни взрослого человека. Можно было понять старшее поколение, прошедшее через ужасы войны и голод. Накормить ребенка посытнее — такой была главная задача. Сейчас угрозу представляет не голод, а переедание, вредная пища и негативные последствия насильственного кормления. Еда, проглоченная со слезами, не идет на пользу.
Что делать родителям
- Изучить психические особенности ребенка. Понимая, как его психика взаимосвязана с физическими проявлениями, что может стать источником стресса, а что, наоборот, способно улучшить его состояние, родители могут грамотно вносить коррективы в режим питания ребенка, учитывая все индивидуальные моменты.
- Исключить стрессовые факторы дома, держать под контролем ситуацию в учебных заведениях. Ощущение защищенности и безопасности — главное, что нужно обеспечить ребенку.
- Поработать над своим внутренним состоянием родителям, особенно маме. Проблемы, которые тревожат взрослых, косвенно сказываются на детях. Когда состояние мамы налаживается, улучшения в поведении ребенка и в отношениях с ним происходят сами собой как дополнительный эффект.
- Исключить насилие в кормлении. Позвольте ребенку проголодаться и захотеть покушать, и он сделает это с удовольствием. Отнеситесь с пониманием к его нежеланию есть что-то конкретное.
- Мягко и грамотно влиять на пищевые привычки. Проще это делать в коллективе, с которым у ребенка теплые взаимоотношения (семья и друзья). Представьте воскресное семейное застолье, где все общаются, весело проводят время и с удовольствием едят и нахваливают даже самую обычную, но вкусно приготовленную еду. Велика вероятность, что ребенку захочется приобщиться к общему позитивному настою.
Родителям очень важно, чтобы ребенок полноценно питался, хорошо развивался и рос счастливым. В их силах обеспечить ребенку все условия для этого. Главное — грамотный психологический подход. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана особенно много внимания уделяется вопросам воспитания детей, ведь они — наше будущее.
«Дочь... Она просто расцвела. Проблем с питанием и стулом нет. Она кушает, кушает практически все, и сама удивляется, как это ей было раньше невкусно. Она кушает, а я плыву от счастья…»
«…Довелось ребенку подхватить в саду в 3 года и 4 месяца ротавирус. Была страшная рвота…
Когда сыну стало легче, он больше всего на свете боялся рвоты и наотрез отказался есть борщ и плов. В тот день, когда он заболел, воспитательница накормила его борщом и пловом.
Поняла, что кормили насильно, потому что с тошнотой он точно не мог хотеть кушать…
Как я и предполагала, теперь каждый прием пищи начинался с отказа есть. Потом он видел, что ем я, и успокаивался, соглашался поесть со мной. Только так он снова стал кушать…
Теперь, когда он чувствует тревогу по поводу еды, на всякий случай спрашивает: «Это не опасно?» Я улыбаюсь и говорю: «Кушай на здоровье!» На живот после еды больше не жалуется…»
«…Результат по детям: старший сын наконец-таки стал есть с аппетитом, он у него просто появился. Он 8 лет занимается хоккеем и при этом страдал плохим аппетитом: ничего не хочу, не буду, невкусно и т. п. Ушла от насильственного кормления…»