На полях семейных сражений. Раздор между детьми
Одна плоть, одна кровь, это верно. Конечно, человек — это не только физическое тело, но и психика, свойства которой даются от рождения и развиваются до окончания пубертатного периода.
Поэтому вопреки ожиданиям единоутробные братья и сестры бессознательно проявляют себя не как близкие друг другу люди, а как соперники...
Те, кто учился в советской школе, наверняка это помнят. Когда ученики знакомились с биографией вождя русской революции, особое внимание обращало на себя то, какие искренние чувства к своим братьям и сестрам испытывали и пронесли сквозь годы дети семьи Ульяновых. С малолетства и на протяжении всей жизни они оставались близкими людьми, о чем свидетельствует теплота, которой пронизаны их письма друг к другу.
Хочется воскликнуть: это же естественно! Как может быть иначе, ведь они одна плоть, одна кровь, родные люди!
Но как бы не так. Много ли вы знаете семей, где братья и сестры по-настоящему душевно близки? Сомнительно, учитывая то количество жалоб, какое можно слышать от родителей по поводу взаимоотношений между их детьми.
«Маленькие дети, братик и сестричка, часто дерутся. Оба добрые дети, потом просят прощения, но не можем понять и научить их договариваться».
«Как правильно построить отношения между детьми, как их помирить? Схожу с ума».
«Брат-подросток очень агрессивный, поднимает руку на младшего, не слушается родителей, со всеми ссорится постоянно. Это не пубертатный период, он с детства такой. Спрашиваем, почему он себя так ведет, он сам не знает».
Неблизкие близкие
Одна плоть, одна кровь, это верно. В этом плане люди — выходцы из животного мира. А у животных никакого родства и близости не наблюдается. Видели, как новорожденные щенки или котята, отталкивая друг друга, суетятся возле мамы? Они не просто чужие, они конкурируют за выживание — за пищу, тепло, безопасность.
Конечно, человек — это не только физическое тело, но и психика, свойства которой даются от рождения и развиваются до окончания пубертатного периода. Можно сказать, что в психологическом плане ребенок за это время проходит путь от человека первобытного до современного, и в раннем возрасте его восприятие действительности во многом еще обусловлено животной составляющей.
Поэтому вопреки ожиданиям единоутробные братья и сестры бессознательно проявляют себя не как близкие друг другу люди, а как соперники.
Битва за любовь
«Когда я растила своего первого сына, мне казалось, что у меня все получается просто идеально, — рассказывает мама двух мальчишек с трехлетней разницей в возрасте. — Он был послушным и покладистым, мог подолгу спокойно играть, не требуя чрезмерного участия взрослых. Если в других семьях я видела детское непослушание и капризы, это вызывало у меня лишь недоумение. Все изменилось, когда появился младший ребенок. Старший стал вредным, нетерпимым, агрессивным. По отношению к младшему ведет себя грубо и жестоко. Когда они вместе, то с ними час за неделю идет — орут, ругаются, дерутся, сладу с ними нет…»
Ребенок не может позаботиться о себе сам, он полностью зависит от мамы, которая создает условия для его жизни и развития. Поскольку человек — это тело плюс психика, ребенку необходимы от мамы не только ресурсы для физического выживания, но и эмоциональный отклик — нежность и ласка, одобрение и сопереживание, вовлеченность в его важные детские дела. То есть все то, что мы привыкли называть материнской любовью. Малыш подсознательно чувствует, что при наличии любви будет и забота, значит, задача выживания будет решена.
Когда в семье появляется младший братик или сестричка и в значительной степени оттягивает на себя внимание мамы, старший ребенок может ощущать это как недополучение любви. Он нервничает и непроизвольно пытается вернуть утраченное, по животному принципу отодвигая конкурента и даже сам толком не понимая, почему притесняет младшего.
При этом родители удивляются, в чем проблема, ведь в бытовом плане никто не обделен: все дети в равной мере накормлены, обуты-одеты, получают подарки и гостинцы и так далее. Но это не имеет значения, так как вопрос тут не бытовой, а психологический.
Дать то, чего нет
— Почему ты стараешься обидеть брата, ведь он тебе ничего не сделал?
— Меня все достало! Хочется увидеть чьи-то слезы, хочется, чтобы кто-нибудь страдал…
Когда на душе хорошо, человек доброжелательно относится к окружающим и готов к сотрудничеству. Непримиримость и агрессия свидетельствуют о том, что в душевном плане не все в порядке.
Необходимым условием хорошего психологического состояния является чувство защищенности и безопасности. Его транслирует ребенку мама. Но порой она бывает растеряна, измотана, не видит будущего, не испытывает удовлетворенности жизнью, ей не на кого бывает опереться. В такой ситуации она не способна передать ребенку то, чего не ощущает сама.
Когда такое происходит, ребенок теряет почву под ногами. Он не может получить от мамы необходимые ему спокойствие и уверенность, а тут еще эти братья-сестры крутятся рядом и требуют того же! Ему самому не хватает, а они лезут!
Отсутствие защищенности и безопасности способно отбросить человека с любого уровня развития к первобытному состоянию. Снова запускаются природные процессы выживания, пробуждающие у ребенка неприязнь, соперничество с близкими, претендующими на то, что требуется ему самому. Или возникает стремление хотя бы сбросить напряжение и сделать так, чтобы они страдали тоже.
Лебедь, рак и щука
«Мальчики-близнецы 10 лет дерутся между собой, ни минуты покоя. Что делать, как разговаривать, крики, уговоры не помогают».
Дети наследуют от родителей внешность и другие физические признаки. Психика — не физиология, по наследству она не передается.
Поэтому даже если братья и сестры похожи как две капли воды, психологически они могут оказаться абсолютно разными. Один подвижный и скорый на подъем — другой неторопливый и обстоятельный, один эмоциональный и ранимый — другой холодный и отстраненный и т. д.
Природа наделяет их разными векторами психики. В связи с разницей в психических свойствах детей их жизненные потребности могут серьезно различаться. Если при этом к их воспитанию применяется одинаковый подход, то кому-то из них, возможно, он подойдет. А кто-то на бессознательном уровне будет ощущать, что его природные запросы не удовлетворяются, врожденные качества не получают достаточного развития. На этом фоне напряжение и неприязнь между детьми могут нарастать.
Родными не рождаются, ими становятся
Пусть животная сущность замешена на неприязни, но любое развитие — это изменение качеств в противоположность от того, что было, и здесь вступает в дело человеческая составляющая.
Если мама понимает как сознательные, так и бессознательные мотивы поступков своих дочек и сыновей, то она получает возможность влиять на ситуацию. Когда женщина знает, как ее собственное состояние воздействует на детей, тогда, видя раздор между ними, она прежде всего прислушается к себе и постарается определить, не ее ли усталость, нервозность, душевный разлад они считывают и не от того ли нападают друг на друга, что растеряны и не чувствуют стабильности в маме.
Такой самостоятельный психоанализ способен дать немалый моральный эффект. Он как минимум оправдывает детей в маминых глазах, снимает с них кажущуюся вину за происходящие конфликты, и они это обязательно почувствуют и дадут ответную реакцию. Как максимум женщина предпримет меры, чтобы вернуть себе душевное равновесие, которое обеспечит детям психологический комфорт и позитивное восприятие друг друга.
Семейная дипломатия
Человек непроизвольно заботится в первую очередь о своем удобстве и хотел бы, чтобы другие под него подстроились. Но поскольку этого хочет каждый, конфликты интересов возникают тут и там. У ребенка способность к сознательному самоограничению еще не очень развита, поэтому при сложных взаимоотношениях с братьями и сестрами мама должна выступить арбитром. Арбитром понимающим и справедливым, где справедливость означает, что каждому ребенку будут созданы условия для максимального удовлетворения его врожденных желаний.
Когда женщина понимает, как устроена психика ее детей, она может объяснить им, чем они отличаются друг от друга, и показать, что это замечательно, так как придает жизни разнообразие, а семью делает сильнее.
Видя, что мама с равным вниманием относится к потребностям каждого, дети привыкнут осознавать их не менее важными, чем свои собственные, смогут принимать других такими, какие они есть. Дети начнут понимать, что семья как единый организм: если в одном месте болит, то он уже не является здоровым, неудовлетворенность одного неизбежно скажется на остальных. Это поможет научить детей договариваться и делиться, устранив тем самым предпосылки для конфликтов.
Воспитание чувств
Восприятие мира и людей происходит в ощущениях, поэтому достижение подлинной близости возможно через воздействие на чувства. Люди склонны с теплотой относиться к тем, с кем их связывают окрашенные позитивными эмоциями моменты.
В плане воспитания детей здесь неоценимую роль играет совместное чтение классической художественной литературы. Это может быть чтение мамой перед сном или любое удобное время, когда дети и мама, или даже вся семья, собираются вместе и читают вслух — по очереди, по ролям или в любом ином формате.
Большое значение имеет подход к выбору книг: это должны быть талантливые произведения детской мировой классики, написанные ярким, образным языком, которые имеют захватывающий сюжет и вызывают сильный эмоциональный отклик, заставляют работать воображение и сопереживать героям. На волне таких душевных вибраций дети становятся ближе и добрее друг к другу, учатся сочувствию и состраданию.
Вслед за чтением сплотить детей маме помогут и другие общие занятия, которые приносят удовольствие и вызывают душевный подъем: посещение театров, концертов, совместных творческих мастер-классов. На праздник можно устроить домашнее представление — поставить пьесу или подготовить программу выступлений, в которой поучаствует каждый. Даже общесемейные настольные игры или лепка пельменей, если они организованы с весельем и комфортом, будут способствовать возникновению близости между детьми!
* * *
Ощущение защищенности и безопасности, свобода быть собой и чувственная развитость — это та почва, из которой может произрасти самая настоящая братская любовь на всю жизнь. Обеспечить своим детям оптимальную атмосферу для такого развития помогают знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
«Люблю ли я своих детей? Да! Больше всего на свете! Но почему же, видя, как кто-то из них плачет, мне хочется его/ее придушить? Почему они ведут себя как пещерные люди, не слушаются, дерутся? Сын постоянно ноет, пронзительно, долго.
На тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана я пришла полгода назад. Не взаимоотношения с детьми были моим запросом, но то, что я услышала на тренинге, меня тронуло до глубины души.
Сейчас меня уже совсем не пугает, а радует совместное времяпрепровождение. Мы можем вместе гулять, ездить на море, и мне не тяжело, хотя и не всегда бывает все гладко».
«Без знаний системно-векторной психологии я бы никогда не смогла объяснить, почему же у меня не получается воспитывать детей. Так с нами играет судьба и дает нам детей, совершенно противоположных нам векторально, для того, чтобы мы могли избавиться от нашего эгоизма, вылезти из нашей шкуры и постараться увидеть мир глазами другого человека, в данном случае своего ребенка, ведь ради другого мы бы не старались и у нас не было бы стимула. И то, что в детстве было бы хорошо для нас, может оказаться губительным для твоего ребенка, и наоборот.
Когда однажды в твою голову попадают знания, о которых ты раньше ничего не слышал, такие как СВП, именно в этот момент ты меняешься, твой угол зрения, под которым ты смотришь на мир, разворачивается, и получается, что это уже не тот мир, в котором ты жил, а совсем другой, лучше, шире, полней. Проблемы, которые казались тебе нерешимыми, вдруг просто перестают существовать, потому что остаются там, в том прошлом, глупом мире, который ты считал умным, но теперь никогда больше не сможешь вернуться туда, потому что твой мозг взрослеет, как мозг младенца по отношению к взрослому человеку».