Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Марлон Брандо: неприрученный бунтарь Голливуда

Марлон Брандо был запоминающейся личностью, он внес огромный вклад в киноиндустрию. Его имя занимает четвертое место в списке «100 величайших звезд кино за 100 лет», составленном Американским институтом киноискусства, а также он вошел в список «100 наиболее влиятельных людей ХХ века» по версии журнала «Time»...

В середине ХХ века, когда в кинематографе царил пик лаковой классики, на голубых экранах появился дерзкий и ярко заявляющий о себе актер — Марлон Брандо. Будущий секс-символ целого поколения, возмутитель спокойствия, разрушитель шаблонов и настоящее проклятие для режиссеров.

Никто не оставался равнодушным к этому кипящему жизнью и чудаковатому безумцу. Марлон был настоящим магнитом для журналистов, его обожали женщины, едва выносили кинобоссы, окрестив актера сумасбродом с тяжелым характером.

Брандо жил и творил по своим правилам, неизменно срывая овации публики и получив признание зрителей по всему земному шару. Необузданный эпатаж и магнетизм Брандо был неоспорим.

Марлон Брандо был запоминающейся личностью, он внес огромный вклад в киноиндустрию. Его имя занимает четвертое место в списке «100 величайших звезд кино за 100 лет», составленном Американским институтом киноискусства, а также он вошел в список «100 наиболее влиятельных людей ХХ века» по версии журнала «Time».

В арсенале Брандо два «Оскара», два «Золотых глобуса», три премии «BAFTA» и приз за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля, его имя упоминается в десятках популярных песен. Несмотря на это, в последние годы жизни Марлон оказался банкротом и жил в бунгало с одной кроватью.

Удивительная и масштабная личность — Марлон Брандо. Он был не только актером, но и ярым защитником слабых и обездоленных. Борцом за справедливость и права человека. Что вызывало еще большее восхищение публики.

Но в чем же секрет этого гениального человека — счастливая звезда, воля случая, а быть может, талант или трудолюбие? Почему, имея такой ошеломительный успех, Брандо остался ни с чем на закате жизни?

Бунт без причины

Для многих людей, кто так или иначе сталкивался с Марлоном, он был пугающе притягательным и невероятно харизматичным.

Он вел жизнь своенравного и свободолюбивого богемного чудака. Совершенно не пытался соответствовать правилам и устоям общества, из-за чего многие приписывали молодой звезде манию величия.

«Я пытался быть разумным и оставаться в рамках, но от этого у меня возникало ощущение, что я словно отказываюсь от собственных мыслей, принципов. Собственной сути…»

Дерзость и ершистость, бурное неприятие устоявшихся канонов — эти качества в молодости особенно выделялись в характере Брандо. Они присущи актеру в том числе благодаря звуковому вектору. Он наделяет его обладателя нестандартным мышлением.

«Он славный малый, но жить с ним — это взбираться по смазанному шесту в охваченном войной Шанхае».

Дороти Пеннибейкер, мать Марлона

В детстве Марлон был настоящим хулиганом и проказником.

Марлон Брандо фото

Юного Брандо выгнали из школы за то, что он гонял на мотоцикле по коридорам учебного заведения. Так же Марлона выгнали из Военной Академии за попытки покинуть территорию, что было строго запрещено. В той же Академии он не прошел психиатра, так как в анкете в графе национальность написал «человек», а в графе цвет кожи — «сезонно-устричный, изменяется в пределах от белого к бежевому».

Родным и близким порой не хватало сил и терпения на эпатажного и энергичного Бада — так называли его в семье. Особенно возмущало поведение будущей звезды отца семейства — Марлона Брандо-старшего, человека строгих правил. Он откровенно высмеивал выразительный голос сына, необычные позы и особенно нарушение им правил. Это было настоящее противостояние — коса на камень, отчего маленький Бад старался находиться дома как можно меньше.

Уехав из дома в Нью-Йорк, еще совсем молодой Марлон был опьянен свалившейся на него свободой. Он посещал вечеринки, много выпивал, веселился и вкушал жизнь во всех ее проявлениях.

«Однажды я напился и уснул прямо на тротуаре. Меня никто не потревожил. Когда мне захотелось писать, я встал и облегчился за кустом. Я был в восторге оттого, что сплю на тротуаре Вашингтон-сквер, не имея никаких обязательств ни перед кем и ни перед чем».

Первое время Марлон жил то там, то сям. Его имущество состояло из барабана, красного пианино, пары книг, а из одежды была майка и голубые джинсы. Несмотря на это, молодой актер нисколько не печалился, наоборот, он был счастлив. Брандо не стремился к имущественному обогащению и карьерному росту. Его приоритет был в наслаждении от свободы и желании оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Именно поэтому его актерская карьера стала началом для общественной деятельности. Хотя Брандо и нравилось играть злодеев в театре, в жизни он был ярым проповедником справедливости, выступая защитником прав коренного населения Америки, индейцев, и выходцев из Африки, афроамериканцев. Главной идеей Марлона было сделать мир интернациональным, без деления людей на цвет кожи и национальность. Мир, где никто никого не ущемляет в правах.

Участвуя в громких маршах за расовое равноправие, Брандо даже отказался от премии «Оскар», присужденной ему как лучшему киноактеру за главную роль в «Крестном отце». На вручение премии вместо актера пришла девушка-индианка из племени апачей, Шашин Маленькое Перо, и просила передать слова Марлона о том, что он отказывается от премии в знак протеста против дискриминации и нищенского положения американских индейцев.

Пожертвовать трофеем ради возможности осветить проблему притеснения слабых народов — этот поступок вызвал бурю восторга среди простых людей. Деятели же киноиндустрии лишь увидели в этом проявление «дурного характера» актера.

Все голливудские красотки вели охоту за бунтарем. «Он был самым чувственным парнем, которого только можно себе представить, его природный магнетизм просто обезоруживал!» Именно так характеризовали Марлона Брандо его театральные подружки и экранные партнерши. Перед обаянием Брандо не смогла устоять даже первая красавица «фабрики грез» Мерилин Монро. У двух секс-символов ХХ века случился короткий и бурный роман.

Марлон Брандо: неприрученный бунтарь Голливуда фото

Но несмотря на ошеломительный успех среди гламурных див, сам Марлон предпочитал простых девушек-эмигранток или беженок.

«Я всегда имел чувственное место для хрупкой женщины — эмоционально хрупкой женщины… кто удивлялся и боялся неожиданностей… Да, мне нравятся женщины с недостатками, а не кукольные красотки…»

Брандо любил людей без деления на плохих и хороших. Несмотря на непредсказуемость и постоянное противостояние с голливудскими боссами, которым было непросто сработаться с сумасбродом, бросающим вызов их идеям, Брандо был чрезвычайно дружелюбным. На съемках «Дон Хуан Де Марко» на его вагончике висела табличка, написанная его рукой: «Входите без стука!» — чем вызывала всеобщее удивление.

В Америке, где царит кожный менталитет, где во главе рациональность, закон и личные рамки, такое поведение было как минимум непонятным и даже вызывающим.

Брандо часто забывал текст сценария и импровизировал на съемочной площадке. Несмотря на ошеломительный успех и органичность импровизации Марлона, это выводило из себя режиссеров, желающих следовать рамкам сценария. Ведь от этого зависел их гонорар.

«Я всегда делал, что хотел, но многие расценивали это как дикость. Я таков, каков я есть, и если для того, чтобы сохранить свое «я», мне нужно будет биться головой о стену, я это сделаю».

Во многих кинокартинах Брандо играл самого себя. «Я в предполагаемых обстоятельствах» — говорил он о своих героях. Будь то Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желание»; революционер Эмилиано Сапата («Вива, Сапата!»); смутьян Терри Маллой, идущий против системы («В порту»); несущий справедливость шериф Колдер («Погоня»).

Чудак и безумец

Основу психики Марлона Брандо составляла звуко-зрительная связка векторов. Это сочетание противоположных, но взаимодополняющих качеств. Такое сочетание дает миру не просто хороших, а гениальных актеров. В этой связке зрительный вектор делает человека ярким, эпатажным, с добрым сердцем, а звуковой вектор делает внутренний мир человека особенно глубоким. Это человек, который время от времени проявляет черты как экстраверта, так и интроверта.

Характерным проявлением такого сочетания является череда состояний — когда Марлон Брандо мог быть невероятно жизнерадостным, а на следующий день погрузиться во вселенскую тоску и поиск смысла жизни.

«Я все время ищу какой-то ответ. Но ответа нет. Ничего нет. Я пытаюсь расслабиться, но все время одно и то же. Я уже умаялся размышлять о правде и ее аспектах. Я ничего не нахожу…»

На эти мысли Марлона наводил страждущий смыслов звуковой вектор. В моменты, когда актер погружался в это состояние поиска, окружающим было тяжело понять, что не так и в чем причина внезапного безразличия, холода и отстраненности только что кипящего жизнелюбием человека. Эти переходы состояний очень точно описала в одном из интервью Анна Кашфи — первая жена Марлона:

«Трудно описать очарование Брандо. Это был вихрь, водоворот… Он закрутил меня. Я любила его, ненавидела и терпела. Жизнь с Брандо похожа на скачки. Короткие вспышки сумасшедшего влечения и долгие периоды скуки и безразличия. Но вместе с тем он, как магнитом, притягивал к себе журналистов, интеллектуалов и целый полк поклонников. Я не могу больше выносить его странного образа жизни. Марлон твердит, что хочет настоящей жизни, а сам витает в мире своих иллюзий».

Анна покорила Брандо своими рассказами об Индии и философии древнего Востока. Марлон познакомился с ней в момент поиска «настоящей, не кукольной женщины». Но уже через месяц после свадьбы Анна застала его с другой.

Личная жизнь актера была бурной, но не безоблачной. Марлон Брандо по-зрительному был влюбчив, а из-за звукового вектора не мог найти родственную душу, казался многим невыносимым и сложным в быту человеком. Таким образом к концу жизни за его плечами было три брака и 11 детей, трое из которых были приемными.

 Бурный характер Марлона Брандо фото

Как это ни странно, но из-за хулиганского характера Марлона в детстве учителя считали его умственно отсталым, тем самым посеяв в его голове мысль, будто он глуп. Один из учителей даже протестировал уровень IQ мальчика и высмеял его при всех за низкий показатель. Этим он чуть было не поставил крест на способностях Марлона, проявленных им еще в раннем детстве (способность имитировать голоса и звуки). Так унизить человека со звуковым вектором — обладателя высочайшего абстрактного интеллекта! Брандо спасло от самобичевания соседство в Нью-Йорке с евреями.

«Я жил среди евреев. Они были моими учителями, они были моими работодателями, они были моими друзьями. Они ввели меня в мир книг и идей, о существовании которых я и не подозревал. Я проводил с ними ночи напролет — задавал вопросы, спорил, испытывал себя. Они пробудили во мне снова жажду информации! Я читал Канта, Руссо, Ницше, Локка, Мелвилла, Толстого, Достоевского…»

Актер настолько проникся мудростями человеческого познания и достижений, что вскоре начал рассуждать и сам на остро философские темы. Его звуковой поиск и жажда познания себя пролились бальзамом в бесконечных раздумьях о психоанализе:

«Проблема мотивации действий людей бесконечно занимает меня. Я всегда интересовался другими людьми — что они чувствуют, что они думают, чем они мотивируют свои поступки. Я делаю это не ради личной выгоды, а потому, что меня интересуют не только люди, но и я сам. Почему мы ведем себя так, а не иначе?»

В начале 60-х Брандо первый и единственный раз попробовал себя в качестве режиссера, и ему не понравилось. «Слишком много работы. Режиссер вынужден вставать на заре, а вечером организовывать все на завтра. Это сродни работе в офисе. О господи, как ужасно было бы каждый день вставать рано утром и идти на работу!» — возмущался Брандо.

Устав от актерской деятельности, Марлон Брандо удалился на необитаемый остров, купленный им в Тихом океане. Там он создал институт по изучению проблем использования планктона в качестве пищевого продукта. На острове он мечтал построить иную, особенную жизнь. Наполненную звуковым смыслом.

«Быть актером — это идти на поводу у своего нервного импульса и вести жизнь бездельника. А вот поставить крест на карьере актера — это уже признак взросления… Я всегда старался делать свою работу как можно лучше, но меня всегда интересовали другие вещи. Я так и не смог решить, что же меня интересует больше всего. Жаль, что нельзя иметь десять или пятьдесят жизней, потому что в мире столько любопытных вещей».

 Актер Марлон Брандо фото

Песни, что пела мне мать

У Брандо было особенное отношение к матери — актрисе Дороти Пеннибейкер. Именно с ней тесно связана написанная им автобиография «Песни, что пела мне мать». Дороти привила сыну любовь к театру, а он просто обожал ее. Но эту любовь омрачало пристрастие матери к алкоголю.

«Моя мать не очень заботилась о нас. Ее больше волновало, где бы хорошо надраться, а отец, казалось, весь состоял из алкоголя, адреналина и гнева… Мама была для меня всем. Я так старался…»

Таким вспоминал свое детство Брандо. Его нежное отношение к матери было обусловлено анально-зрительной связкой векторов, придававшей Марлону стремление быть заботливым и послушным сыном, где анальный отвечал за привязанность к матери, а зрительный — за эмоциональную связь с ней. Особую нежность к матери он пронес через всю жизнь и зачастую искал в женщинах схожую с ней манеру поведения. «Порочный, но замечательный человек, моя мама», — говорил Брандо позже с теплотой в голосе.

Зрительный вектор, данный актеру природой, наделил его той самой чувственностью и умением проявить гамму эмоций на экране. Хотя самому Брандо часто казалось, что он холоден и недостаточно открыт сердцем.

«Некоторые думают, что я бесчувственный. Возможно, это и правда. Львиное сердце служит барьером для меня, потому что я слишком чувствительный в душе…»

Мало кто знал, что главный сердцеед и бунтарь Голливуда плакал, смотря мультфильм «Бэмби», и нежно любил кошек. А в детстве был очень привязан к домработнице Эрми. Настолько, что его детское сердце наполнилось навязчивыми фантазиями об этой девушке с индонезийскими корнями. Они спали вместе, девушка не стеснялась ходить при мальчике обнаженной и влюбила его до безумства. Когда же она исчезла, уехав строить свою жизнь, Брандо получил сильнейшую душевную травму и даже не хотел жить. «Моя мать променяла меня на бутылку, а теперь ушла и Эрми. Я утратил связь с этим миром...»

Впоследствии все его женщины так или иначе имели восточные корни, как Эрми, и хрупкость души, как мать. Марлон стал заложником этих образов.

Полноту картины образа Марлона Брандо завершает наличие у актера кожного вектора. Именно он наделил Марлона чувством ритма и актерским талантом. Уже подростком он понял, что неплохо играет на барабанах, и мог проводить часы за этим занятием. Также, благодаря кожным амбициям, Брандо достиг некоторых успехов в спорте, десятиборье и отжимании на руках. Вскоре он понял, что любил соревноваться за трофеи, но ненавидел добиваться их рутинным трудом. То же самое он чувствовал и по отношению к своей актерской деятельности:

«Мне вообще не особенно нравится сниматься. Но в какой, скажите, профессии, можно получать большие деньги за подобное дурачество?»

Хрестоматийный Брандо

Марлон Брандо, каким запомнил его мир, ушел из жизни в 80 лет от дыхательной недостаточности. Его можно было спасти, подключив к аппарату искусственной вентиляции легких, от чего актер категорически отказался. Он прожил яркую и насыщенную жизнь и не видел смысла продолжать ее в таком беспомощном состоянии. К концу жизни его вес составлял более 136 килограммов вследствие проблем с печенью и бесконтрольного обжорства.

О Марлоне Брандо написано немало статей и биографий, сняты документальные фильмы. Его вклад в кинематограф отмечен звездой на аллее славы в Голливуде. Убежденный сторонник системы Станиславского, Брандо своими работами в кино существенно поднял планку актерского мастерства в американской киноиндустрии и послужил эталоном для будущих звезд экрана.

 Марлон Брандо — бунтарь, дикарь фото

Он был неоспоримым секс-символом пятидесятых годов ХХ века. Миллионы людей во всем мире подражали ему, копировали его. Его герой из фильма «Дикарь» оказал влияние на становление движения байкеров и послужил прообразом многочисленных героев-бунтарей. А фильм «Последнее танго в Париже» положил начало использованию в кино эротики, которая дошла и до наших дней.

Однажды Марлон высказался о том, что бисексуален, о чем впоследствии сильно жалел.

«Существует ошибочное мнение о человеке. Я никогда не обращал особого внимания на то, что люди думают обо мне. Но если есть кто-то, кто убежден, что Джек Николсон и я любовники, пусть они и дальше будут это делать. Мне это забавно».

За всю жизнь у Марлона было только два близких друга — Джек Николсон и Уолли Кокс. Тесная дружба с Уолли Коксом, другом детства Марлона, была тем самым предметом слухов о гомосексуальности актера, но обе жены Кокса опровергли эти слухи. Ровно так же, как и сами Джек Николсон и Уолли Кокс не были замечены в гомосексуальности. Кроме того, Марлон Брандо поддерживал дружеские отношения с Джоннни Деппом на протяжении последних 10 лет и даже снялся бесплатно в его фильме «Храбрец».

Как бы то ни было, Марлон Брандо — легенда кинематографа ХХ века. Журналист и автор книг Стефан Канфер справедливо назвал Брандо одним из величайших актеров в истории, дав ему определение целой эпохи:

«Существует кинематограф до Брандо и после Брандо, так же, как и живопись до Пикассо и после Пикассо, литература до Хемингуэя и после Хемингуэя и поп-музыка до Синатры и после Синатры…»

Так, стремясь к обычной реальной жизни, Марлон Брандо стал яркой звездой, осветившей путь к новым граням кинематографа.

 Кинематограф до Брандо и после Брандо фото

Также читайте «Том Харди: «Я одинаково вежливо отношусь и к уборщику, и к президенту…»

Автор публикации: Олеся Культикова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 3
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Наташа Клешнина Халилова 28 ноября 2021 в 18:11

Спасибо еще раз за статью!!! Пошла смотреть фильм с Брандо!!!

Наташа Клешнина Халилова 28 ноября 2021 в 18:11

Спасибо за такое увлекательное путешествие вместе с Марлон Брандо!!! Читая статью, я уже влюбилась в этого мужчину!!!
И конечно только благодаря Знаниям Системно векторной психологии Юрия Бурлана, могу понять как можно чувствовать себя рядом с ним и одновременно понимая как это сложно!
Как точно описала его мама про жизнь с ним рядом....

«Он славный малый, но жить с ним — это взбираться по смазанному шесту в охваченном войной Шанхае».
Дороти Пеннибейкер, мать Марлона

А также, как узнаваемы эти звуковые выражения . особенно когда надо заполнять биографические данные!!!
"В той же Академии он не прошел психиатра, так как в анкете в графе национальность написал «человек», а в графе цвет кожи — «сезонно-устричный, изменяется в пределах от белого к бежевому»."

Прям узнала своего сына!!! Тот тоже не делит людей ни по расам ни по заслугам. Человек Земли!!!
Интересно, что звуковики , всегда имеют это Чувство. что ВСЕ МЫ люди планеты Земля!!! ЧЕЛОВЕК!!!

Наталья Жалнина 25 ноября 2021 в 18:11

Спасибо за прекрасную статью! Через системно-векторную психологию взглянула на актера совершенно другими глазами.