Методика раннего развития Масару Ибуки — После трех уже поздно
«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком профессиональном уровне — нужно, чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».
Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?
Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.
Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.
«Мои родители лишили меня детства».
«Ненавижу музыку с детских лет».
«Ну и что, что я много знаю? Я все равно несчастен».
Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой — то, что работает для одних детей, вредит другим.
Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?
Проанализируем наиболее популярные методики раннего развития детей с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Начнем с методики, предложенной Масару Ибуки.
Сначала скажем немного о создателе методики. Масару Ибуки известен тем, что является одним из основателей корпорации «Сони», его инженерные идеи изменили мир и помогли Японии занять лидирующую позицию в мировой экономике. Кроме того, Масару Ибуки создал новаторскую теорию развития детей раннего возраста, открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов».
Некоторым родителям может импонировать написанная доступным и понятным языком его книга «После трех уже поздно», где он излагает основные принципы раннего развития маленьких детей.
Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.
В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребенок не рождается гением и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трехлетнего возраста)».
70—80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.
Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.
Он пишет: «Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и все это на высоком профессиональном уровне, — нужно чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».
Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.
Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это — выращивать из птички рыбку, — мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.
Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12—15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так до шести лет детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.
Определяя ребенка в садик, мы отдаем его в маленькую «первобытную стайку», которой не известны никакие культурные нормы, в которой каждый хочет одного — получить удовольствие неважно каким способом. В этой стайке во взаимодействии друг с другом и при помощи воспитателей дети постепенно переходят на более культурные формы общения, пробуют свою силу и находят как получать то, что они хотят, не обращаясь к силовым методам.
Тут очень важно понимать, что первично развитие нижних векторов. Не искусствам и языкам должен учиться «маленький гений», он должен научиться самому главному — тому, без чего в будущем ему будет крайне некомфортно жить: он должен научиться занимать свое место в обществе.
Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки — в ущерб нижним векторам, — то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.
Масару Ибуки полагает, что гениями не рождаются, гениями становятся. Талант — это не каприз природы, не наследственность, а заслуга воспитания. К примеру, талант Моцарта «развился благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование». Анализируя судьбы мировых знаменитостей, а также детей-маугли, Масару делает вывод: «Огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда».
Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.
Например, кожная девочка от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.
Анальную же девочку на танцы отдавать — вредить ее психике. Она от природы «плюшечка», немного неуклюжая, медлительная, и, как ни развивай в ней гибкость, грациозность, сделать это не получится. В результате таких экспериментов ребенок заработает множество негативных якорей о том, что она «некрасивая», «толстая», «корова на сцене» и т. п. Ее сильная сторона в другом — она очень усидчивая и может стать настоящим мастером в каких-то поделках (а впоследствии в чем-то более серьезном).
Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.
«У моего ребенка поразительный музыкальный слух», — говорит такой родитель. И начинает таскать малыша в музыкальную школу, нанимать репетиторов. При любых попытках ребенка «отвертеться» устраивает скандал, всяческие намеки преподавателей о безнадежности выбранного пути и просьбы «не мучить ребенка» отвергает, меняет педагогов на более сговорчивых.
А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.
«Гениальными» и рождаются и становятся. Когда способности ребенка развивают в правильном направлении, он обязательно будет успешным, талантливым.
Масару задается вопросом: почему в классе есть дети особо одаренные, которые без видимых усилий становятся лидерами класса, а другие тянутся в хвосте, как бы ни старались? Почему не работает учительский постулат: «Умный ты или нет — это не наследственность. Все зависит от собственных усилий». И отличник всегда остается отличником, а двоечник —двоечником?
Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.
Уретральному легко дается то, что ему интересно. А тем, что ему не интересно, он заниматься просто не будет. Глупо и недальновидно требовать от него отличной учебы, пытаться запирать дома, «чтобы учился», — получите сильнейший протест, а потом побег из дома.
Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.
Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы — его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.
Равный старт для таких детей невозможен. Уретральный всегда маленький вождь, за ним бежит вся ватага. Кожный изначально лидер — любит и хочет организовывать. Анальный ребенок изначально — «рабочая лошадка», свое место в коллективе занимает зарабатывая себе авторитет.
Это нормально все. А чему нам нужно научиться — видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.
Напоследок рассмотрим рекомендации, которые даёт Масару Ибуки.
- Почаще брать ребенка на руки.
- Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
- Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
- Не сюсюкайте с ребенком.
- Не игнорируйте плач ребенка.
- Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
- То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
- Выражение лица ребенка — зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
- Нервозность родителей заразна.
- Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
- Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
- Интерес — лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
- Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
- Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.
«Воспитание ребенка — самая главная работа для матери и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчаемых методов».
При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.
В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети — наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей — это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.
Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств — вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.
Продолжение следует…
Корректор: Галина Ржанникова
Трудно переоценить значимость воспитания детей. От этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь, место в ней и удовлетворенность ею. Спасибо вам большое за такую легкую в понимании статью, раскрывающую эту важную тему.
Забавно, что все написанное в статье - вещи простые, логичные и понятные при условии, что умеешь видеть психические врожденные свойства. И совершенно китайская азбука для тех, кто системными знаниями не обладает.
Не видела в книгах по раннему развитию призыв мучить ребенка. Что-то вы с этим перебарщиваете. Если ребенку не нравится заниматься, ни одна нормальная мама не будет настаивать на занятиях. Я пробовала заниматься, но много из-того, что предлагала, сыну не нравилось. Ну и что? Ни какой трагедии. Мы не хотим вырастить гения. Зачем? Но разве плохо если у ребенка будет хорошая память например? Знакома со многими матерями, которые занимаются ранним развитием, все вполне адекватны и делают это потому что нравится и ребенку и маме. Конечно каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Но если не попробуешь, то не узнаешь, что ему нравится. И ещё... я ходила в садик, место под солнцем я не нашла, и в школе было очень тяжело адаптироваться. Простите за критику, статья будет полезна для мам, которые хотят реализовать себе через детей. К сожалению такие тоже встречаются.
Вы правы, в первую очередь, статья ориентирована на тех мам, которые хотят реализовать себя через ребёнка и такое случается не так уж редко, к сожалению. Но, согласитесь, перепробовать всё - невозможно. Хорошо, если ребёнок обладает такими же свойствами, как и Вы сами, тогда Вы примерно можете ему подсказать сферу возможных интересов. По совпадению свойств. А если нет? Что если ребёнок обладает совсем другими свойствами? Маме даже в голову не придёт предложить, что-то не входящее в сферу её представлений. Речь в статье о том, что раннее развитие хорошо, если оно происходит в сфере интересов ребёнка. И сегодня нет смысла тратить время на метод проб и ошибок. Ведь время развития очень ограничено. Важно успеть развить, то что задано. Иначе мучиться ребёнку придётся всю оставшуюся жизнь. Да и родителям от этого счастья не прибавится.
Еще до встречи с СВП , я наткнулась в журнале на статью про эту методику. У меня была паника. Слова о том, что после трех уже поздно прочно засели в моей голове. Что же делать? Как же все успеть? По другой методике было отведено время до 7 лет. Фу, отлегло, есть еще время. И только оказавшись на форуме Юрия, где люди разговаривали на каком-то другом языке, про вектора, их свойства, я нашла ответы на многие вопросы и эти термины сразу легли по полочкам в голове, все встало на места. Теперь все волнения ушли. Что и как стало понятно.
Отличная статья! Ну прям в точку! Я читал книгу Масару Ибука, И полностью согласен с Вами. Только вот одно смущает... Блин - прям неверится! Почитал форум - Все так и нахваливают этого Бурлана, и такой он и сякой! Аж тошно стало от слащавых речей! Если где-то начинают так молится на одного человека и восхвалять его, то сразу невольно возникает подозрение, не специальное но очень сильное подозрение. И почему я так жутко ненавижу хвалебные дифирамбы в адрес кого бы то ни было? А может он и вправду такой... Такой - что его так хвалят. И хочется верить одновременно, и колется тоже, а вдруг это все постанова? Так много раз обманывался, аж тошно... Ведь интернет гигантское поле (или помойка?) Вот возьмут деньги и впаривают баланду...
Я не про вас, конечно, но кто его знает? А вопрос "что делать?" как был так и остался там же...
Уверена, что за человека говорят его поступки. Обучение онлайн даёт возможность выбора - проходить его или нет. Как правило четырёх вступительных бесплатных лекций бывает достаточно, что бы определить, насколько важным это может быть для вас именно сейчас.
Более 10 000 позитивных изменений которые произошли в жизнях людей, благодаря Юрию Бурлану и команде поддержки, говорят сами за себя: //www.yburlan.ru/results/all/poznanie-sebja
Даулет, спасибо за добрые слова в адрес моей статьи.
Я понимаю ваши подозрения - мы так часто обманываемсяв жизни, то с чего бы нам доверять словам кого-либо, особенно хорошим словам. Все как-то больше приучены к гадостям.Вот в них мы зачастую легко верим.
Здесь не нужно верить. Вы вполне можете сходить на бесплатные лекции и составить свое собственное мнение. системно-векторная психология - это психология, которая реально наблюдается и применяется в жизни.
Бурлан - тот, кто внес большой вклад в ее развитие и создание, поэтому люди, у которых резко в положительную сторону изменилась жизнь после тренинга , пишут так "слащаво" на первый взгляд.
Что касается вопроса: а что делать? Начните с понимания врожденных особенностей своего ребенка...