Аутизм. Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции
Первичная звуковая травма тормозит развитие речи у ребенка, и нужные речевые навыки не появляются в положенный срок. Обычно отмечается запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Когда лепет и гуление возникают, они обычно не интонированы (мало окрашены эмоционально) и не обращены к взрослому...
-
Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом
-
Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям
-
Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции
-
Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом
-
Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей
В этой статье рассмотрим особенности развития речи у аутичных детей. Напомним, что возникновение аутизма связано, прежде всего, с травмой в звуковом векторе, в результате чего ребенок отгораживается от мира, значительно снижается его обучаемость и способность к контакту с окружающими. Развитие всех навыков и свойств психики, обусловленных векторами ребенка, нарушается уже как следствие. В силу того, что связь с внешним миром у ребенка нарушена, не реализуется основная цель вербальной коммуникации: не устанавливается контакт со слушателем.
Первичная звуковая травма тормозит развитие речи у ребенка, и нужные речевые навыки не появляются в положенный срок. Обычно отмечается запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Когда лепет и гуление возникают, они обычно не интонированы (мало окрашены эмоционально) и не обращены к взрослому.
Первые слова и фразы, как правило, тоже появляются позже, но иногда, наоборот, наблюдается слишком ранний старт речи. Объединяет эти два разных типа речевого развития то, что в обоих случаях речь не обращена к другому человеку и первые слова часто вычурные, мало употребляемые, необычные. Порой наблюдается и регресс речи на уровне отдельных слов.
При синдроме Аспергера ребенок может говорить много и взахлеб, цитирует целые энциклопедии, но совершенно не умеет слушать. Обратная связь с собеседником ему мало интересна. Тем не менее в раннем возрасте развитие такого ребенка редко тревожит родителей, напротив, вызывает ощущение того, что в семье растет маленький гений. Его речь обычно аффективно насыщенна, есть склонность к декламации. Проблемы начинаются позже, уже в школьном возрасте, когда выясняется, что адекватно вести себя в коллективе и усваивать школьную программу ребенок не может.
При синдроме Каннера картина речевого развития совсем другая. Речь развивается с серьезной задержкой, плохо интонирована и долго остается на стадии так называемых «эхолалий» (неосмысленных повторов услышанных прежде слов или фраз). Однако при качественной коррекции и усилиях родителей именно такой ребенок позже начинает использовать эхолалии в целях коммуникации.
Форма речи долго остается неправильной (например, ребенок вместо «я хочу сок» будет говорить «ты хочешь сок», то есть повторять фразу в той форме, которую услышал от родителя). Но так или иначе это уже дает старт тому, что речь начинает использоваться по назначению — для установления связи с другими людьми.
Методы коррекции речевого развития аутичных детей
Прежде всего и родителям, и педагогам нужно понимать, что работать следует именно над формированием способности ребенка к диалогу и сотрудничеству.
Для неречевых детей коррекцию следует начинать с развития пассивного словаря (пассивный словарь — это количество слов, значение которых ребенок понимает). Например, перед ребенком на столе ставят несколько предметов бытового назначения (чашку, ложку и т. д.). По просьбе взрослого («дай» или «покажи») ребенок должен выбрать нужный предмет. Когда пассивный словарь ребенка достаточно наработается (хотя бы около 200 слов, обозначающих предметы быта, домашнего обихода), можно переходить к работе с карточками.
Работа с карточками проводится следующим образом: возле реального предмета нужно положить карточку с соответствующим изображением. Это позволяет в дальнейшем перейти к работе с книжными пособиями. А в случае, если активная речь ребенка так и не разовьется, с помощью карточек он сможет общаться с окружающими. Некоторые родители и специалисты также используют жестовый язык, чтобы обеспечить в будущем аутичному ребенку возможность взаимодействия с внешним миром.
Для аутичного ребенка, который все-таки обладает какими-то навыками собственной речи, основной задачей на первых порах становится налаживание диалога с другим человеком, развитие способности слышать и воспринимать обращенную к нему речь. Для этого можно использовать различного рода стихи и потешки, построенные в диалоговой форме. Например:
Взрослый: На машине ехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: До угла доехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: Паровозом ехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух
Взрослый: В огород заехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух
Можно придумать и другие варианты игр, в которых «право голоса» переходит от одного игрока к другому. Например, передаем по кругу мяч, и каждый игрок говорит по одному слову известного всем стихотворения.
Специалисты отмечают, что для некоторых аутичных детей немалую пользу приносят музыкальные занятия, на которых нужно не говорить, а пропевать различные звуки, а затем песни. Особенно актуально это для тех деток, у которых проявляется заикание или другие логопедические нарушения.
Часто у детей с аутизмом наблюдается значительный разрыв между способностью говорить отдельные слова и фразовой речью. В этом случае можно использовать работу с карточками и картинками. Например, на картинке мальчик со стаканом. Прилагаются карточки со словами. Нужно собрать фразу «он пьет» («она спит», «кошка ест» и т. д. — в зависимости от текущего уровня развития ребенка). Через время карточки со словами убираются и ребенка просят рассказать, что происходит на картинке. Позже можно переходить к незнакомым картинкам.
Если у ребенка уже наработана способность к диалогу, важно учить его отвечать на вопросы к картинкам, давать краткое описание, пересказывать услышанный текст.
Родителям аутичных детей с синдромом Аспергера также важно понимать, что основная задача человеческой речи не самопрезентация, а способность устанавливать контакт с другими людьми. Даже если ребенок выглядит маленьким гением, но не слышит никого, кроме себя, — над этим надо работать, иначе с серьезными проблемами вы столкнетесь уже при школьном обучении.
Те же стихи и потешки с очередностью реплик не будут лишними и для такого ребенка. Возможно, ему вы сможете предложить более сложный вариант подобных упражнений — к примеру, устроить домашний кукольный театр, где также присутствует очередность реплик разных героев.
Подытоживая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что для развития навыков и умений аутичного ребенка ему важно прежде всего обеспечить звуковую экологию, а также чувство защищенности и безопасности, которое во многом базируется на сбалансированном психологическом состоянии матери. Базовое понимание звукового вектора дает совершенно иное осмысление происходящего с ребенком и проблемы аутизма в целом. Эти темы раскрываются в том числе и в других статьях, а подробнее вы можете узнать об этом на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь и сейчас.
Корректор: Наталья Коновалова