Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Реализация инклюзивного образования в школе: как воплотить на деле индивидуальный, гибкий подход к ребенку

Решить современные проблемы инклюзии может каждый вовлеченный педагог, который владеет знанием, полученным на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. За несколько недель перед вами раскрываются особенности психики любого ребенка. Это совершенно практический инструмент, с которым можно добиться высочайшей эффективности в работе...

Развитие инклюзивного образования в России

Сегодня в Российской Федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право учиться в общеобразовательных школах. Для этого существует система инклюзивного образования. Она призвана, с одной стороны, разработать гибкий подход при обучении ребенка, с другой — дать ему возможность учиться в коллективе здоровых ровесников. Не замыкаться исключительно в среде больных людей, как это происходит в специальных, коррекционных школах и интернатах. Но на практике развитие инклюзивного образования в России упирается в целый ряд проблем:

  • педагоги теряются, чувствуют собственную некомпетентность — ведь их не готовили к роли учителя, который будет работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с детьми инвалидами;

  • даже учителям, которые всем сердцем любят детей, бывает невероятно трудно понять причины неадекватного поведения ребенка и помочь ему преодолеть эту проблему, а она существенно затрудняет образовательный процесс;

  • преподавателям недостает четких, внятных инструкций, конкретных методических пособий или рабочих тетрадей, по которым можно работать с такими детьми;

  • среди современных школьников не редка агрессия, травля, поэтому не просто создать систему безопасности для ребенка с нарушениями здоровья.

Приходится двигаться вслепую, методом проб и ошибок. Пробовать на практике разные подходы и самостоятельно разрабатывать новые. Но беда в том, что опыт, накопленный с одним «особым» ребенком, может оказаться совершенно бесполезен для другого ученика. Что делать?

Реализация инклюзивного образования в школе: как воплотить на деле индивидуальный, гибкий подход к ребенку

Решить современные проблемы инклюзии может каждый вовлеченный педагог, который владеет знанием, полученным на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. За несколько недель перед вами раскрываются особенности психики любого ребенка. Это совершенно практический инструмент, с которым можно добиться высочайшей эффективности в работе. Вот несколько простых примеров.

1. Ребенок гиперактивный, «расторможенный», иногда раздражительный, хватает в руки все, до чего может дотянуться. Его внимание постоянно перескакивает с одного на другое.

Перед вами обладатель кожного вектора психики с нарушениями в развитии. Здоровый ребенок с такими же свойствами просто подвижный, гибкий, спортивный. Наверняка в вашем классе немало таких детей. Они стремятся к лидерству, хотят быть первыми, ценят материальные поощрения и призы. Но при проблемах здоровья природная подвижность и переключаемость становятся мельтешением, «гиперактивностью», сосредоточиться ребенок почти не способен. Кричать, стыдить, одергивать, требовать спокойного поведения — бесполезно и может привести к обратному эффекту. Чтобы помочь такому ученику, достаточно соблюдать несложные правила:

  • Используйте такие задания, в ходе которых внимание ребенка будет чаще переключаться. Даже здоровые дети с кожным вектором от природы неусидчивы и невнимательны. Их «козыри» — переключаемость, многозадачность, способность делать несколько дел одновременно. Кожный ребенок с нарушениями в развитии поначалу будет неспособен выполнять сложные комбинированные задачи из нескольких составляющих. Но небольшие перерывы и более частая смена заданий поможет ему дольше оставаться сосредоточенным, не вскакивать, не бегать по классу.

    Развитие инклюзивного образования в России картинка
  • Используйте такие задания, как лабиринты, логическое конструирование и тому подобные способы подачи материала. Любой кожный ребенок с трудом учится по учебникам, не может высидеть длительное, последовательное изложение материала. Например, учиться читать по букварю он будет долго и непродуктивно. Но если вы предложите ему лабиринт из букв (сложить слово), или слоговые кубики, разрезные картинки с предложениями — дело пойдет на лад значительно быстрее.

  • Часть задний обязательно должна давать ребенку возможность пощупать, потрогать дидактический материал. Дело в том, что особо чувствительный сенсор такого ребенка — кожа. Через тактильные ощущения он развивается и познает мир. Просто учебника и тетради будет недостаточно, чтобы он хорошо усвоил программу. Применяйте счетные палочки или предметы, кубики с буквами или математическими примерами, любые другие пособия, которые ребенок будет брать в руки.

  • Постарайтесь сразу задать ребенку систему правил и ограничений. Дисциплина и организация — важнейшее условие развития маленького кожника. Даже если поначалу он бунтует (обычно это бывает, если не хватает такой дисциплины и режима в домашних условиях), то позже система запретов и ограничений при правильном ее применении, наоборот, станет принципом его комфорта, научит быть собранным.

  • Применяйте материальные поощрения за хороший результат (наклейки-смайлики, мини-призы или сладости, заготовленные родителями). Любой кожный ребенок ориентирован на ценности пользы и выгоды, ему важно понимать, что он получит за свои труды. В зависимости от уровня развития ребенка, его состояния обговорите с родителями, что может его мотивировать, какой приз или бонус будет самым желанным.

2. Ребенок медлительный, мышление вязкое, неповоротливое. Могут быть проявления упрямства и даже агрессии.

Перед вами обладатель анального вектора психики с нарушениями развития. Здоровые дети с такими же свойствами тоже неторопливы — но в меру, просто делают все тщательно и на совесть. Вы отыщете немало таких учеников среди своих отличников, поскольку накапливать знания — природное желание таких детей. Они старательные, прилежные, внимательные, с хорошей памятью. Но при нарушении здоровья и развития состояние ребенка выглядит совсем иначе.

Тщательность становится патологическим застреванием на каждой второстепенной детали. Неторопливость превращается в болезненную вязкость, ригидность мышления. Как помочь ребенку с такими особенностями?

  • Поначалу просто дайте ему больше времени для выполнения поставленной задачи. Само по себе его состояние уже говорит о том, что в семье ребенок живет в не подходящих для его психики условиях: скорее всего, его торопят и подгоняют. А это только способствует еще большему застреванию, торможению и развитию упрямства у таких детей.

  • Золотое правило «повторение — мать учения» в данном случае как нельзя точно передает способ наилучшего обучения такого ребенка. Используйте многократное повторение и закрепление пройденного материала.

  • Подача материала и выполнение заданий должны быть последовательными. В этом случае многозадачность и необходимость переключаться с одного дела на другое только собьют ребенка с толку. Он будет сбиваться и всякий раз начинать все сначала. Не следует перебивать, обрывать, подгонять таких детей. Они стремятся выполнить все качественно, от начала и до конца.

  • Используйте обычные учебники, дополняйте настольными пособиями. Дети с анальным вектором от природы усидчивые, им вполне подходит традиционная образовательная система.

  • Заслуженная похвала от учителя и мамы — лучшая награда для таких детей. Для них не так ценно материальное поощрение. А вот на добрые слова не надо скупиться и порекомендовать то же самое родителям. В конце каждого занятия отметьте то, что ребенку удалось хорошо, и непременно похвалите.

Перспективы развития инклюзивного образования в России картинка

3. Ребенок тревожный, плаксивый, пугливый, истеричный. Или ему просто свойственны постоянные перепады эмоционального состояния. С трудом фиксирует зрительное внимание на нужном изображении или тексте: глаза «разбегаются».

Перед вами обладатель зрительного вектора психики. Таких детей отличает самый широкий эмоциональный диапазон. Здоровые дети со зрительным вектором сопереживают всему живому: жалеют жучка и паучка, не могут пройти мимо бездомного котенка. Им нравится все яркое, красочное, красивое, поскольку глаза — самая чувствительная зона зрительников.

При нарушениях здоровья зрительный анализатор такого ребенка не справляется адекватно с нагрузкой. Глаза «бегают», он не может сосредоточиться на нужном изображении, отвлекается на все подряд. Эмоциональная сфера тоже приобретает негативные особенности: ребенок не сопереживает другим, а замкнут в своих переживаниях, страхах, эмоциях.

Как создать нужные условия, чтобы зрительный ребенок успешно адаптировал образовательный процесс?

  • В выборе пособий важно найти «золотую середину». С одной стороны, пособие или задание должно быть ярким, красочным. С другой — ребенка на первых порах не должны отвлекать посторонние изображения в учебнике, книге или настенных плакатах. Можно попросить родителей сделать цветные ксерокопии нужных заданий и просто наклеивать их по одному в рабочую тетрадь ребенка.

  • На первых порах важна чуткость к эмоциям ребенка. Ему требуется ваша эмоциональная включенность, сопереживание. Но если зрительный ребенок слишком долго останется сосредоточен только на своих эмоциях — его тревожность, плаксивость будут нарастать. Чтобы дать его эмоциям выход наружу, используйте «театрализацию». Возможно, выполнять задания вам помогут сказочные герои, с которыми приключилась беда, которым нужна помощь.

    Идеальное воспитание чувств дает чтение классической детской литературы на сопереживание и сострадание главным героям. Если здоровье и уровень развития ребенка позволяет воспринимать такие тексты — включайте их побольше в программу. Ориентировочный список таких произведений можно посмотреть здесь.

  • Любые, даже самые «строгие» задания старайтесь дополнять цветом, светом, формой. Это стимулирует зрительный сенсор ребенка, удерживает его внимание. Например, решать примеры можно с помощью математических раскрасок: каждой цифре ответа соответствует определенный оттенок и ребенок раскрашивает картинку, решая примеры. Изучить геометрические формы можно через аппликацию из картона или цветной бумаги и т. д.

Возможности для развития инклюзивного образования в России картинка

4. Ребенок погружен в себя, у него избирательный контакт. Не всегда реагирует на речь и выполняет просьбы. С трудом воспринимает смыслы речи, особенно развернутой.

Перед вами носитель звукового вектора с нарушениями в развитии. Здоровый ребенок с такими особенностями обладает абстрактным интеллектом. Он может быть призером олимпиад по математике или физике. Легко усваивает иностранные языки. Обладает прекрасным музыкальным слухом. При этом видно, что даже здоровые звуковики — природные интроверты. Часто они «ныряют в себя», когда обдумывают задание, ищут ответ. Такие дети не слишком любят шумные забавы ровесников, выглядят «старше» их.

При нарушениях здоровья и развития эта природная интроверсия приобретает патологическую форму. Возникают симптомы чрезмерной погруженности в себя, которая не дает ребенку воспринимать смыслы речи. Организовать учебный процесс с такими детьми непросто, но все-таки возможно.

  • Первое и главное условие — создать атмосферу звуковой экологии. Ухо — сверхчувствительный сенсор такого ребенка. В него будто вмонтирован мощный динамик. И часто причина тяжелых состояний таких детей — звуковые перегрузки дома (ссоры и повышенный тон разговора в семье, постоянно работающий телевизор или громкая музыка и т. д.). Поэтому во время учебного процесса не должно быть посторонних звуков и шумов. Говорите с ребенком на пониженных тонах — не шепотом, но чтобы он вслушивался в речь. Избегайте чересчур эмоциональной подачи — звуковой ребенок будет отстраняться от нее.

  • На первых порах сокращайте речь до короткой смысловой инструкции. Пока ребенок в тяжелом состоянии, он уходит в себя при малейшей звуковой перегрузке. Но на длинной дистанции важно, наоборот, расширять способность ребенка понимать речь. Со временем можно давать инструкции из нескольких действий. Постепенно усложнять форму речевой подачи информации.

  • Сразу включать такого ребенка в шумный класс ровесников не стоит — он будет только глубже уходить в себя. Шумные школьные перемены для такого ребенка могут превратиться в настоящую пытку. Поэтому на переменах ему нужно помочь найти тихое место, а не толкать «поиграть с детьми». Когда он будет готов, он сам сделает это.

Дайте ему время привыкнуть к школьной атмосфере. Потом постепенно можно приводить его в класс на занятия, которые не требуют сильного смыслового сосредоточения, например на уроки рисования или труда. Но важно помнить, что конечная цель — именно полноценная адаптация звукового ребенка в коллектив. В противном случае его «отгороженность» от мира постепенно приводит к существенному отставанию в общем развитии.

Современные дети от рождения несут в себе свойства сразу нескольких векторов. Поэтому на практике у детей с нарушениями здоровья и развития вы часто можете увидеть комплексные нарушения. Например, в какой-то момент ребенок проявляет гиперактивность, в другой — наоборот, «застревает» при выполнении заданий. Или он поочередно то уходит в себя, то, наоборот, реагирует чересчур эмоционально: истерит, плачет.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволит вам всего за пару месяцев разобраться в любых особенностях детей. Это поможет выработать идеально точный подход к любому ребенку. Множество педагогов и психологов оставили свои отзывы о том, как полученные знания повысили их эффективность в работе:

Работа с родителями

При работе с особым ребенком, имеющим нарушения здоровья, очень важно наладить продуктивное взаимодействие с семьей. Ваши компетентные усилия в реабилитации должны дополняться грамотными действиями родителей дома. Понимая психику ребенка, вам будет нетрудно дать нужные рекомендации родителям, например:

  • Звуковым детям важно иметь условия звуковой экологии не только в школе, но и дома. Помимо этого, можно рекомендовать включать звуковому ребенку негромким фоном классические музыкальные произведения — в те моменты, когда он не учится, а просто играет или отдыхает.

  • Зрительных детей важно научить выносить огромный диапазон своих эмоций наружу. Родители могут дома в игре создавать проблемные ситуации, чтобы ребенок сопереживал герою. Постепенно приобщать ребенка к чтению литературы на сострадание. Привлекать его помочь слабой бабушке, больному соседу и т. д.

  • Детям с анальным вектором нужна дома стабильная, предсказуемая атмосфера. К переменам нужно ребенка готовить. В любых делах давать ему довести дело до конца. Не обрывать, не подгонять, не торопить, а хвалить и поддерживать.

  • Детям с кожным вектором вне школы важно давать достаточно двигательной активности и тактильных ощущений. Обязательно нужны спортивные нагрузки и подвижные прогулки. Полезны будут массажи, водные процедуры. Игры с неструктурированными материалами: с песком, водой, пластилином, соленым тестом. Соблюдение режима дня и разумная дисциплина тоже залог хорошего развития таких детей.

Знания о том, как устроена психика человека, поможет вам при взаимодействии не только с детьми, но и со взрослыми. Например, часто педагоги сталкиваются с тем, что родители здоровых детей негодуют и протестуют, что в их классе учится ребенок с нарушениями здоровья. Что движет этими людьми и как найти к ним ключ? Может, они боятся, что их ребенок получит меньше вашего внимания? Опасаются, что его развитие пострадает от «соседства» с больным одноклассником?

Понимая, что движет человеком, можно подобрать идеально точные слова для каждого родителя, развеять любые его сомнения и даже сделать своим союзником в вашей нелегкой работе.

Возможности для развития инклюзивного образования в России: от индивидуальной работы к интеграции в общий класс

Полноценная интеграция особого ребенка в общеобразовательную систему подразумевает два встречных направления:

  1. Максимально раскрыть потенциал ребенка, помочь ему в развитии его уникальных способностей. Помочь преодолеть проблемное поведение и нивелировать патологические особенности развития.
  2. Создать нужные условия, чтобы класс здоровых ровесников принял ребенка с нарушениями здоровья. Не допустить насмешек, травли со стороны ровесников. Воспитать в них способность к сопереживанию детям инвалидам и желание помогать им.

О том, как реализовать первое направление, мы говорили выше. Для реализации второго важно понимать психологию детской группы, законы и механизмы ее развития:

  • Дети школьного возраста максимально стремятся вписаться в среду, «быть такими, как все», не выделяться.

  • Насмешкам и травле обычно подвергаются те дети, которые чем-то ярко отличаются от остальных. Это может быть даже вычурное имя или не такая, как у других, форма одежды. Поэтому ребенок с нарушениями здоровья, который неизбежно выделяется на общем фоне, рискует стать объектом коллективной травли первым.

    Реализация инклюзивного образования в школе картинка

    При этом во взаимодействии один на один с особым одноклассником здоровый ребенок чаще всего сторонится его, избегает. Ведь поведение такого одноклассника непонятно, непредсказуемо, не вписывается в общие рамки — кто знает, чего от него ждать? Конечно, это тоже не способствует нормальной адаптации ребенка с нарушениями здоровья в коллектив.

  • Без участия взрослых дети объединяются в коллектив только по «первобытному принципу» — на базе неприязни, направляя ее на того, кто отличается. Необходима просветительская работа и эмоциональное вовлечение здоровых детей в проблемы их одноклассников с нарушениями здоровья. Как этого достичь?

Работа с классом: как объединить детский коллектив на гуманистических принципах

Сегодня вовсю растиражирован модный тренд «толератность» к детям с нарушениями здоровья. Возможно, он неплохо применим на Западе, где менталитет предполагает дистанцию между людьми, невмешательство в личное пространство каждого. Но русский менталитет совсем другой: открытый, сердечный, искренний. Дети, растущие в нем, впитывают это с молоком матери.

Поэтому бесполезно учить наших детей «толерантности», то есть некой терпимости к тем, кто имеет такие же права, но отличается возможностями в силу состояния здоровья. Мы можем только привить детям навык сопереживания, сострадания слабому, взрастить в них искреннее, сердечное желание помогать такому однокласснику. Какие практические меры можно предпринять?

1. Полезно проводить хотя бы 2-3 раза в год специальные классные часы, посвященные людям с нарушениями здоровья.

Ученикам младших классов, возможно, хватит и того, если такой классный час проведет сам преподаватель. Если вы готовите такое мероприятие, подбирайте минимум сухой, «врачебной» информации. Куда больше должно быть информации эмоциональной, чтобы она вовлекала здоровых детей в сопереживание, сочувствие больным людям.

2. Дети среднего школьного возраста могут сами презентовать рефераты для таких мероприятий.

Первыми к подобным докладам лучше привлекать детей со зрительным вектором психики. Выше мы уже писали, что эти дети наделены большим чувственным диапазоном. Он позволяет глубоко проникнуться проблемами людей с нарушениями здоровья.

Если в процессе подготовки вам удастся чувственно вовлечь зрительного ребенка в сопереживание, он, как никто другой, сумеет донести это классу. Помимо пользы для всех, это крайне важно и для развития самих юных зрительников — в итоге вы воспитаете людей, способных нести гуманистические ценности всему обществу.

3. Лучше провести такой классный час без непосредственного присутствия ребенка с нарушениями здоровья.

Ему самому может быть некомфортно, что вслух обсуждают его проблемы, выделяют его среди остальных. Как вариант — можно попробовать включить в доклад информацию о людях с разными нарушениями, чтобы не складывалось впечатление, что класс собрался обсудить конкретно определенного одноклассника.

Перспективы инклюзивного образования в России: школа как связующее звено между ребенком инвалидом и обществом.

Сегодня в любую школу могут прийти дети с различными нарушениями здоровья. Поэтому школьным педагогам и психологам просто необходима такая компетенция, которая позволит оказать ребенку помощь вне зависимости от его диагноза.

Есть диагнозы психогенной природы: их можно снять полностью, если мама получит качественную психотерапевтическую помощь. Смотрите один из отзывов.

Есть и такие, что снять нельзя — например, генетические патологии, тяжелые органические нарушения. Но даже для таких детей перспективы улучшения есть — если родители и специалисты понимают устройство психики ребенка и создают оптимальные условия для его развития и обучения.

Вовлеченные специалисты, вооруженные знаниями тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, способны добиться максимальных результатов в реализации инклюзивной образовательной системы. И выполнить главную задачу инклюзии — вырастить из любого ребенка полноценного члена общества. Способного вносить свою посильную лепту в жизнь социума, а значит, жить счастливой, реализованной жизнью.

За более подробной информацией приходите на ближайшие бесплатные онлайн-лекции Юрия Бурлана: https://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Татьяна Сосновская, педагог, психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128224 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

22 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128224 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
22 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128224человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 1
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Nikita Mironov 17 июля 2021 в 21:07

прекрасная статья. всё ждал упоминания книги и фильма (по мотивам) "Класс коррекции" Е. Мурашовой, про особенный класс/особенных детей. вспоминая свою школу и образование со специальностью преподавания, понимаю, что очень мало или совсем не уделялось внимания разнице в детях и подходах к ним что у нас в школе, что при обучении. что-то про индивидуальный подход, да, и конфликтология была, но просто определить как здесь "есть такие, а есть такие, одним одно, тем другое" - такого не было