Суицидальные мысли у детей в пубертате
Опасность подростковых суицидальных мыслей трудно переоценить. Новое поколение на порядки темпераментнее нашего, а значит — все состояния переживаются ярче, глубже, сильнее. К тому же у подростков еще не до конца оформилось сознание — поэтому сдержать порывы души труднее. Что помогает ребенку удержаться?
«Я чувствую, что мне было бы лучше умереть»… «У меня есть определенные планы совершения самоубийства»… «Я покончу с собой при первой же возможности»…
Если бы взрослые знали, сколько детей (в том числе веселых, шумных и непослушных) отвечают так на вопрос теста на депрессию, думаю, общество было бы уже другим.
Опасность подростковых суицидальных мыслей трудно переоценить. Новое поколение на порядки темпераментнее нашего, а значит — все состояния переживаются ярче, глубже, сильнее. К тому же у подростков еще не до конца оформилось сознание — поэтому сдержать порывы души труднее.
Что помогает ребенку удержаться? Страхи, если они есть. Ниточки эмоциональных связей. Это слабые, временные зацепки. По-настоящему помочь может только понимание. В идеале — ребенком самого себя, для начала — хотя бы доверенного взрослого.
Если ребенку есть с кем поговорить о своих состояниях — становится легче, суицидальное намерение ослабевает. Когда с близкими нет доверия — ребенок либо замыкается в себе, отчего страдание усиливается, либо находит «единомышленников». Среди ребят в похожих состояниях приятно, но опасно: в группах и парах состояния не просто усиливаются, они возводятся в степень.
Почему подросток хочет умереть?
Жить — значит радоваться. Это не просто красивый девиз, это закон природы. Если радости нет — нет ощущения, что жизнь имеет смысл. И нет желания продолжать.
На консультацию психолога пришла девушка. После суицидальной попытки и месяца лечения в стационаре продолжала прием антидепрессантов, но состояние оставалось тяжелым. Жаловалась на депрессию, тревогу, страхи.
Рассказала девушке, что есть три основные причины суицида: боль от бессмысленности существования в материальном мире, горе от разрыва любовной связи и невыносимый стыд...
Боль от бессмысленности — депрессия
Есть люди, рожденные с особыми задачами, желаниями и способностями. Для них поиск ответов на вопросы «кто я?», «зачем это все?», «в чем смысл?» — не блажь, а витальная необходимость и призвание. Метафизический смысл бытия для них главная ценность, его нехватка вызывает великую боль. Без таких людей не было бы философии и литературы, религий и научных открытий. Это пионеры самопознания и духовного поиска, у которых сегодня особая роль.
Поиск Смысла — врожденное желание для пяти процентов людей со звуковым вектором. Из-за того, что желание это противоположно общепринятым ценностям нашего мира, таким как успех, благополучие, семья, карьера и даже любовь, распознают его в себе и тем более реализуют далеко не все, кто им обладает. В результате данный природой для выполнения особой роли психический сверхобъем звуковика вместо радости наполняется сверхболью.
Мы виним в депрессии интернет, гаджеты и игры, но увлечения эти (вплоть до игромании) лишь следствия. Как и избирательное общение, прослушивание тяжелой музыки, нежелание что-либо делать. Душевная боль звуковика в депрессии так велика, что у человека нет ни на что сил. Но даже если были бы — для человека в таком состоянии все слишком ничтожно по сравнению с бесконечностью.
Звуковые суицидальные мысли — это стремление выйти из безысходности, которую они ощущают. Звуковику в депрессии кажется, что причина боли — в теле. Ему хочется вырваться из ограниченного материей мира — он не знает, что именно это его желание, реализованное среди людей, нужно человечеству для эволюции.
Так как в обществе нет пока понимания, что боль души — это неисполненные желания, а желания у нас от рождения разные, страдающему депрессий ребенку некому сказать, что с ним. И особенный, гениальный, необходимый миру человек чувствует себя лишним, никчемным и ненужным.
Легче детям, в жизни которых есть музыкальная школа и классическая литература. Музыка чувственно наполняет и воспитывает чуткость, литература расширяет запас слов и сознание. И то и другое наслаждает, развивает способность понимать других и себя — а это часть видовой роли звуковика. Некоторые дети интуитивно находят спасение в ведении дневника и даже написании книг — но без понимания психики современным подросткам этого мало.
Горе от разрыва любовной связи
По официальной версии, девушка решила покончить с собой из-за расставания с молодым человеком. Версию приняли, однако причина не была проработана — и эмоциональное состояние не улучшалось…
Люди, одаренные сверхспособностью любить, потерю объекта обожания ощущают как утрату смысла жизни. С одной стороны, влюбчивый от природы обладатель зрительного вектора, умеющий и желающий испытывать чувства, всегда находит новый объект. С другой стороны, эмоциональный диапазон зрительника настолько широк, что в момент эмоционального спада человек достигает такого дна, что способен на импульсивный, нередко демонстративный, суицид.
Суицидальными мыслями такой человек страдает недолго. Любовь — ценность нематериальная, но известная, понятая и вполне достижимая в нашем мире. Главные ее адепты — люди со зрительным вектором — слезливые, мечтательные, тонко чувствующие. Их реализация не ограничивается парными отношениями и эмоциональными связями, хотя это один из зрительных талантов.
Культура, творчество и искусство, забота о ближнем, медицина, психология — областей применения себя масса. Чем развитее талант человеколюбия, тем меньше пустоты и страхов остается в душе — и тем меньше мыслей о себе и собственной смерти в моменты эмоционального спада.
Питают душу переживания — литература, кино, театр, душевное общение. Они стабилизируют даже в тяжелые минуты падений, от которых никто не застрахован.
Невыносимый стыд — обесцененная жизнь
Так как ни с родителями, ни с психиатром в клинике не было доверия, девушка переживала трагедию внутри. Оказывается, после расставания бывший партнер обнародовал ее интимные снимки. Рассказывать об этом было стыдно…
Стыд — душевное страдание, по тяжести близкое к депрессии.
Мужской и женский стыд разнится, но суть и того и другого в том, что он обесценивает роль человека в социуме, а вне социума мы не живем.
Стыд — природный механизм, вызывающий боль при нарушении табу. Мужское и женское табу разные. И травмирующие ситуации разные тоже.
Женский стыд ограничивает женское сексуальное поведение. Подавляющему большинству женщин естественным образом стыдно прилюдно раздеваться или принадлежать более чем одному мужчине. Исключение составляют пять процентов кожно-зрительных женщин, не ограниченных стыдом. У них формируется другой регулятор — нравственность.
Стыдливость гарантирует девушке возможность быть выбранной в жены, состояться как матери. Несмотря на стандартизацию и возможность современной женщины проявить себя в профессии, отношения для нее остаются в приоритете. Слитые в сеть интимные кадры или слухи о многочисленных связях обесценивают женскую суть, травмируя самые глубинные слои психики. В ощущениях это — тупик, конец, обессмысленная жизнь.
Мужчину тоже можно довести до такого состояния. Над мужским достоинством тоже можно надругаться. В первобытной стае обесценивание самца обозначалось имитацией вождем коитальных движений в его сторону. После такого ритуала самец терял право на пищу и на самку, а значит — и на настоящее, и на будущее. Подобное явление можно наблюдать в колониях и тюрьмах.
Дети и подростки скрывают совершенное над ними сексуальное насилие все из-за того же стыда. Если мальчик без звукового вектора хочет покончить с собой, причина может быть в сексуальном насилии.
Получив оправдание и поддержку, девушка обратилась в полицию, после чего ее состояние выровнялось, фоновое беспокойство ушло. Ушел тремор, очистилась кожа, девушка стала улыбаться…
Отсутствие перспектив
Подростку трудно. Желание быть взрослым уже есть, а возможности — еще нет.
По детям, получившим возможность проявить себя — в музыке, литературе, программировании, да в чем угодно, — мы видим, какова мощь темперамента у нового поколения. Подростки ездят с концертами по миру, пишут книги, делают роботов, оканчивают университеты в свои 15. Когда подростку есть что предъявить обществу — он становится героем и примером для подражания, а главное — он счастлив, потому что чувствует, что нужен. Происходит это с детьми, чьи таланты были вовремя в достаточной степени развиты.
А теперь представьте, каково человеку, чье желание так же огромно, а развития и реализации он не получает. Современные дети — все потенциальные гении в своей области. Или потенциальные мученики: нереализованное желание превращается в боль, а желание у новых детей на порядки больше нашего.
Подростковый возраст — время экзистенциального кризиса. Человеку жизненно важно видеть перспективы, иметь почву для планов, быть в чем-то успешным.
Если у ребенка ничего не получается, то это взрослые — либо не научили, либо неверно определили природные склонности, либо отбили способность учиться и действовать.
И для природы, и для человека будущее важнее настоящего. Наше будущее — это наши дети. Они стоят того, чтобы научиться видеть объективно. Человек — это психика, психика — это желания и способности. Современные дети все без исключения обладают мощным потенциалом.
Помощь подростку
Лучшее, что можно сделать для ребенка с суицидальными мыслями, — выслушать, дать выговориться (можно самому проговорить его состояния), а самое главное — понять. Почувствовав приятие, оправдание, ребенок готов будет слушать — и тогда уже можно подсказать ему, что делать. Подкованный в понимании психики взрослый не просто поймет — он естественным образом найдет нужные слова.
Суицидальные мысли возникают от внутренней боли. Хорошая новость заключается в том, что любая боль — это потенциальное счастье. Болью сосуд души сообщает о том, что он пуст, готов к наполнению. Какое наполнение нужно конкретному ребенку, поможет определить знание психики. Кому — смысл, кому — защита, кому — любовь. Всем подойдут три средства: оправдание, вкус собственной нужности, светлые перспективы.