То дерется, то плачет, то врет: как понять поведение ребенка
Он то дерется, то плачет без причины. То врет и упрямится, то послушный и вежливый. Постоянно клянчит игрушки, но забрасывает их на следующий день. Что с ним происходит и как понять особенности поведения ребенка? Ведь он еще маленький, даже в школу не ходит! А что будет дальше?
Он то дерется, то плачет без причины. То врет и упрямится, то послушный и вежливый. Постоянно клянчит игрушки, но забрасывает их на следующий день. Что с ним происходит и как понять особенности поведения ребенка? Ведь он еще маленький, даже в школу не ходит! А что будет дальше?
Для справки
В возрасте около трех лет у ребенка в сознании происходит переворот: он начинает замечать других людей. И раз, помимо мамы — его центра вселенной, существуют другие люди, то с ними нужно учиться контактировать. Каким образом это будет происходить — определяет психика ребенка и его ближайшее окружение.
Психика человека — дары от природы, те особенности характера, которые под влиянием семьи, воспитания, окружения оттачиваются и задают линии поведения. Понять эти закономерности поведения и реакции несложно, если знать, какими чертами характера одарила малыша природа. Чтобы помочь им развиться. Тогда из ребенка вырастет счастливый и успешный взрослый, а родители будут им гордиться.
Что происходит с ребенком
У него меняется мышление. Ребенок вдруг замечает, что мир не ограничивается только мамой и папой. Вокруг есть еще другие взрослые. И главное: вокруг есть дети — такие же маленькие люди, с которыми хочется играть, обниматься или дать лопаткой по голове.
Маленький человек пока не способен оценить, плохо он поступает или хорошо, но для этого есть игра. В этой форме, многие дни и месяцы, ему предстоит «прожить» те ситуации, которые происходят во взрослой жизни.
Сломал мне куличик в песочнице — получи лопаткой по макушке! Что значит, не надо драться? Ой, как громко он заплакал, аж испугал! Тоже заплачу!
В маленькой голове непрерывно идет анализ причин и следствий, всему придается смысл. И мама, как главный начальник и командир, определяет, что хорошо, а что — плохо.
Из чего состоит психика или что подарила природа
Природа подарила мне ловкость и скорость — да я король детской площадки! Быстрее всех бегу до горки, отпихивая конкурентов локтями. Я первый на качели, я не могу сидеть на месте. Велик — мое второе я! Даже маме не догнать! Мне мало прогулки, мама, давай дома еще играть! Пока не упадем.
Или я прирожденный создатель куличиков. Леплю так, что любо-дорого смотреть! Буду сидеть и строить, пока попа не замерзнет. Мама вон успела полкнижки прочитать, поговорить со всеми. Но дома мне нужно продолжить. Будем вместе книжку листать и башенку из кубиков строить?
Или я смотрю на все широко распахнутыми глазами и всем восхищаюсь. Все такое красивое! Или такое страшное! Толкнули кого-то — так жалко! Заплачу. Крикнул кто-то рядом — тоже плачу: мне тревожно.
Или я думаю постоянно. И не нужно мне мешать. Я могу сидеть и думать, а могу бежать и думать. Спрашиваю, спрашиваю — но многие теряются и не знают, что ответить на мои бесконечные «почему». Странные.
Теперь все это смешать и (ни в коем случае!) не взбалтывать — получится современный городской ребенок. Ведь природа нередко дарит характер, состоящий из многих свойств.
Характер от природы и его огранка
Ребенок — драгоценный камень. Мама — ювелир. Как камень огранить, такое украшение для общества и получится. Если слишком сильно давить, всегда настаивать на своем — пойдут трещины. Ребенок будет защищать себя, но делать это в силу своих возможностей — криком, упрямством, слезами или уходом в себя. Воровство и вранье тоже защита и реакция на стресс.
Если за ребенком внимательно наблюдать, то вы увидите, что какие-то черты характера выражены ярко, какие-то проявляются в ответ на ваше беспокойство или настойчивость. А какими-то чертами, несмотря на ваше желание, природа ребенка не наградила.
Характер ребенка воспитывается игрой — через нее он познает мир. Малышу нужно играть часами, днями и месяцами, чтобы «отработать» все ситуации, которые он проживет уже взрослым человеком. Мы, родители, на такие подвиги не способны. Мы устаем, у нас много других дел, нам просто неинтересно много раз пеленать куклу или катать машинку.
Раньше для этой части воспитания существовали бабушки и дедушки, двор с соседскими детьми, братья и сестры. Теперь бабушки и дедушки работают или нам не нравится, как они воспитывают ребенка. Во двор одного ребенка не отпустишь — машины, собаки, плохие дядьки, — небезопасно, в общем. Да и ребенок может быть в семье один. Поэтому на помощь приходят игрушки.
Много игрушек, хороших и разных: польза или вред
Чтобы ребенок мог позволить взрослым заниматься своими делами, мы покупаем игрушки. Иногда много — вспоминая свое детство. Настолько правдоподобно сделанных игрушек, что сами бы в них играли. И начинаются казусы. Ребенок играет день в дорогущую детскую кухню или автозаправку, а потом забрасывает. И просит другую. Или из множества подарков выбирает самую неказистую или страшненькую вещь.
Есть даже известный «пирожок» на эту тему:
«Пакет подарков дарят Васе:
Машинки, книжки, арбалет.
Ребенок радостно играет…
В пакет».
Игрушка — это обмен. Родители оценивают игрушками свое внимание. Ребенок не против, но он всему должен найти объяснение и придать смысл: «Взрослый дарит — значит, так выражает свою любовь. Я хочу как можно больше его любви — значит, прошу еще и еще». Иногда такое желание приобретает форму настойчивого «выклянчивания» игрушек, как только они возникают в поле зрения.
Или выбор того «пакета» из «пирожка». Игрушка может быть настолько правдоподобно сделана, что для безудержной детской фантазии не остается места. И дети с большим удовольствием играют в те игрушки, которые оставляют место творчеству.
Сколько игрушек должно быть у ребенка — личное дело каждого. Идеальная игрушка — та, в которую можно играть, превращая ее каждый раз в «разную вещь».
Детям нужны другие дети
Чтобы родители не сошли с ума от воспитания, а ребенок полноценно развивал свой характер, не впадая в крайности, ему нужны другие дети с парой воспитательниц в придачу. Детский сад — это место, где воспитывается характер. Где фантазия ребенка может найти достойный выход. Место, где он учится быть взрослым и строить отношения с другими детьми и взрослыми.
Детский сад выбирают придирчиво и с умом. Смотрят на воспитателей, оценивают обстановку и детей, которые туда ходят. Меняют, если не устраивает родителей и ребенка. О том, как выбрать детский сад и не умереть от страха, скоро напишут книгу и не одну.
Детские развивающие кружки и студии тоже хороши, но знание устного счета или 100 английских фраз до школы не научат ребенка взаимодействию с другими детьми. Если ребенок не ходил в детский сад, то в школе он будет часто сталкиваться с ситуациями, которые уже «отработаны» его одноклассниками в детском саду, и из-за этого чувствовать себя некомфортно. В конечном счете это скажется во взрослом возрасте: само по себе хорошее образование мало значит без умения налаживать контакты и договариваться с людьми.
Истерики, драки, вранье и упрямство — как быть?
Характер ребенка не формируется сразу — долгий процесс шлифуется годами. Сильное влияние оказывает семья и окружение — бабушки-дедушки, двор и детский сад. Поведение ребенка — это ответ на то, что ему говорит внешний мир.
Мама торопит, а я еще не закончил рисовать, играть или сидеть на горшке. Мой ответ — упрямство, я буду препираться до победного и тормозить процесс. Или меня кто-то толкнул — я должен тоже толкнуть, потому что все должно быть поровну. Если меня за это наказывают, я все равно буду драться. Я же упрямый.
Мама любит, когда я послушен и сижу тихо-мирно играю. Но я люблю бегать, все хватать, разбиваю или ломаю что-то нечаянно. Мама ругается, а то и по попе прилетает. Волей-неволей начнешь тут врать и изворачиваться — страшно же, что накажут.
Когда приходит время ложиться спать, свет выключают. А мне страшно — вдруг кто-то есть под кроватью! И я плачу, прошу не выключать свет, посидеть со мной. Мама не понимает, как это может быть страшно, злится. И мой ответ — истерика.
Поведение ребенка продиктовано проявлением его характера и вашим отношением к нему. Это не означает, что нужно позволять ребенку все, что он делает. Он развивается, когда родители понимают, какие черты в нем проявляются, и могут правильно отреагировать. Знаете, как устроена его психика, — знаете, когда нужно ограничить, наказать или успокоить, подарить чувство защищенности и безопасности.
Доступность для ребенка всего, что он требует, провоцирует вялость желаний. Ему становится неинтересно хотеть — значит, становится неинтересно жить. На разумных отказах дети учатся предвкушать и ждать желаемого. Это развивает умение добиваться цели.
Спокойствие, только спокойствие
Карлсон дело говорил. Ваша внутренняя уверенность и понимание — спокойный ребенок. Обстановка в семье не всегда радостная. Мама часто не уверена в завтрашнем счастливом дне. Или конфликтует с папой. Ребенок реагирует на ее состояние как сканер. Ему тоже тревожно. Он не может объяснить почему, но может показать: враньем, капризами, упрямством, истериками.
Стресс, конфликты, даже непонимание себя — все влияет на поведение ребенка. Поймете, где брешь, — сможете уравновесить и себя, и его. В вашем характере много свойств, они могут работать на благо, могут — во вред. У вас тоже было детство и юность, а ваши родители повлияли на становление характера. И могли иметь место непонимание или ссоры. Если разглядеть их сейчас и оценить, как они могли повлиять на вашу взрослую жизнь, — это поможет вам избежать ошибок в воспитании своего ребенка.
Дети не выбирают, как им развивать свой характер, они проявляют те черты, которые им подарила природа. Задача взрослого — разглядеть те дары, которые есть в активе, и сгладить острые углы. Тогда вы сможете дать тот максимум развитых умений, которыми ребенок будет пользоваться в будущем. Повлиять на это — в ваших силах здесь и сейчас.
Вот некоторые отзывы тех, кто разобрался в хитросплетениях детской психики:
«…До тренинга крики, вопли и истерики были нашими обычными спутниками. Сын часто упрямился, капризничал, казалось бы, на ровном месте, демонстрировал противоречивое поведение («хочу гулять! — хорошо, пойдем! — нет, не хочу гулять! — хорошо, не пойдем — нет, хочу!» и так до бесконечности), сопровождающееся визгом, слезами, с ним трудно было договориться об элементарных вещах, я нервничала и злилась и, главное, чувствовала себя обескураженной и беспомощной, не понимая, как же так я с желанным и любимым ребенком не могу наладить нормальное взаимодействие…
…То, что было, и что стало — небо и земля. Сын спокойный, веселый и жизнерадостный, между нами согласие и взаимопонимание, если какие-то капризы и возникают, то моментально купируются без нервов и раздражения, его постоянная присказка теперь «мамочка, родная, я тебя люблю», обнимашки — наше все!.. …И это не какое-то там задабривание, вследствие которого ребенок садится тебе на шею, вовсе нет — получая подтверждение того, что его безоговорочно любят, ценят и принимают таким, какой он есть, он обретает уверенность, рождающую позитивное восприятие действительности и стимулирующую его к сотрудничеству и развитию…»
«…Самый главный результат пришел по детям. Старшему на данный момент исполнилось 12 лет и младшему сейчас 5,5 лет. Я не понимала своих детей и не понимала, как надо их воспитывать. Вроде делала все по максимуму, но была какая-то неуверенность в своих действиях. Все мои действия и попытки проваливались с треском и фанфарами, никакие психологи не могли толком объяснить, что делать с проблемами во взаимодействии с моими детьми, я не понимала, правильно ли я поступаю в той или иной ситуации…
…Я очень довольна тем, как сейчас складываются отношения с детьми. Ситуации бывают разные, но у меня теперь есть понимание, как надо воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми...»
«Одно из главных моих достижений после прохождения тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана — это улучшение отношений с дочкой…
…Отношения с дочкой наладились не сразу. Порой думала, что я что-то упустила, раз нет изменений. А они были. Просто я их не замечала. Когда мое состояние начало меняться, дочка стала спокойнее. Начала замечать, что, наблюдая за ней, уже не могу мыслить как раньше. Хочется понять ее не через себя, свои хотения и желания, а что движет именно ею…»
«…Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль «как страшно все и запущено... я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!»…
…Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… …Всем с детками, с любыми — сюда! Самое глубокое понимание себя и психического детей — в СВП. ПРОВЕРЕНО…»
Прослушав тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», многие мамы и папы смогли объяснить свои реакции и по-новому увидели своих детей. Тренинг научил их не раздражаться, а договариваться с малышом к обоюдному удовольствию. И теперь воспитание ребенка не поиск выхода из странных ситуаций, а радость от успехов малыша.
Записаться на ближайший курс бесплатных занятий можно здесь.
Какая трепетная статья. Настолько ярко показаны внутренние состояния ребенка в процессе его развития.
Респект автору.