Вот школа пролетела и ЕГЭ. Что потом?
Вот и прозвенел последний звонок. Окончен выпускной вечер. На горизонте замаячил вопрос: куда пойти учиться после 11 класса?
«Вот и прозвенел последний звонок. Окончен выпускной вечер. На горизонте замаячил вопрос: куда пойти учиться после 11 класса? Нет, конечно, нормальные люди уже давно определились, как будет дальше развиваться их жизнь, в какой вуз они пойдут, какую специальность получат, а я как раз из той категории выпускников, которые не знают, куда пойти после 11 класса (надо заметить, что на своем опыте я встречаю гораздо больше абитуриентов из числа тех, кто не знает, куда пойти учиться после 11 класса, так что непонятно, кто из нас нормальный, а кто нет).
Мысль о том, что я не одна такая, греет, но решить свою дальнейшую судьбу это мне никак не помогает. Ходила к школьному психологу, разговаривала с учителями. Я твердая хорошистка. Неплохо сдала ЕГЭ. Говорят, передо мной все специальности открыты — и гуманитарной направленности, и технической. Выбирай сама. Дома с родителями постоянный скандал: они меня видят инженером, как мой папа. А я не хочу, а что хочу — не знаю.
Дилемма, куда пойти учиться после 11 класса, возникает не на пустом месте. В школьной программе есть масса учебных предметов, дающих знания, но нет предмета, который бы учил старшеклассников делать правильный выбор в жизни. Опираться на выбор родителей тоже крайне опасно: нет гарантии, что родители не заблуждаются. А жизнь одна, и упущенное время не вернуть. Что же остается? На что требуется обратить внимание, чтобы не ошибиться с решением, куда пойти учиться после 11 класса?»
Привычные ориентиры
Что думать? Нужно поступать! Считаем баллы ЕГЭ и идем получать высшее образование на бюджетной желательно основе. Смотрим наличие военной кафедры и предоставляют ли отсрочку для мальчиков. Рейтинг вуза, размер стипендии, расстояние от дома до университета, заработная плата по будущей специальности, возможность построить карьеру и удачно устроиться на работу — все эти критерии свойственны кожным людям (см. термины системно-векторной психологии — «кожный вектор»).
Это они живут в системе координат польза-выгода, это для них важно сэкономить деньги, время, силы и т. д. Это они быстро принимают решения и легко ориентируются в изменениях и новых веяниях времени (государству нужны инженеры, будет больше мест бюджетных и поддержка финансовая студентов с гарантированным трудоустройством — значит, идем в инженеры).
Люди с другим устройством психического, скажем, с анальным вектором, рассуждают по-другому. Какие у нас семейные традиции? Яблочко от яблони недалеко падает, вот пусть и идет дите по родительским стопам. Нужно выбирать проверенные, надежные профессии, вузы, которые не первый год работают (что этот рейтинг, время — главное мерило качества), а уже зарекомендовали себя на рынке образовательных услуг, получать традиционное классическое образование.
Ахиллесова пята родителей — давать рекомендации детям, куда пойти учиться после 11 класса, исходя из собственного восприятия действительности и приобретенного опыта. Понятно, что родители хотят помочь, хотят уберечь детей от разочарований и падений, но для этого мало использовать житейский подход, нужны четкие психологические знания.
Не отправляйте кошку в аквариум
Врожденные наклонности ребенка — вот что является продуктивной основой правильного выбора не только куда пойти учиться после 11 класса, но и приобретения профессии, приносящей удовольствие от жизни и позволяющей на максимальном уровне раскрыть природные таланты.
Случается, что и медведи на велосипедах научаются ездить, однако сколько это стоит усилий, времени, а главное, получает ли наслаждение медведь от такой жизни? Так неужели родители будут желать своему ребенку, руководствуясь своими соображениями (высокооплачиваемостью, престижностью специальности, семейными традициями и пр.), подобной судьбы?
Тренинг «Системно-векторная психология» дает родителям благодатный материал для понимания психики своего ребенка, что позволяет помогать ему делать правильный выбор.
Быть в своей тарелке
Кожные дети обладают логическим мышлением, высокой скоростью реакции, они шустрые, подвижные. Им легко даются математические науки. Они по своей натуре лидеры, организаторы. Ценность карьеры и материальных благ занимает значимое место в их жизненных приоритетах. Они любят экономить, придумывать что-то новое, быстро приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Это для них конкуренция — двигатель личностного и профессионального развития. Это они изобретатели и инженеры, экономисты и менеджеры, юристы и спортсмены. Именно в этих профессиях как нигде проявляются их врожденные способности.
Анальные дети консервативны, послушны, любят учиться. Это про них говорят: «Заработал отличные отметки усердием и усидчивостью». Сильными сторонами анальных людей является хорошая память, умение качественно и до конца выполнять работу. Обычно руки растут у них «из того места», а потому из них выходят мастера золотые руки, профессионалы своего дела. Им подходят те специальности, где важно умение работать с большими объемами информации, способность ее систематизировать, передавать другим, где требуется кропотливость, усидчивость. Ученые, писатели, врачи, учителя — подходящие профессии для анальных детей.
Ребенок с обонятельным и уретральным вектором сам знает, куда ему пойти учиться после 11 класса. Родителям главное — не давить на таких детей, не пытаться настаивать на своем.
Кожно-зрительным детям с их эмоциональной, чувствительной натурой подходят творческие специальности: актер, музыкант, дизайнер и пр. Зрительный вектор наделяет своего обладателя способностью чувствовать прекрасное, сострадать.
Помимо того, что необходимо учитывать при выборе, куда пойти учиться после 11 класса, природный потенциал ребенка, важным аспектом является и уровень развития векторов, темперамент ребенка. Иногда ребенку и вовсе не нужно оканчивать 11 классов и идти в университет, потому как для него лучше пойти в профессиональное училище, получить рабочую специальность или окончить профильные курсы и начать работать.
Выводы для родителей
Нельзя развить то, чего нет. Как бы мы это себе ни рисовали в своих мечтах. Нельзя сделать ребенка счастливым по тому представлению, как мы сами видим счастье.
В подтверждение тому масса историй из жизни: о том, как ребенок поступил в вуз, окончил его со страшным скрипом, но не работает по специальности, или студент бросает обучение в вузе, в который с огромными усилиями его пристроили родители, или истории о том, как человек мучается и работает на нелюбимой работе, а ведь мог бы…
Самое лучшее, что мы можем дать ребенку, — правильное воспитание (то есть гармоничное развитие его наклонностей). Затем мы должны отправить его в самостоятельное плавание под названием жизнь, оставаясь для него надежной пристанью.
Выводы для детей
Куда пойти учиться после 11 класса — это ваше решение и ваш выбор. Только ваш. Сомнения — признак незнания. Незнания прежде всего себя и своих талантов.
Нужно исправить сей недочет и понять себя, свои сильные и слабые стороны. Выбирать себе тот путь, ту специальность, которая подходит именно вам, где раскроются ваши плюсы и нивелируются минусы. Да, давление со стороны окружающих огромно: кто-то будет советовать исходить из ваших оценок по школьным предметам, кто-то из своего или чужого опыта и т. д. Противостоять внешнему давлению и не свернуть со своего пути вам поможет опять же четкое понимание того, кто вы есть и в какой профессии останетесь собой.
Корректор: Евгения Лицкая
После прочтения статьи Ольги Князевой в памяти явилось: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Собственно, это совет для человека, находящегося на распутье, перед выбором. Да, нужно выбрать свою звезду, своё предназначение, но следовать ему с верой!
Меня во время прохождения тренинга у Юрия Бурлана определяли как носителя анального вектора. Я не возражал, все черты, присущи: хорошая память, обидчивость, некоторая склонность к критиканству, аналитический ум. Но читаю в статье Ольги про то, что «кожные дети обладают логическим мышлением и высокой скоростью реакции, им легко даются математические науки, они – лидеры». Согласен, во мне нет лидерских качеств и делать в одно время могу только какое-то одно дело, но логическим мышлением и я владею. Идем дальше?
«Анальные дети консервативны, послушны, любят учиться. Это про них говорят: «Заработал отличные отметки усердием и усидчивостью». - Но это же не про меня! Я, когда учился в школе, не проявлял усидчивости вовсе! Был непослушным, курил вместе со всеми в туалете, меня за это даже из комсомола исключили в 7-м классе. А домашние задания делал походя, и получал пятерки и четверки, тройки были редкостью. Хотя надо признать, аттестат после окончания школы пестрил не только четверками и пятерками, в нём есть и две-три тройки.
Казалось, я мало чем отличался от сверстников. Конечно, были ребята успевающие больше по математике-физике, а были лингвисты. Тем не менее, неравенства не ощущалось. И в связи с этим у меня вопрос: как соотносятся друг с другом данные природой вектора с ментальностью? У нас, как известно, уретрально-мышечный менталитет. В Америке и Европе менталитет кожный. В арабских странах менталитет анальный. В Китае – мышечный. Одно без другого не существует…
Если бы я знала СВП еще в школе, то уверена сама бы сдеалала правильный выбор. А так, я доверила СВОЙ выбор родителям. Это хорошо когда родители каким то чутьем направляют тебя туда куда нужно, а если нет его, чутья этого. Осюда и нежелание учится и прогуленые пары, и пыльный диплом на полочке.