Задержка стула у детей: что делать родителям
Часто причиной задержки стула у ребенка бывает стресс, вызванный чем-то иным. Ребенок по несколько дней откладывает поход в туалет по-большому. Почему здоровый ребенок так себя ведет? Отчего естественный процесс вызывает у него страх и неприятие? Как вести себя родителям, чтобы наладить ситуацию?
Ребенок по несколько дней откладывает поход в туалет по-большому. Физически он здоров, организм работает как положено, но ребенок намеренно терпит, откладывает естественный процесс максимально долго, вплоть до того, что в какой-то момент это происходит неконтролируемо, и ребенок пачкается.
Почему здоровый ребенок так себя ведет? Отчего естественный процесс вызывает у него страх и неприятие? Как вести себя родителям, чтобы наладить ситуацию?
У кого есть склонность к проблемам со стулом
Любые особенности поведения объясняются индивидуальными свойствами психики человека. К чему-то есть предрасположенность, к чему-то нет и никогда не будет. Например, подвижный ребенок с кожным вектором будет реагировать моторным беспокойством в ответ на стремление надолго усадить его за какое-то кропотливое занятие. А попытки расшевелить неторопливого ребенка, углубленного в какое-то свое дело, могут закончиться несгибаемым упрямством.
Особенности устройства психики влияют и на физиологию.
Так, у детей с анальным вектором в ответ на стрессовые ситуации часто возникают проблемы желудочно-кишечного тракта.
У физически здорового ребенка начинает болеть живот, могут быть запор, диарея, тошнота, — это он не контролирует. А иногда ребенок может специально задерживать дефекацию, потому что она связана для него с неким стрессовым фактором, чем-то неприятным, пугающим, болезненным.
Обладатели анального вектора основательные, терпеливые, старательные, любят доводить все до конца и не торопясь. Эти психические особенности врожденные, но основа для их развития закладывается в детстве, в том числе на этапе приучения ребенка к горшку. На этом естественном нехитром деле малыш учится доводить до точки любое дело вообще. Именно эти дети могут подолгу сидеть на горшке, и если в это время их подгоняют, сдергивают или просто не обеспечивают комфортную спокойную обстановку, то поход в туалет становится для них связан со стрессом, который приводит к запорам.
Влияние прошлого опыта на людей с анальным вектором очень велико. Врожденная способность запоминать все в подробностях и склонность обобщать могут сыграть с такими людьми злую шутку: они поневоле бессознательно ожидают повторения плохой ситуации в похожих обстоятельствах. Поэтому, если у такого ребенка есть плохие воспоминания, связанные с походом в туалет, он может бояться, что снова случится что-то неприятное.
Почему ребенок не ходит в туалет вовремя
Причина, по которой ребенок задерживает стул, может быть связана непосредственно с актом дефекации, точнее с негативными эмоциями и ощущениями, которые этот акт сопровождали. Например, его что-то напугало во время процесса, его отругали (за то, что долго сидит на горшке, сходил мимо и напачкал, а может, за какой-то проступок, который к походу в туалет никак не относится, но ругать стали именно в этот момент) или даже просто в чем-то упрекнули без агрессии, мимоходом, но ребенка это задело и отпечаталось в памяти.
То есть походя брошенные в неподходящий момент слова «чего ты там копаешься?», которым мама даже не придала значения, могут расстроить ребенка и в дальнейшем вызывать негативные ассоциации при походе в туалет. «Мама рассердилась на меня. За что? За то, что я сижу в туалете?»
Неприятная ситуация может произойти как дома, так, например, и в детском саду (отругала воспитательница, обсмеяли другие дети и т. п.).
Часто причиной задержки стула у ребенка бывает стресс, вызванный чем-то иным.
Организму человека с анальным вектором свойственно реагировать на стрессовые ситуации запорами: эмоциональное напряжение приводит к зажатиям физиологическим.
Из-за запоров процесс дефекации происходит болезненно. И если такое случается систематически, ребенок пытается избежать возможных боли и дискомфорта — откладывает неприятный, тревожащий процесс уже специально.
С каждым разом этот процесс все сильнее связывается с чем-то болезненным и нежелательным. Получается замкнутый круг, выйти из которого ребенок не может — он просто хочет избежать того, что больно и страшно. Так и формируется привычка задерживать стул.
Стресс у ребенка
Что может быть причиной стресса у маленького ребенка?
- Одна из самых явных причин — негатив, направленный на самого ребенка. Если на него кричат взрослые — это всегда сильный стрессовый фактор. Оскорбления, грубые слова, физические наказания — все это лишает ребенка чувства защищенности и безопасности.
- Так же на поверхности — сложная обстановка дома. Ссоры, скандалы, крики в семье, даже когда они не относятся к ребенку напрямую, сильно влияют на его состояние. Напряженные отношения родителей всегда сказываются на детях.
- Страхи. Страшные сказки, фильмы, жизненные ситуации (собака набросилась, кто-то напугал шутки ради, что-то пугающее произошло на его глазах, похороны). Особенно сильно это влияет на эмоциональных детей.
- Подобные ситуации в детсаду, школе. Там его тоже могут ругать, обижать, пугать. Для некоторых детей стрессовым становится период, когда они только начинают ходить в садик или школу: незнакомое место, чужие люди, непривычные правила, отсутствие близких рядом.
- Состояние мамы. С матерью у маленького ребенка сильная естественная связь. Если сама мама находится в стрессе, испытывает тревожные или депрессивные состояния, часто нервничает, расстраивается, недовольна своей жизнью и прочее — это передается ребенку, даже если внешне проблемы скрываются от него.
Часто бывает так, что и семья хорошая, любящая, и обстановка спокойная, и вроде никаких причин для стресса нет, но ребенок все равно испытывает внутренний дискомфорт.
Такое может быть из-за непонимания взрослыми психических особенностей ребенка. То, что имеет для него особое значение, упускается родителями из виду — только оттого, что у них другие черты характера и иная система ценностей.
Например, ребенку крайне важно, чтобы его детские старания и маленькие победы были отмечены. А мама с высоты взрослого человека воспринимает это чем-то обычным и незначительным. Ребенок, раз за разом не получая ожидаемой похвалы, начинает расстраиваться, обижаться, его состояние в целом ухудшается.
Ситуации, когда ребенок ощущает несправедливость по отношению к себе (хотя бы и субъективно), легко могут стать стрессовым фактором. Например, если ему кажется, что ему уделяют меньше внимания, чем брату или сестре.
Такие дети от природы не особо решительные, инициативные и самостоятельные, им нужна опора, пример, авторитет. Стрессом для них могут стать ситуации, в которых от них начинают требовать то, к чему у них нет склонности. Например, ждут от них инициативы, умения быстро переключаться с одного на другое.
Дети с анальным вектором больше других хотят быть лучшими, чтобы их приводили в пример. Хорошо учиться, хорошо себя вести, уважать старших — это их ценности. Поэтому неудачи в учебе, недовольство со стороны родителей/воспитателей/учителей, ситуации, когда их сравнивают с другими детьми в пользу последних («Вот Ваня какой молодец, не то что ты!»), — если это происходит систематически — тоже вызывают стресс и могут привести к запорам.
Чем опасна задержка стула у ребенка и как ему помочь
Если такое случается, то родителей тревожит здоровье ребенка, его адаптация в обществе (хорошего мало, если он будет пачкаться в детском саду), возможность куда-то с ним пойти или поехать без проблем, в конце концов — бытовая сторона вопроса: постоянные внеплановые стирки белья и т. п.
Но это лишь вершина айсберга. Самое опасное в такой ситуации — это перенос привычки задерживать стул на склонность откладывать любые дела. Повзрослев, такой человек может страдать от синдрома отложенной жизни. Он будет не в состоянии закончить в срок работу, доделать какие-то дела. Будет откладывать снова и снова, упуская жизненные возможности.
Что же могут сделать родители, чтобы исправить положение?
Во-первых, обеспечить максимально благоприятную, комфортную, спокойную обстановку дома. Ребенку важно чувствовать себя абсолютно защищенным. Он не должен быть свидетелем ссор и выяснения отношений между взрослыми. Если есть подозрения, что стрессовые ситуации возникают вне дома (детсад, школа), необходимо проверить это и принять меры.
Часто требуется самой маме уделить внимание своим проблемам. Как только нормализуется ее внутреннее состояние, ребенок без каких-либо дополнительных усилий начинает лучше себя чувствовать, становится послушнее, успешнее развивается и справляется с повседневными делами и даже со стрессовыми ситуациями.
Очень важно понять психические особенности ребенка, его предрасположенности, врожденные желания и ценности. Это позволит избежать ошибок в воспитании и общении, не навредить ему по незнанию. Родителям станет понятнее, из-за чего у ребенка могут возникать те или иные проблемы и как ему помочь с ними справиться или вовсе избежать.
Важно учитывать индивидуальный метаболизм вашего ребенка. Он все делает основательнее и дольше, и на любое дело ему требуется больше времени. Прерывать, перебивать, торопить — значит сбивать ребенка с естественного ритма. Сам процесс очищения кишечника должен проходить в комфортной обстановке. Возможно, потребуется приобрести горшок, который внешне понравится малышу, позволить ему выбрать удобное место и взять с собой игрушку или книжку.
У маленького ребенка на базовых потребностях (поесть, поспать, сходить в туалет) формируется будущее отношение к жизни, с них все начинается. Если эти процессы налажены и приносят ребенку удовольствие, то и шансы получать радость от взрослой жизни возрастают на порядок. А психологически грамотные родители способны задать ему идеальный старт!
«…Сыну 3 года, ходил вокруг горшка, терпел, крепился, жался, со стороны как бы сознательно сдерживал, мог уделять процессу по полчаса и безрезультатно, стул раз в 3–4 дня с клизмой. Сейчас почти наладилось. Все происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО и БЫСТРО…
Теперь я понимаю, как именно (вплоть до того, какими словами и действиями) я обеспечила ему стресс и почему у него возникла именно такая реакция...»
«У моего сына с 4-летнего возраста проблемы со стулом... Ничего не помогало. Все это в течение 5 лет... После окончания всего тренинга я увидела много (лично для меня) изменений у себя, в своем отношении к окружающему социальному миру. И совсем не обратила внимания, что сын стал чаще ходить в отведенное место. Да и он сам у меня спросил: «Мама, а что со мной случилось, я стал ходить в туалет, как ты».